педагогический опыт воспитателя Чулковой И.В.

Опубликовано: 19:37:43 19-11-2015

Актуальность  и  перспективность  опыта:

        В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители пред­почитают занять ребенка спокойными играми, рисованием, просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет».

Несмотря на возросший интерес к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных центров, оборудованных детских площадок и т. п., дети, как правило, лишены возможности вести активный образ жизни. Родители стремятся устроить детей в тот детский сад, где лучше всего «готовят к школе». Кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами: иностранными языками, обучением чтению и письму, рисованием; физическая культура в этом перечне дополнительных услуг встречается очень редко.

      «Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

Условия  формирования  опыта:

На формирование опыта работы оказало влияние изучение методической литературы по данной теме. Опыт  работы  по  теме: «Динамическая  пауза  в  образовательной  деятельности  и  режимных  моментах» сложился  постепенно. В  течение  нескольких  лет  физкультурно-оздоровительное  направление  является  основным  направлением  нашего  детского  сада.  Система  нашей  работы  не  ставит  целью  достижение  высоких  результатов. Главное  в  нашей  работе – помочь  детям  проявить  их  собственные  потенциальные  возможности, приобщить  их  к   здоровому  образу  жизни, привить  любовь  к  физической  культуре.

Теоретическая  база  опыта:

    Алямовская  В.Г. отмечает,  что  современные  дети,  в  отличие  от  своих  сверстников  прошлых   поколений,  практически  не  играют  в  подвижные  игры, предпочитая  виртуальные  компьютерные  игры,  которые  никак  не  могут  удовлетворить   биологическую  потребность  растущего  и  развивающегося  организма   в  движениях  и  положительных   эмоциях.  Сивцова А.М. отмечает, что  использование  двигательных  действий  в  качестве  динамической  паузы   защищает  ещё   неокрепшую  нервную  систему  и  опорно–двигательный  аппарат   детей  от  длительных  перегрузок. 

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в  дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится целенаправленно действовать в нём.

   

Технология  опыта:

       В   соответствии  с  ФГОС  к  «Основной   общеобразовательной  программе  дошкольного  образования»,  в  нашей   работе  образовательная  область «Физическое  развитие»  включает  в  себя: утреннюю  гимнастику, двигательную  деятельность  педагога  и  детей, динамические  паузы, праздники  и  досуги, самостоятельную  игровую  деятельность  детей,  дыхательную  гимнастику,  бодрящую  гимнастику  после  сна.

       Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные ,пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, ходьба по ребристым дорожкам, пуговицам, и т.д.. Динамические паузы мы используем в непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.

 Традиционно педагогическая наука на протяжении многих десятков лет предлагает использовать на занятиях физкультминутки, как эффективное средство повышения работоспособности детей.  Выполнение 3–5 физкультурных упражнений в середине занятия улучшает функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, организма в целом. Грамотно подобранная физкультминутка, соответствующая теме занятия, способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Познание себя, своих возможностей, окружающего мира у дошкольников в значительной степени происходит благодаря моторной деятельности. Иногда мы относимся к физкультминуткам как к досадной необходимости, а на самом деле это средство повышения эффективности усвоения учебного материала, совершенствования восприятия, мобилизации разных видов памяти                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   (словесно-логической, моторной, тактильной, эмоциональной, рефлекторной).

Обратимся еще к одному положительному аспекту динамических пауз. Остроумное, веселое, удачно подобранное маленькое стихотворение детского поэта или произведение устного народного творчества, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на занятии, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков.

Динамические паузы, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создаёт благоприятную атмосферу.
  2. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой.
  3. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества.
  4. Обучающую – даёт новые знания, умения, навыки, и закрепляет их.
  5. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы.
  6. Коррекционную – исправляет эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
  7. Профилактическую – предупреждает появление психологических заболеваний.

Утро лучше начинать с психологического тренинга-«Доброе утро, дети!». Предлагаю  детям  встать  в  круг. К первому от себя ребенку протягиваю ладони, рядом стоящий ребенок протягивает свои ладони мне, я говорю: «Доброе утро, Рома! Он отвечает: «Доброе утро, Ирина Викторовна, затем поворачивается к рядом стоящему ребенку, встретившись с  ним  ладонями, говорит: «Доброе утро, Настя» - «Доброе утро, Рома». И так  далее   по   кругу. Игра закончилась, а настроение у детей заметно улучшилось, они окончательно проснулись.

Детям  очень  нравятся такие динамические паузы, как: «Мы  шагаем  по  дорожке», «Узнай по движению, кто это?», «Это  я », «Вот  какие  мы».

С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому мы используем динамические паузы со словами по разной тематике, игротренинги, подвижные игры.

Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно с воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.

При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Также мы используем ритмические движения под музыку. Движения, в сочетании со словом и музыкой, представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова.. Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками. Мы обучаем детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.

В группе создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.            Также в группе созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении: оборудована зона двигательной активности, которая оснащена физкультурным инвентарём,  спортивными игрушками, дорожками здоровья. Физкультурный инвентарь и физкультурные пособия соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям, пространству двигательной зоны.

Анализ  результативности  опыта :

        Можно  сделать  следующие  выводы:

 -успешность  применения  физкультминуток  на  занятиях  зависит  от  их  разнообразия  и  качественных  характеристик.

- грамотно  подобранные  динамические  паузы, смысловое  содержание  которых      соответствует теме  занятия, становятся  его  гармоничной  частью и  способствуют      повышению  эффективности   усвоения  учебного  материала.

- креативность  и  педагогическое  мастерство  воспитателя, умелый  подбор  и              неоднократное  включение  в  структуру  занятия  соответствующих    игровых  движений,  сопровождаемых  речью, способствует повышению  интереса  к учебному  материалу, оказывает  на  детей  позитивное  и  комплексное  воздействие, помогает  сохранить  и  укрепить  их  здоровье.

 

Трудоемкость:

Организация  данной  работы  не трудоёмка  при   знании  методики  проведения  динамической  паузы.

 

Адресность  опыта:

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

 

конспект занятия:

 https://yadi.sk/i/xHyHPoYwmGR3g

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: