a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Игровые технологии на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида. Из опыта работы Беловодской Т.Н., учителя русского языка

Автор: Русских Светлана Михайловна Опубликовано: 2015-11-23 00:13:45

Игровые технологии на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида. Использование игровых технологий на уроках письма и развития речи помогаю т вести изучение и з акрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку. Игра на уроках русского языка позволяет обогатить словарный запас, расширить кругозор учащихся. Игра воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной с ит уации. Игра должна соответствовать возрасту, быть увлекательной, нести в себе элементы анализа, способствовать умственному и духовному развитию. В. Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога не только быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально- пассивных детей. Исследование психолога Л. С. Славиной( Славина Л. С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам») показало, что в процессе игры интеллектуально- пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что оказалось на уроке трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Педагогические игры имеют следующую классификацию: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; По характеру педагогического процесса: Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; Познавательные, воспитательные, развивающие; Репродуктивные, продуктивные, творческие; Коммуникативные, диагностические, профориентационные и др. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные; По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные. Урок с дидактической игрой. Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников( восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности) и закрепление знаний, приобретенных на уроках. Дидактическая игра – ценное средство воспитания умственной активности детей. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой материал. Дидактическая игра направлена на усвоение, расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, развитие интересов и способностей. Основная форма обучения в школе – урок. И дидактическая игра в школе применяется как самостоятельный метод, а в отдельных случаях – как дидактический прием. Перед учителем стоит конкретная задача – развивать умственные способности учащихся, учить их мыслить, развивать поисковую творческую жилку, самостоятельность, постоянно создавать в учебном процессе ситуации, требующие повышенных умственных усилий. В решении этой задачи большую помощь учителю окажет использование дидактических игр в сочетании с другими методами обучения. Дидактическая игра предполагает наличие определенных знаний; выполнение задачи, поставленной в ней, требует от ребенка сосредоточенности, внимания, умения выделять в предметах общее и различное, восстанавливать недостающую часть, нарушенный порядок. Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат. Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причем это не всегда практические внешние действия, когда нужно что- то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного. Правила направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правила помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует честности, усвоения способов и культуры общения, ответственности, точности. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр. 1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получа ть удовольствие от игры. 3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.    Требования к подбору игр следующие. 1. Игры должны соответствовать определенным учебно- воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.     Выделяют следующие виды дидактических игр. 1. Игры- упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр- упражнений: кроссворды, ребусы, изографы, викторины, мегаграммы, анаграммы, шарады. 2. Игры- путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры- соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. При проведении игры важны опыт, такт, мастерство педагога, умение вовлечь всех детей, найти способ подбодрить недостаточно активных, при необходимости помочь и поддержать интерес, интеллектуальное напряжение. Объединяя две формы деятельности – игру и обучение, педагог должен сохранить самостоятельный характер игры, ту радость и то удовлетворение, которые она дает ребятам, и одновременно добиваться, чтобы у детей формировались запланированные знания, умения и навыки и осуществлялись качественные сдвиги в развитии познавательных способностей, двигательной активности, нравственном становлении личности. Всякая игра должна бы ть доведена до конца, до получе ния результата. Для учителя это показатель развития детей. А для учеников – их достижение, доставляющее не только удовольствие, но и интеллектуальное удовлетворение, чувство гордости, достоинства, уверенности в свои силах. Использование игровых приемов на уроках. Использование игровых приемов на уроке пробужд ает интерес школьников друг к д ругу. Важно, чтобы учитель использовал в учебно- воспитательном процессе различные игровые приемы и творческие задания, направленные на развитие учащихся: всегда легче запомнить то, что интересно. Для учащихся школы VIII вида игровые моменты имеют особенно важное значение: они повышают интерес, делают более конкретным, наглядным, мотивированным и действенным учебное занятие. Кроме того, включение в урок специальных корригирующих упражнений предполагает развитие высших психических функций ребенка: воспитания различных видов памяти( вербальной, эффективной, образной, двигательной) и ее процессов: запоминания, узнавания, воспроизведения, мышления, внимания. Наиболее часто такие упражнения используются на этапе урока «организационный момент». Эти упражнения сразу включают учащихся в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Начинается урок организационным моментом, продолжительность которого 1- 2 минуты. Цель этого этапа – сконцентрировать внимание учащихся на учителе, настроить их на учебную деятельность. ( Приложение №1) Например, хорошо проходят инструкции следующего типа: - Сядет тот ученик, у кого имя начинается на звук Н, Е и т. д. - Сядут те ученики, у которых в середине имени есть звук А. Возможны различные модификации этой инструкции: - Сядет тот, кто образует слово – признак, прилагательное от существительного: гора- горный, холод- холодный и т. д. - Сядет тот, кто назовет предмет во множественном числе. Чашка – чашки, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка. - Сядет тот, кто подберет к нему глагол( растет, колышется, развивается) . - Сядет тот, кто назовет существительное и т. д. - Подбор синонимов. «Сядет тот, кто подберет слово, противоположное по значению тому, которое назову я: жарко, солнце светит ярко, чистое небо, птицы прилетают, цветы зацветают, редко идет дождь, дни стали длиннее, ночи короче…»- Подбери прилагательное: ( городской) автобус, ( полный) троллейбус, ( зеленый) грузовик, ( красивая) машина, ( веселый) трамвай и т. д. - Подбери глагол к слову: едет мчится подъехало идет троллейбус обгоняет уехало автобус мчится стоит такси едет обгоняет летит ползет- Образуй слово: зеленое платье из шерсти – зеленое шерстяное платье. Словарь: белая шляпа из полотна; черная кепка из сукна; разноцветная косынка из шелка; разноцветный платок из шерсти; голубая шапка, связанная из шерсти; сарафан в цветок из ситца; синяя рубашка из джинсовой ткани; серая куртка из плащевой ткани, вельвета и т. д. - Сядет тот, кто назовет приметы зимы. - Рассмотреть картинку. Подумать, какие можно поставить вопросы. - Упражнение «Что лишнее? ». - Прочитать ряд слов и определить, какое встречается чаще всего( быстро) : лук, мак, коза, маска, лед, снег, доска, коза, мел, книга, оса, коза, зима, нос, коза, стул, коза. На других этапах урока предлагаются упражнения по развитию памяти, внимания, восприятия. Предварительно ученикам дается установка: «Кто быстрее решит задачу, выполнит текст, справится с головоломкой, найдет ошибку и т. п. ». Или такое упражнение на аналитико- синтетическое мышление: На карточках записаны слова: больной, болезненный, больница, боль, заболеть. Расставить по порядку, выделить главное слово. Задания могут быть разложены по красивым цветным конвертам. И учащиеся сами выбирают себе задание. Причем цвет конверта соотнесен со степенью сложности задания: Красный конверт – очень трудное задание( «осколочная картинка») . Синий конверт – задание попроще( картинка, разрезанная ровно на шесть частей) . Желтый конверт – еще более простое задание( картинка, разрезанная на четыре части) . Зеленый конверт – самое простое задание( картинка, разрезанная на две части) . Ученики приучаются к тому, что цвет конверта – это показатель сложности задания. Например, такое задание можно использовать при изучении темы «Безударн ые гласные» – пирамиды разрезаны как осколочные картинки. Кто быстрее соберет пирамиду, соревнование рядов. Сложить пирамиду, вставить пропущенные буквы. Составить предложение со словами. Интересны упражнения на логическое мышление. Они вводятся очень осторожно и поэтапно. Например: Составь из букв слова: а, к, с, о, и, м, р, т; м, щ, а, н, и, ы, г, р; Вставь в слова пропущенные буквы: р … ка т…п… р г… ра т…а… а к… са …к…о Назови слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Например: сов а – альбо м – мор е – ено т- … Назови слова противоположные по значению. Тонкий- … Острый- … Чистый- … Громкий- … Низкий- … Здоровый- … Победа – « Кто больше сочинит ». Подобрать несколько предметных картинок и найти рифму к изображенным на них предметам. Огурец – молодец Заяц – палец Очки – значки Цветок – платок и т. д. Коррекционная направ ленность на уроке письма и развития речи в первую очередь осуществляется в области речевого развития детей, поскольку важнейшая целевая установка уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и их лучшей адаптации после окончания школы. Начальным моментом на уроке является требование давать развернутые ответы на задаваемые вопросы. Далее следует побуждение к передаче своими словами содержания прочитанного или наблюдаемого на картинке, в действительной жизни( природа, общество) в виде краткого рассказа в две, три, четыре фразы. Для умственно отсталых детей, у которых наблюдается затруднение в речи в связи со слабостью мотивации и интеллектуальных данных, включение в занятие игровых моментов способствует активизации высказываний. В занятиях с включением игровых моментов приходят в действия такие мотивы, побуждающие ребенка к высказываниям, которые у него находятся уже в развитом состоянии( связь речи с игрой) . Вместе с тем эта игра включает моменты специального значения – обучение ребенка языку, что обеспечивает возникновение новых учебных мотивов, необходимых для пользования речью в процессе учебных занятий. В этом сочетании и заключается важное педагогическое значение игровых моментов. Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет 4 важнейшие для человека функции: * средства развития мот ивационно- потребностной сферы; * средства развития произвольного поведения; * средства развития умственных действий; * средства познавания. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значени е игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и их проведения, материальной оснащенности, количест ву участников. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу или целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, произвольное внимание, творческие способности. Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в привлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию материала. Этому же служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания; это своеобразный тестовый контроль, проверка усвоения изученного материала, навыков говорения. Игру можно проводить и на уроке, и во внеурочное время, как внеклассное мероприятие. Использование игр требует много сил и времени для подготовки необходимого дидактического материала, но они оправдываются положительными результатами. Вот некоторые примеры игровых приемов. Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. В эту группу входят игры- задания, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом. Данные упражнения могут стать мостками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому( например, от игровой деятельности к трудовой) Фонетические игры – игры- загадки, имитации, соревнования, игры с предметами, на внимательность. Например: Какой звук я задумала? ( игра- загадка) . Учитель называет 5 слов, в которых встречается один и тот же звук. Необычный телефон. ( и гра- соревнование) рисуется телефон. На диске вместо цифр – буквы. Участники набирают слова по определенной теме и называют их. Назови слово( игра с предметом) . Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя какой- либо вопрос, касающийся темы. Правда – ложь. ( и гра на внимательность) . Учитель пока зывает слова, в которых допущены ошибки, а участники должны найти эти ошибки. Скороговорка( игра- имитация) . Участники пытаются произнести за ведущим скороговорку, стишок или фразу на определенный звук. Лексические игры – игры на карточках, загадки, кроссворды. Игры типа «Найди слово», «Соста вь пословицу», «Снежный ком». Н азвать слова противоположные или аналогичные по значению: закончить фразу, выбрать слова к теме. Коммуникативные игры – составить предложение из слов, текст из разбросанных предложений. Коммуникативная игра позволяет сосредоточить и сконцентрировать внимание участников на содержании, тренируя все навыки и умения. Эти игры обладают высокой степенью наглядности. Желание учащихся общаться достигается путем создания учителем конкретных ситуаций. Здесь важно соблюдать принцип постепенного усложнения заданий и нацеливать сначала учащихся на действия по образцу, затем на действия по аналогии с образцом и, наконец, на самостоятельные действия творческого характера. Сюжетно- ролевые игры – позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как эффективное средство создания мотива к диалогическому общению. Особое значение ролевая игра приобретает в изучении диалога речи школьников. Ученики стремятся быть похожими на взрослых, представлять себ я взрослым и совершать соответствующие речевые поступки. Сюжетно- ролевая игра – это эффективный прием работы, вызывающий интерес у учащихся, активизирующий их деятельность, дающий им возможность проявить свои творческие способности, содействующий более глубокому и прочному усвоению нового материала. Вывод: учебно- дидактические игры проводить нужно по ряду причин: и гра в «школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде», - писал Л. С. Выгодский. о тсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу; освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно( многие дети вообще не знают, что такое «учиться») ; имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно- образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов; недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальной школе в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации( освоение им роли ученика, установление взаимосвязей со сверстниками и учителями) . Дидактическая игра способствует преодолению указанных трудностей. Таким образом, дидактическая игра – это игра только для р ебё нка. Для взрослого она – способ обучения. ЛИТЕРАТУРА: Коррекционная педагогика: основ ы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под редакцией Б. П. Пузанова, Москва, 1999 г. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. А. К. Аксенова, Гуманитарный издательский центр, Москва, 2002 г. Рабочие тетради по русскому языку №1, №2, №3, №4. Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. Москва, «Просвещение», 2005 г. 4. Научно- методический сборник «Развитие и коррекция». Москва, 1998 г. 5. Картотека коррекционно- развивающих упражнений на уроках русского языка, литературы и математики( в старших классах коррекционной школы) Е. Д. Худенко, Москва, 2001 г. 6. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. С. Д. Забрамная, Москва, «Педагогика», 1993 г. 7. В. Волина. «Русский язык». « Учимся, игра я». Екатеринбург, 1996 г. 8. В. Волина. «1000 игр с буквами и словами». Москва, « Аст – пресс», 1996г. 9. О. А. Белобрыкина. «Речь и общение»( игра, обучение, развитие, развлечение) . Ярославль, 1998 г. 10. «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Русский язык. Москва, 1998 г. 11. Методическое пособие: «Эффективный прием обучения – игра» 12. А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы. 13. А. М. Бородич «Методика развития речи детей». ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оставить комментарий: