a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (методические рекомендации)

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

(методические рекомендации)

 

В проекте «Национальной докт­рины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патри­отов России, граждан правового  де­мократического, социального госу­дарства, уважающих права и свобо­ды личности, обладающих высокой" нравственностью и проявляющих национальную и религиозную тер­пимость».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к оте­ческому наследию воспитывает ува­жение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помо­жет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей яв­ляется одной из основных задач дошкольного образовательного уч­реждения.

Следует подчеркнуть, что в насто­ящее время выходит достаточно мно­го методической литературы по дан­ному вопросу. Зачастую в ней осве­щаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспи­тания детей в конкретных видах де­ятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма мно­гогранно по содержанию. Это и лю­бовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей нераз­рывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

 —воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; —формирование бережного отноше­ния к природе и всему живому;

—воспитание уважения к труду; —развитие интереса к русским тра­дициям и промыслам;

—формирование элементарных зна­ний о правах человека;

—расширение представлений о го­родах России;

—знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

—развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

—формирование толерантности, чувства уважения к другим наро­дам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на за­нятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое вос­питание ребенка — сложный педа­гогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинает­ся у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — матери, отцу, бабушке, дедушке. Это  корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущен­ные через детское восприятие, они играют огромную роль в становле­нии личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные

ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и  блестящие попытки русской народ ной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто -нибудь был в состоянии состязаться в  этом случае с педагогическим гением  народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что                       

«... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он  ввел в русскую педагогическую  литературу термин «народная педагога ка», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность  народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспита­ния у детей интереса и любви к род­ному краю имеет ближайшее окру­жение. Постепенно ребенок знако­мится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её сто­лицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, обществен­ные события и т.д. Причем эпизо­ды, к которым привлекается внима­ние детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызываю­щими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен про­думать, что целесообразнее пока­зать и рассказать детям, особо вы­делив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже не­большая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соот­ветствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, досто­примечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

♦ Четырехлетний ребенок дол­жен знать название своей улицы и той, на к:т:рок находится детский сад.

—      Внимание детей постарше нуж­но привлечь к объектам, которые расположены на ближайших ули­цах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательно­сти, исторические места и памятни­ки. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший до­школьник должен знать название своего города, своей улицы, прилега­ющих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть род­ной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экс­курсии по городу, на природу, на­блюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осозна­вать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаи­мопомощи,  знания своего дела. И здесь большое значение приобре­тает знакомство детей с народны­ми промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особен­ности же близких людей. На конк­ретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечествен­ной войны, их фронтовых и трудо­вых подвигов) необходимо при­вить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что лю­бим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты  памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» сво­ей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех лю­дей — вот что важно для воспита­ния нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать пра­вильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малень­ких, есть много общего:

—повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие дела­ют машины и т.д.);

—везде соблюдаются традиции: Ро­дина помнит героев, защитивших ее от врагов;

—повсюду живут люди разных на­циональностей, совместно трудят­ся и помогают друг другу;

—люди берегут и охраняют при­роду;

—есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом

—   .что непременно быть интер­националистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доб­рожелательного отношения к культуре других народов, к каждо­му человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероиспо­ведания.

Безусловно, гуманное отноше­ние к людям разных национально­стей создается у ребенка в пер­вую очередь под влиянием родите­лей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным пробле­мам Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и напра­вить  интерес ребенка к людям дру­гих национальностей, рассказать, где териториально живет данный народ, о своеобразии  природы и  климатических условий, от кото­рых зависит их  быт, характер тру­да и т д.  

Основной формой нравственно- патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали дет­скую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравне­ния (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания.

Следует подчеркнуть, что для ребенка  дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.  Кроме того,

 

необходимо объединять и одну тему занятия не только по родному языку, но и ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, -Мои го­род», «Столица нашей Родины Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называет­ся (хохлома, дымка, гжель). Боль­шой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельно­сти (изготовление коллажей, по­делок, альбомов, тематическое ри­сование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время об­щих праздников, семейных развле­чений.

Следует подчеркнуть, что труд­ности в ознакомлении детей с бы­том, традициями, отдельными исто­рическими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойствен­но наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную лите­ратуру, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, по­суду, орудия труда и т.д.). «Бы­товая повседневность» чрезвычай­но эффективна для ознакомления детей со сказками, народными про­мыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ре­бенка открывается возможность мерного проникновения в исто­рию быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» рас­ширяются возможности подачи ин­формации посредством игры (че­рез домовенка Кузю, героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмо­ции, заставляет сопереживать, вни­мательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родите­лями по данному вопросу способ­ствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикаль­ных семейных связей. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубо­ких постулатов:

—корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

—семья — ячейка общества, храни­тельница национальных тради­ций;

—счастье семьи — счастье и благо­получие народа, общества, госу­дарства.

Большое значение имеют се­мейные экскурсии по району, го­роду или селу, посещение с роди­телями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выра­жены в фотовыставке, совмест­ном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее инте­ресно провести «мини исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «террито­риальные» и «временные рамки», например, исследование не исто­рии города вообще, а истории ули­цы (на которой находится дет­ский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жите­лей, истории шефствующего пред­приятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семей­ных клубов включают в себя ра­боты фольклорного плана (раз­рисовка глиняных игрушек, на­родное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русском масленицы, бе­резки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает лю­бовь к Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: