"Ребёнок и здоровье"

Опубликовано: 23:42:14 19-11-2015

Автор: Хохлачева Анжела Сергеевна

Инструктор: Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее и доброе слово, желая друг другу здоровья. Так и мы обращаемся к вам – здравствуйте.

Медсестра: Тема нашего лектория “Ребёнок и здоровье”.

  1. Из чего складывается здоровье? (Мозговой штурм)
  2. Физический компонент (Состояние организма)
  3. Психический компонент (Память, внимание, сон, воображение, мышление, эмоции)
  4. Духовный компонент (Интересы человека)
  5. Социальный компонент (Условия труда и отдыха, питание, жилище)

Инструктор: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)

Медсестра: Факты, определяющие здоровье:

  1. Наследственность – 20%.
  2. Медицина – 10%.
  3. Окружающая среда 20%.
  4. Образ жизни – 50%.

Таким образом, образ жизни в большей степени влияет на здоровье.

Инструктор: Для нормального физического роста дошкольника, для правильного развития его нервной системы равномерное чередование работы и отдыха, то есть правильный режим дня, соответствующий возрасту ребёнка.

В нашем детском саду дошкольники знают, что такое режим дня и как он осуществляется.

Медсестра:  Процесс.

Приучения к распорядку требует от дошкольников на первых порах большой выдержки, упорства. И далеко не всем детям без надзора, без контроля родителей удаётся его осилить.

Верно говорят, что наше поведение от недостатка воли страдает больше, чем от недостатка знаний.

Чтобы жизнь по режиму стала привычной, двух дней мало даже более волевым людям. Приучать к режиму надо не один и не два дня, а до тех пор, пока правильный ритм жизни не станет у ребенка внутренней потребностью. Как и когда наступает этот момент, объяснил в своем учении о рефлексах знаменитый советский физиолог И. П. Павлов.

Рефлекс, говорил он, это ответ организма на раздражение окружающей внешней среды. Рефлексы бывают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Например, в ответ на неожиданный укол или ожог наша рука, помимо нашей воли, мгновенно отдергивается от раздражителя – иголки, огня. Это и есть безусловный рефлекс.

Откуда рука получает этот молниеносный приказ? Из коры больших полушарий головного мозга, который вместе со спинным мозгом составляет нашу центральную нервную систему. Кто сообщает в головной мозг об опасности, угрожающей руке? Чувствительные нервные окончания в коже, которые называют рецепторами, Вот от этих рецепторов по нервным проводникам (периферической нервной системе) и передаются в мозг сигналы о раздражениях. В ответ на эти сигналы нервные клетки соответствующих отделов коры головного мозга приходят или в возбуждение, как при ожоге, уколе, или в состояние торможения. Так бывает, например, когда человек на несколько мгновений от испуга или, услышав о неожиданном несчастье, лишается речи.

Инструктор: Примером условных рефлексов могут быть те, которые отражают в коре головного мозга нашу повседневную трудовую деятельность. Дошкольник приучил себя по утрам делать гимнастику. И едва из радиоприемника он услышит привычную мелодию, как в коре головного мозга возбуждаются соответствующие нервные клетки, Они, в свою очередь, приводят в действие необходимые мышцы и двигательные органы. Ребёнок сидит на занятиях – возбуждение нервных клеток возникает уже в другом участке головного мозга. Для чего существует время для проведения занятий? Для того, что ребёнок, занимающий без перерыва час, он перестает понимать то, чем он занимается. Утомление происходит потому, что в нервных клетках начался процесс торможения, который оберегает их от истощения. Значит, надо дать этим клеткам отдохнуть, заставив работать другие; с этой целью в нашем детском саду и существует программа «Детство», где расписан режим дня ребёнка и время проведения учебной деятельности.

Медсестра:Таким образом, переход человека от одной деятельности к другой сложен: он связан с торможением одних нервных клеток в больших полушариях мозга и возбуждением – в других. Причем люди, имеющие от рождения подвижный, живой характер, о которых мы говорим, что они легко загораются, довольно быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Но зато они с большим трудом могут длительное время сосредоточиться на какой-то определенной работе, особенно не очень для них увлекательной.

И наоборот, человек от природы вялый, медлительного темперамента с огромными усилиями меняет вид деятельности, но более продолжительное время может заниматься каким-то одним делом.

Каждому человеку уже с дошкольной скамьи, независимо от того типа нервной системы, с которым он родился, в течение дня приходится не раз переключаться с одного дела на другое, заниматься длительное время тем, чем в данный момент не хочется.

Вот тут-то и приходит на помощь режим. Когда дошкольник приучит себя ежедневно в одно и те же время совершать одни и те же действия (в одно время вставать, делать гимнастику, выходить из дому в детский сад, гулять на улице и отдыхать), то этот определенный порядок внешних явлений будет отражаться в клетках коры головного мозга в виде целой согласованной системы условных рефлексов. Эту систему условных рефлексов Павлов назвал динамическим стереотипом. Следовательно, стереотипы – это наши привычки.

Инструктор:  Правильный режим – очень полезный для человека стереотип. Он облегчает, ускоряет, экономит работу нервных клеток мозга, оберегает их от быстрого истощения.

Образование всякой привычки – стереотипа, в том числе и привычки к режиму, предшествует длительная, трудная, очень напряженная тренировочная работа нервных клеток. Вот почему в период освоения режима детям очень нужна помощь взрослых, их постоянная требовательность, нужен систематический контроль.

Как только правильный ритм жизни закрепится в коре больших полушарий в виде определенных рефлексов – согласованных процессов возбуждения и торможения, для клеток начинается самая легкая форма работы – только поддерживать установившийся стереотип.

В поведении человека это выражается в том, что все его привычные действия совершаются как бы автоматически, без лишнего утомляющего, беспокойного нервного напряжения.

“Полежу еще пять минуток... Еще одну минутку. С такой беспокойной работы мысли начинается утро у многих ребят, которые не приручили себя к режиму.

Дошкольник, привыкший к режиму, без усилий и всяких лишних рассуждений с самим собой приступает к привычным физическим движениям: заряжает себя на целый день бодрым, хорошим, работоспособным настроением.

Медсестра:Таким образом, режим помогает человеку оберегать свою нервную систему от переутомления, способствует более лёгкой продуктивной экономичной работе клеток, воспитывает сильную волю, дисциплинирует. А нервная система, как мы видели, управляет работой всего организма. Вот почему мы говорим, что режим дня укрепляет наше здоровье.

Конечно, бывают обстоятельства, когда приходится иногда нарушить свой режим дня. Это не беда! Плохо, если нарушения без уважительной причины превращаются в систему, ибо условные рефлексы могут угасать. То, что часто не повторяется, забывается. Тогда трудную работу по приучению к режиму придется потом начинать почти заново.

Заботой о равномерном чередовании труда и отдыха не исчерпываются родительские волнения, связанные с режимом жизни детей. Немало тревожных минут доставляет в семье, особенно матерям, и вопрос о правильном питании ребенка.

У дочки или сына плохой аппетит, они уходят в детский сад почти голодными.

Родители обеспокоены. И волнения их понятны. Ведь ребёнку на каждый килограмм веса тела нужно больше пищи, чем взрослому человеку. Будучи очень подвижными, они расходуют за день много энергии. Ее нужно восполнить достаточным питанием, иначе ребенок будет терять, силы. Так, на 1 килограмм веса школьнику в 6-7 лет необходимо 80 больших калорий.

Значительное количество питательных веществ дошкольнику требуется для его роста: для образования новых тканей, накопления массы тела. Врачебные наблюдения показывают, что до 7 лет ежегодные прибавки роста равняются примерно 7–8 сантиметров.

Составляя суточное меню для дошкольников в нашем детском саду, приходится думать не только о количестве пищи, но и о ее качестве, как по вкусу, так и по составу питательных веществ. Требуя разнообразия в питании детей, врачи имеют в виду не только то, что одни и те же блюда, бесконечно повторяясь, надоедают. Только в разнообразную пищу могут войти все вещества, необходимые для нормального роста и хорошего физического развития дошкольника: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.

Белки имеются в мясе, яйцах, рыбе, молоке, твороге, сыре. Они составляют основу каждой клетки организма.

В рыбьем жире, сливочном масле, сметане, сливках, в яичном желтке находятся жиры. Сгорая в организме, они дают большое количество энергии и тепла.

Хлеб, мучные изделия, крупы, картофель, сахар, мед, фрукты, ягоды, овощи, бобы, горох содержат углеводы, которые восстанавливают в организме израсходованную энергию.

В разных продуктах содержатся и различные минеральные вещества и витамины. Например, фосфор и кальций, необходимые для построения костей скелета и зубов, имеются в молоко, мясе, яйцах, сыре, печени, мозгах, твороге, простокваше, рыбе.

Железо, которое входит в состав гемоглобина крови и способствует переносу кислорода к тканям, есть в яичном желтке, в капусте, яблоках, грушах, землянике, муке грубого помола.

Нехватка витаминов А, В, В, С в пище вызывает различные тяжелые болезни. Этих витаминов много в сырых фруктах, овощах, печени, почках.

Подробно все эти вопросы освещаются в книгах о детском питании, в журнале “Здоровье”.

Инструктор:  Исключительно важным моментом в режиме дня является и его начало – утренняя гимнастика. Она помогает дошкольнику подготовить свой организм к трудовому дню. Когда человек спит, его нервная система находится в состоянии торможения. Поэтому во время сна дыхание бывает слабое, поверхностное, в легких скапливается углекислота, движение крови замедленное. Например, очень мало крови поступает в мышцы, так как они бездействуют, но зато сосуды селезенки и печени расширяются, в них поступает некоторое количество избыточной крови.

После первых же потягиваний с вдохом и выдохом легкие растягиваются, наполняются кислородом, углекислота из них удаляется. Сердце начинает биться учащённее и посылать кровь ко всем органам, в том числе и к мышцам, которые во время зарядки постепенно все включаются в активную работу. Сосуды печени и селезенки теперь сжимаются и посылают скопившуюся за ночь кровь в общее русло. Разнообразные физические упражнения для туловища, ног, рук, шеи делают все мышцы более растяжимыми, суставы – гибкими. Вот почему после утренней гимнастики все тело становится подвижным.

Польза утренней гимнастики очевидна, дети с удовольствием ежедневно занимаются по времени в соответствии с возрастными особенностями детей. Утренняя гимнастика соответствует режиму и становится привычкой для дошкольника.

Наконец ребенок начинает уже без всякого напоминания и принуждения заниматься по утрам гимнастикой. Но утренней гимнастикой  не ограничивается потребность детей в физических движениях.

Человеку, особенно дошкольнику, нужны сильные, твердые, растяжимые, крепкие мышцы. Чем больше ребенок двигается, тем активнее работают его мышцы, тем больше кислорода и питательных веществ приносит к ним кровь. А это в свою очередь способствует росту мышц, увеличению их длины, толщины. Вместе с мышцами растут, крепнут кости, к которым они прикреплены. Кроме того, чем больше и лучше работают мышцы всего тела, тем сильнее и чаще приходится сокращаться сердечным мышцам, они выбрасывают больше крови, что укрепляли и легкие, увеличивая их емкость, делает само сердце более сильным, выносливым.

Следовательно, физические упражнения укрепляют организм ребенка в целом. Нужно только, чтобы они соответствовали возрасту, степени физической подготовки, состоянию здоровья, чередовались с отдыхом. В нашем детском саду инструктор по физической культуре, медсестра и воспитатели  заботятся об этом, а родители – дома.

Физический труд, подвижные игры, физкультурные занятия, спортивные студии, которые дают возможность дошкольникам удовлетворять потребность своего растущего организма в физических движениях. Особая роль в физическом развитии детей принадлежит подвижным играм. Взрослых иногда поражает, иногда раздражает эта неуёмная жажда движений. И гораздо реже они делают правильный вывод: подвижные игры могут оказать самое положительное воздействие на физическое развитие ребенка, если их взять под свой контроль. Ведь чаще всего почти все дети до 7 лет играют в одни и те же игры. Если же взрослый подскажет и покажет им новые, увлекательные, соответствующие их возрасту, времени года, условиям, то они будут только рады и благодарны.

Познакомиться с описанием интересных подвижных игр можно в книгах и брошюрах, посвященных специально вопросу физического воспитания детей, где дается подробное описание множества игр для самых разных возрастов.

Для того чтобы систематические занятия физкультурой способствовали физическому совершенствованию организма, родителям необходимо помочь дошкольнику избрать для постоянной тренировки вид спорта с учетом здоровья, возраста, слабых и сильных сторон физического развития сына или дочери. Тут, конечно, не обойтись без совета врача и инструктора по физической культуре.

Медсестра: Любой вид спорта, закаляя, укрепляя здоровье детей, помогает совершенствовать свою личность.

Но нет на свете Прекрасней одёжи, Чем бронза мускулов И свежесть кожи.

Эти строки из стихов Маяковского невольно приходят на память, когда на берегу речки видишь ребят загорелых, жизнерадостных.

Дети любого возраста очень любят в солнечные летние дни загорать и купаться в прохладной речке, готовы часами сидеть на солнце для того, чтобы их тело стало коричневым от загара.

Естественные силы природы оказывают благотворное влияние на организм только в том случае, если их используют умеючи, без злоупотреблений. Поэтому роль взрослых и заключается в том, чтобы приучать своих детей сознательно следовать правилам пользования воздухом, солнцем и водой. Цель закаливания заключаете в том, чтобы сделать организм устойчивым по отношению к различным внешним условиям; к охлаждению или перегреванию, к влажному или сухому воздуху, к ветру.

Закаливание воздухом (воздушные ванны) лучше всего начинать летом, о тени при температуре воздуха не ниже 18–20°. Первая ванна продолжается 10 минут, а в последующие дни она удлиняется на 3–5 минут и может быть доведена до полутора – двух часов. В ненастные дни воздушные ванны можно принимать на веранде, в комнатах при открытых окнах. Зимой ребенок принимает воздушную ванну, когда в трусах и тапочках при открытой форточке занимается зарядкой.

Та же постепенность и систематичность требуется и при закаливании солнечными ваннами. Эти ванны начинают, закрыв голову полотенцем, с 4–5 минут и доводят до 40, Принимают их на безветренной площадке, на деревянных топчанах или одеяле, причем грудь, живот, спина, правый и левый бок подставляются поочередно навстречу солнечным лучам. Помимо закаливающего действия, целебное свойство солнечных лучей заключается в том, что под их воздействием в коже ребенка накапливается витамин Д, убиваются болезнетворные микробы на коже. У некоторых детей солнечные лучи вызывают повышенное нервное возбуждение, кроме того, облучение солнцем вредно при некоторых заболеваниях. Поэтому, прежде чем приступать к закаливанию солнцем, родителям необходимо посоветоваться с врачом.

Закаливание ребенка водой можно проводить в течение всего года. Зимой, осенью и весной ребенка можно ежедневно (после гимнастики) обтирать или обливать сначала водой в 28–30°, а потом довести эту температуру до 18–20, снижая постепенно ее на один – полтора градуса. После обтираний и обливаний тело энергично досуха растирается полотенцем. Летом при температуре воды не ниже 19–20° дети с удовольствием купаются часами в реке, в озере или в море, а длительность пребывания их в воде не должна превышать 10–15 мин., и то при условии непрерывного движения.

При некоторых заболеваниях сердца, болезнях почек и других заболеваниях купание приносит не пользу, а вред. Следовательно, закаливание водой можно проводить после врачебного обследования.

Инструктор:  Здоровье – самый драгоценный дар природы, который человек получает от природы. Чтобы укрепить его, нужно смолоду закалять свой организм, придерживаться рационального образа жизни, стремиться к физическому совершенству.

Уважаемые родители! Какие у вас возникли к нам вопросы по поводу сегодняшнего мероприятия? Спасибо за внимание.

 

 

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: