a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ"

Автор: Корякова Татьяна Дмитриевна Опубликовано: 2015-11-22 21:21:23

 

Тип проекта: групповой, долгосрочный

Актуальность

            Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

          Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

       Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

         В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

         Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

       С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

         Особое внимание в деятельности  ДОУ  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

         Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

        Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

           Насыщенность народного праздника иди игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Актуальность программы также обусловлена тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко обозначены основные принципы дошкольного образования одними из которых являются:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

             Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации  в рамках реализации национально-регионального компонента в ДОУ» предназначен для воспитанников подготовительной к школе группы.

Особенность программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с народными традиционными праздниками родного края. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Цель проекта: разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время цели духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования с учетом регионального компонента которые позволяют решить следующие задачи :

- Создание условий для организации образовательного пространства с учетом регионального компонента;

-Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, 

- формирование  у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- формирование общей культуры личности на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил. И норм поведения в интересах человека, семьи. общества;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Участники проекта

- воспитатели; - музыкальный руководитель;  - дети в возрасте  6-- 7 лет; - родители (законные представители); - социальные партнеры (МОУ «Александровская  СОШ», Александровская сельская библиотека)

В качестве методов работы были определены: наглядно-действенный, словесно-образный, практический,  статистическая обработка, обобщение и анализ полученных результатов.

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях; -  экскурсии, целевые прогулки.

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; - чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; - ответы на вопросы педагога, детей; - проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); - сообщения дополнительного материала воспитателем;

-  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; - разбор  житейских ситуаций; -  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  1. :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

-  проведение  игр: со строительным материалом, дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.; - изготовление кукол к сказкам; - организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений; - проведение  экскурсий различной направленности; - организация  вечеров с родителями, для родителей; - изготовление с детьми наглядных пособий; - организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Пасхальный сувенир.)

Объектом исследования является народные традиционные праздники.

Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития духовно-нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Гипотеза эксперимента заключается в использовании педагогами средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

      Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной традиционной культуре. 

Новизна проекта

Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Теоретическая значимость проекта.

Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития духовно-нравственного  воспитания детей в совместной деятельности могут стать важным ориентиром для создания проектов другими образовательными учреждениями;

сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов духовно-нравственного  работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для методических разработок; нормативно-правовая база, разработанная в процессе формирования системы патриотического воспитания – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.

Практическая значимость проекта.

Предложенные критерии оценки эффективности и результатов духовно-нравственного  воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи духовно-нравственного  воспитания. 

Познавательная значимость проекта

Исследование корней  народного праздника, раскрытие его мифологемы, а также анализ той или иной праздничной традиции помогает воспитанникам  развиваться в познавательной деятельности.

В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

-доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов);

-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и обучаемого в социуме, реализация собственных духовных потребностей);

-научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

-   Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

 

Сроки и этапы реализации проекта.

 

  1. Сроки реализации проекта.

Начало

Окончание

Ожидаемые результаты

2015 г.

2016 г.

  1. интеллектуальных и творческих профессиональных конкурсах различного уровня.

 

 

Этап

Начало

Окончание

Ожидаемые результаты

I

Подготовительный

 

 

  1. применению метода проектов.
  2. интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.
  3. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации
 

регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС ДО»

II

 

Основной (продуктивный)

   

1. Разработка и апробация конспектов мероприятий.

  1. и информационного наполнения медиатеки для информационной поддержки проекта. Создание каталога.
  2. Участие в научно-практических конференциях,  интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

III

Итоговый (презентативный)

  1. интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.
   

 

 

Ожидаемые результаты  реализации проекта.

для детей:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-       формирование чувств национального достоинства;

-       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

-       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

-      объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к народной национальной культуре.

-       разработка перспективного планирования по духовно-нравственному воспитаниюна основе народных традиционных праздников.

для родителей:

-       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- Формирование партнерского сообщества сотрудников ДОУ , детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива  с образовательными и культурными структурами села.

             Ресурсы необходимые для запуска проекта:

 1.  Кадровое обеспечение программы. – воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ, педагогический стаж работы 31год.

 

 Список научной и методической литературы, используемой при реализации проекта

Автор

Название

 

Конвенция о правах ребенка.

 

Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Концепция дошкольного воспитания.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М: ТЦ Сфера, 2014.

 

СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Бурляева О.В.

«Мы в Мордовии живём: примерный региональный модуль программы дошкольного образования».-Саранск:морд.кн.издательство, 2011.-104с.

Гребеньков В.А., Меньшиков В.М.

Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений.- Курск:

Кисилева Л.С.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

 

О.Л.Князева, М.Д.Маханева

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (2001г.).

 Организации, осуществляющие научное сопровождение программы

Количество специалистов, сопровождающих

научное сопровождение программы

МРИО

консультации

МГПИ им.М.Е.Евсевьева

консультации

МОУ «Александровская СОШ»

1

 

Общее количество оргтехники

Список оргтехники, используемой при реализации проекта

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Ноутбук

МФЦ

Медиапроектор

Экран

Магнитофон

Музыкальный центр

Фотоаппарат

 

   4.2.  музыкальный зал – 1;

   4.3.  наличие специализированных уголков; мини-музей «Мордовская изба», мини-музей хлеба

 

V. Информационное обеспечение.

 

   5.1. наличие Интернета;

  5.2. наличие литературы, аудиотек;

  5.3. обеспеченность научно-методической литературой;

  5.4.  банк данных на участников программы.

 

VI.  Внешние связи  и социальное партнерство.

 

  1.  МОУ «Александровская СОШ»
  2.   МУДОД «Александровская школа искусств»,
  3. Александровская сельская библиотека,
  4. Центр дополнительного образования для детей Лямбирского муниципального района ..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план проекта.

 

Сроки

Мероприятия

Предварительная работа

Сентябрь

  1. 2.  Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
 

Октябрь

Праздник урожая, посвященный дню сельского хозяйства

Праздник «Покров» Кукольный спектакль: Сказка – «Шарф – Покров»

Беседа об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях, разучивание песен, загадок, русских народных игр.

Ноябрь

 

Обычаи и традиции праздника «День матери».

Изготовление поздравительных открыток.

Разучивание песен, стихов, пословиц о матери.

Декабрь

Тематическое развлечение «Колядки».

 

Разучивание рождественских колядок, русских народных игр.

Январь

  «Праздник Рождества»

Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядится на святки, знакомство детей с литературными произведениями о Рождестве, разучивание стихов.

Февраль

«Силачи и богатыри русские» «Сретенье» - мордовский фольклорный праздник «Встреча весны»

Беседа о богатырях, полководцах, воинах России (картины, иллюстрации, чтение рассказов о подвигах, подвижные игры).

Беседа о празднике «Сретенье», обычаях, традициях, обрядах.

Разучивание мордовских прибауток, закличек, песен.

Март

«Эх, да Масленица!

Беседа о празднике Масленица, обычаях, традициях, обрядах. Разучивание прибауток, закличек, песен. Проведение народных игр.

Апрель

Проведение русских народных игр «Верба – вербочка»

Праздник «Пасха»

Беседа о праздновании вербного воскресения и о вербе.

Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями праздника.

Раскрашивание пасхальных яиц.

Май

«Сабантуй» - праздник плуга(окончание весенне – полевых работ)

Развлечение «День города»

Беседа о  празднике Сабантуй.

Знакомство с обычаями, обрядами праздника.

Викторина «Что ты знаешь о Мордовии»

Июнь

 Развлечение «Троица – праздник русской березки»

День поля – праздник сельского труда

 

Беседа о праздновании Троицы. Разучивание народных игр, хороводов.

Беседа о  сельскохозяйственных профессиях.

Рассматривание сельскохозяйственных машин.

Июль

«День семьи любви и верности»

 

 

История праздника «День семьи, любви и верности» или о памяти святых Петра и Февронии Муромских.

Фотовыставка «Моя семья»

Август

  1. Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на основе народных традиционных праздников в рамках реализации

регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС ДО» предназначенного

для педагогов дошкольных образовательных организаций  и родителей дошкольников

Сбор информации о проделанной работе.

Распечатка фотографий.

Разработка методического пособия по проекту.

Подготовка публикаций на сайт ДОУ.

 

 

                                                                 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: