Физическое развитие детей по повышению двигательной активности в МБДОУ № 11 "Берёзка"

Опубликовано: 23:40:09 19-11-2015

Автор: Хохлачева Анжела Сергеевна

Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Человек — её высшее творение природы. Но для того, чтобы  наслаждаться его сокровищами, он должен соответствовать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым и дружить с и физкультурой.

 Древний человек, чтобы обеспечит своё существование, должен был залезть на дерево и сбить с него плод, догнать добычу, перепрыгивать препятствия, балансировать на ограниченной площади, ориентироваться в пространстве.

 Что же такое двигательная активность?

 Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Это средство приобщения детей к здоровому образу жизни.

  В теории и методике физического воспитания выделяется три вида двигательной активности:

• Регламентированная

• Частично-регламентированная

• Нерегламентированная

 В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить детей на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность).

Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности ДА.

 

1 подгруппа - высокая

2 подгруппа средняя

3 подгруппа - низкая

Это дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объема и продолжительности ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто невнимательны при объяснении и выполнении заданий.

Эту подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей ДА. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.

Дети с этим уровнем имеют низкий объем ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в ДА, но и спланировать содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возраста, уровнем ДА, режима.

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием и является двигательная активность детей. Её основная задача — улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.  В системе физического воспитания в детском саду я использую следующие организованные формы двигательной деятельности детей:  — утреннюю гимнастику, физкультминутки; 

— физкультурные занятия;  — подвижные игры и физические упражнения на улице;  Такие формы двигательной активности, как физкультурные досуги, праздники,  «дни здоровья», физкультурные паузы. Наряду с традиционными формами физкультурных занятий эффективными являются и нетрадиционные: сюжетно-ролевые, игровые (на основе подвижных игр, эстафет), тренировочные (с использованием спортивных комплексов).  Двигательная активность – важный фактор полноценного роста, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста является подвижная игра. В ней находят выражение основные потребности ребенка в движении.

За время пребывания в детском саду дети проходят большой путь в развитии движений. Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физкультуре. В поисках путей и средств повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях, прежде всего я предусматриваю оснащение занятий всеми необходимыми пособиями и физкультурным оборудованием. При изготовлении нетрадиционного оборудования и пособий вношу некоторые изменения и дополнения, руководствуясь рекомендациями, публикуемыми в журнале «Дошкольное воспитание», в методической литературе, а также журнале инструктор по физической культуре. В спортивном зале имеется большой ассортимент спортивного инвентаря:

-  гимнастические скамейки

длиной 2,5 м;

- гимнастическая стена

высотой  2,5 м;

- гимнастическая лестница;

- груша;

- скакалки;

- мячи разного диаметра;

- кегли;

- фитболы;

- мешочки для метания;

- массажные дорожки;

- обручи;

- мягкие модули;

- маты;

- канат;

- гимнастические палки разной длины и м.д.

Все это сократило время на ожидание и позволило детям больше упражняться в тех или иных движениях. Оборудование и пособия разместила  так, чтобы не загромождать полезную площадь зала, чтобы дети могли свободно подойти и самостоятельно взять или поставить любой предмет на место. Весь спортивный инвентарь хранится в доступном месте детей и находится на уровне его роста. Такое размещение физкультурного оборудования дает возможность детям активно участвовать в подготовке зала к занятиям. Оборудование и пособия они расставляют, а затем убирают самостоятельно. Это воспитывает организованность, трудолюбие, помогает детям быстрее освоить названия и назначение физкультурного оборудования и пособий. Иногда я или воспитатель предлагаем  дежурным подготовить оборудование для выполнения основных движений, не называя его, а только напоминая основные движения, которые будут дети выполнять, например: «Сегодня на физкультурном занятии будем упражняться в прыжках в длину с места, выполнять упражнение на равновесие и метать мяч в вертикальную цель. Идите в зал и подготовьте необходимое оборудование». Такие задания не только закрепляют знания детей о назначении оборудования, но и помогают им более осознанно готовиться к занятию. Рациональное использование времени и повышение двигательной активности на занятиях во многом зависит от правильного выбора способов организации детей при разучивании, закреплении и совершенствовании основных движений. При выборе того или иного способа организации коллектива все педагоги должны учитывать задачу занятия и его содержание, уровень двигательных навыков детей, их физическое развитие. Основными способами организации детей старшего дошкольного возраста в основной части физкультурного занятия я считаю групповой, а фронтальный, посменный и индивидуальный используем в различных сочетаниях: групповой и посменный, групповой и фронтальный, в зависимости от цели и содержания занятия. На физкультурном занятии я стараюсь повысить не только физическую активность, но и умственную. О необходимости прочной связи между физическим и умственным воспитанием, сознательности овладения движениями писал выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт. Он выступал против подражательных, механических методов обучения движениям и считал важной задачей физического воспитания научить детей анализировать свои движения и сознательно ими

 управлять. Для осознания движения важна связь между мышечным ощущением, двигательным представлением и словом. Слово помогает выделить такие качества движения, как направление, амплитуда, сила, быстрота, темп, ритм, а главное — точнее их ощущать, что позволяет детям лучше управлять движениями. Вот почему при подготовке к занятию я задумываюсь над тем, в какой форме преподнести объяснение, на что в первую очередь направить внимание детей при показе, какой элемент движения выделить особо.

Во время занятия я или воспитатель должны давать оценку качества выполненного движения. Он не ограничивается односложными замечаниями — правильно или неправильно выполнено движение, а называет ребенку его ошибку, например: слабо оттолкнулся, приземлился на всю ступню, не рассчитал место толчка и подсказывает правильный способ выполнения движения: «Оттолкнись с силой, не замедляй разбег перед прыжком», — предлагает выполнить упражнение еще раз. После такого общения с детьми по ходу занятия практически отпадает необходимость в оценке движений в конце занятия. Влияет на двигательную активность и эмоциональный настрой. Я и воспитатели должны стремиться вызвать у детей радость и оживление на физкультурном занятии, разрешать им общаться между собой, но советуют быть при этом внимательными и не мешать товарищам, слушать и выполнять указания. Тон разговора с детьми на занятии, как правило, дружеский, эмоциональный и в то же время требовательный. Практика работы нашего детского сада показала, что при внимательном отношении к подбору содержания занятий и методике их проведения; целесообразной организации условий можно достичь хорошей моторной плотности и обеспечить детям необходимую двигательную активность.  Кроме того, я решаю основную задачу — развитие двигательных навыков и умений дошкольников.

Помогают в решении этой задачи нетрадиционный спортивный инвентарь, стимулирующий основные движения. При изготовлении нетрадиционного инвентаря, который использую в процессе занятий, учитываю цветовой спектр и возраст детей. Дети с удовольствием занимаются на физкультурных занятиях,  особенно любят наши дети кататься на самокатах и прыгать на фитболах.  Начинаю игру с небольшой группой, чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда все дети подгруппы усвоили правила, перехожу к игре со всеми детьми. В процессе игровой деятельности своё внимание направляю на совершенствование основных видов движения (бега, прыжков, лазанья). Следовательно, игры должны подбираться так, чтобы в них происходило постепенное усложнение движений.  В средней и в старшей группах воспитатель вначале рассказывает детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает, кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребёнок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.  В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности.  В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшем — при самостоятельной организации ими игры. Считалка даёт возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.  В старшей группе дети должны знать разные считалки.  Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми.  Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки и т. п.).  Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.  Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе должен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.  Внимание воспитателя направлено на качество движений, чтобы они стали лёгкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость. Основное место в этой группе занимают игры спортивного характера с мячами, скакалками, обручами, флажками. Это игры с делением на команды с элементами соревнования в быстроте, ловкости.  Как и раньше, воспитатель организует игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами. Воспитатель учит детей строго соблюдать правила, договариваться о последовательности действий, чтобы в дальнейшем они могли играть самостоятельно. Игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение, способствуют воспитанию организованности.  Если дети не умеют, надо научить их пользоваться считалками и другими средствами организации игры.  В играх вдвоём, втроём, когда надо определить, кому начинать игру, можно не считаться, а конаться. Это делается разными способами. Например, играющие берут две палочки разной длины, зажимают в руке так, чтобы не было видно, какая длиннее. Один из играющих вытаскивает любую из палочек: если он вытянул длинную, то ему и начинать игру, если короткую — начинает другой. Можно конаться и так: обе партии играющих встают с двух сторон, воспитатель становится посредине и подбрасывает биту вверх так, чтобы при полете она вращалась. В чью сторону бита упадет ручкой (или палка намеченным концом), та команда и начинает игру.  Воспитатель добивается, чтобы все дети играли в разнообразные игры, иначе развитие их будет односторонним: одни будут упражняться только в метании, другие — в прыжках и т. п.  Подвижные игры занимают должное место в жизни детей, если сам воспитатель хорошо знает их и с удовольствием играет с детьми. Нужно, чтобы среди игр, в которые дети с удовольствием играют ежедневно, были и народные игры.  Таким образом двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы. Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается. Своевременное развитие движений, формирование жизненно необходимых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений — от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). Причем развитие движений идет параллельно с физическим развитием. Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны, задержка и отклонение от нормы в физическом развитии тормозят формирование жизненно важных умений. Хорошо и своевременно организованное использование предусмотренных программой средств физической культуры в единстве с режимом питания, сна и т.п. облегчает и стимулирует развитие моторики детей дошкольного возраста. По мере накопления двигательного опыта, совершенствования морфофункциональных свойств организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.

ЛИТЕРАТУРА.  1.Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ,2001 г. 

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: