a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Методичка

Опубликовано: 2015-11-25 13:39:54

Выступление на районном семинаре на тему: «Интеграция образовательных областей».

подготовила Кратова И.В. воспитатель МДОУ Кутуликский детский сад №1

_________________________________________________________________________

Организация Интегрированного метода обучения дошкольников и       комплексно-тематического планирования 

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги и родители. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно- исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и так далее. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.

Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации .N2 655 от 23 ноября 2009 года) и выход на апробацию и обсуждение проекта Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования открывают новые горизонты педагогам, заставляют пересмотреть устоявшие формы и методы организации образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях. открыть путь личной педагогической инициативе и опыту.

Многие педагоги задаются вопросом - Что такое интеграция? Интеграция, в нашем понимании - это не межпредметные связи, где один из предметов выступает как ведущий, а содержание других привлекается с целью улучшить его усвоение. Цели интеграции шире и глубже: она способствует разностороннему развитию ребенка, который познаёт объект с разных сторон, с позиций разных видов деятельности, с помощью средств выразительности каждого вида, что обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций.

Интеграция разнообразного содержания в образовательной деятельности способствует углублению и обогащению восприятия, представлений.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:

Организация интегрированного    метода          обучения

дошкольников и комплексно-тематического планирования.

 

• Полная интеграция (один из приоритетных разделов

интегрируется со всеми другими разделами программы)

•  Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в

другое)

•  Интеграция дополнительного образования и воспитательно-

образовательного процесса.

• Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

 • Интеграция разнообразных видов искусства внутри  художественно-эстетического направления.

       Между тем, ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимосвязи и взаимодействия компонентов основных общеобразовательных про грамм дошкольного образования - на основе принципа интеграции образовательных областей. Необходимо отметить, что принцип интеграции в образовании имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:

 

поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще не достаточно дифференцированное целое»

«схватывание» целого раньше частей позволяет индивиду «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей» '

«Прежде чем знание целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий, ребёнка он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения»­ собрание сочинений Эльконина - Давыдова «Детская психология»

Иными словами, ребёнок-дошкольник целостен, поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого- педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами не расчленением на отдельные составляющие

Иными словами, ребёнок- дошкольник» целостен,- поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие,  а интегративно, через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание»

образовательных областей

Образовательных областей -10- .

Приведём пример интегрирования образовательной области «Познание» интегрируется с образовательными областями: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализацией», «Труд», «Безопасность». «Музыка», «Художественное творчество».

Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.

Примером частичной интеграции - интеграция

художественной литературы и изодеятельности. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления

могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ.

 

Интеграция детских деятельностей

Самые простые примеры – интеграция   музыкально-художественной деятельности и двигательной активности: утренняя гимнастика под музыку, музыкально-художественной и продуктивной деятельностей (рисование, лепка, аппликация и слушание соответствующей музыки), познавательно-­исследовательской, игровой и коммуникативной деятельности. 

Нередко педагоги трактуют интегрированные виды деятельности как комплексные. Однако комплексные и интегрированные подходы не одно и то же. Комплексные занятия в дошкольном воспитании были разработаны раньше, чем интегрированные. Комплексные занятия строились на взаимосвязи разных видов деятельности. Такие комплексные занятия рекомендовалось проводить один раз в месяц или как занятие-досуг.

 

      Организация интегрированного метода обучения дошкольников и комплексно-тематического планирования.

   (2 часть - анализ практики)

 

    Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса положенный в основу содержания работы с детьми-дошкольниками позволяет обеспечить осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях включающих: совместную деятельность взрослого и детей, и самостоятельную деятельность детей.

В основу реализации комплексно-тематического принципа положен календарь праздников (с учетом праздничных дат России) и реализуются через проектную деятельность взрослых и детей, что позволяет обеспечить:

·        «проживание» ребенком содержания образовательного процесса во всех видах деятельности;

·         социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и про ведения праздников;

·         поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течении всего периода реализации тематического плана, так как праздник - это всегда событие, вызывающие у ребёнка яркие положительные эмоции, желание активно участвовать и быть успешным;

·         технологичность работы педагогов по реализации плана (подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника);

·        разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

·        выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования.

 

В нашем МДОУ Кутуликский детский сад №1 комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется через план проектов, который разработан с учетом праздничных дат России (Новый год, 8 марта, День защитника Отечества), традиций, сложившихся в детском саду (День матери, Святки, выпускной бал), международных дат (День театра, День Анимации).

В своей практике используем среднесрочные проекты. Длительность реализуемого проекта не превышает 2-х недельный срок. По форме организации проекты делятся на групповые и общие. Групповые проекты ' разрабатывают и реализуют воспитатели, а общие проекты планируются воспитателями совместно с методистом и музыкальным руководителем ДОУ. Проект состоит из 3-х этапов, объединенных одной темой. Например, групповой проект «день Театра», который проходит в нашем детском саду с 14 по 25 марта.

 

На первом этапе во 2-ой младшей группе во время совместной образовательной деятельности с детьми воспитатели формируют основные понятия, представления о театре (зрители, зал, сцена, актёры), интегрируя основную образовательную область «Познание» с «Коммуникацией», что позволяет развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе общения со сверстниками и взрослыми, с образовательной областью «Чтение художественной литературы», формируя представления о целостной картине мира. В данной возрастной группе 3-4 года прочитана сказка «Теремок»

На втором этапе дети знакомятся с театральной атрибутикой (реквизит, афиша, костюм), коллективно разрабатывают афишу театральной постановки.

Интегрируется образовательная область «Художественное творчество» с «Коммуникацией», что позволяет формировать у детей умения работать во взаимодействии, т.е. договариваться, распределять обязанности, организовывать поэтапный коллективный труд, с образовательной областью «Познание», закрепить у детей понятие цвета, формы. «Безопасность», ­проводим инструкции о правилах поведения при совместном труде.

Третий этап - завершающий. Презентация конечного продукта ­театрализованной постановки по сказке - «Теремок» Дети распределяют обязанности между собой, выбирают исполнителей ролей, заучивают текст. На данном этапе театрализованная деятельность интегрируется с «Социализацией» в части расширения кругозора представления о себе, своих чувствах и эмоциях. С «Коммуникацией» - продолжаем развивать умения по организации коллективного труда и свободного общения в процессе творческой деятельности. С «Физической культурой», что позволяет развивать физические качества и обогащать двигательный опыт детей, с образовательной областью «Музыка», где формируем эстетическое восприятие окружающего мира.

 

Театрализованная деятельность является одним из важных средств развития личности ребёнка, его интеллекта, речи, памяти, эмоциональной отзывчивости, стимулирует произвольное внимание, формирует навык выразительного чтения.

 

Список использованной литературы.

1. Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина - «Мозаика Синтез» 2010г. Москва. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.

2. Дошкольное воспитание N2 7 --2010г. Журнал. 

3. Дошкольное воспитание N2 8- 2010г. Журнал

Документы для скачивания