a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

30.11.15г. Консультация для родителей: "Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста" Воспитатель:Котаева Л.В.

Опубликовано: 2015-11-29 19:08:30

Документы для скачивания

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в ДОУ позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Рано ожидать от дошкольников, что бы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Эти решения им нужно подсказать. Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения. Всем известные сказки( большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, что бы закрепить представления детей. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Дидактические игры и пособия помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Ежедневные минутки безопасности, включайте в различные занятия и режимные процессы, позволяют закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников. Необходимо закреплять с детьми знания ими домашнего телефона, адреса, фамилии, имени, отчества родителей. Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения. Песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности. Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образов поведения- необходимый метод освоения детьми правил безопасности. Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны приходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации. Учите детей убирать за собой свое рабочее место, и игрушки. Порядок в доме и в группе не только для чистоты, но и для безопасности. «Что если…? ». Вопросы такого типа позволяют, во- первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во- вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.   Широко нужно использовать произведение детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности и последствий шалостей.   Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращение с каким- либо предметом( животным, веществом и т. п. ) с помощью иллюстраций, просмот р учебных фильмов. Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одни из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости, прививать ему навыки безопасного поведения. Конец формы Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а так же сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. В процессе освоения образовательной области «Безопасность» дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями. Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике. Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов. О беспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде. Стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является достаточно актуальной проблемой современного общества. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Я считаю, что в старшем дошкольном возрасте должны быть следующие направления в работе: 1. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма. 2. Противопожарная безопасность. 3. Безопасность в быту. 4. Безопасность в природе. Предметно- развивающая среда нашей группы включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно- печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей. В своей работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста я использую несколько методов обучения. 1. Метод наглядного обучения.  Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений. 2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры. 3. Словесный метод. Мы обсуждаем и рассматриваем с детьми наиболее типичные опасные ситуации. Воспитываем аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома- не только для чистоты, но и для безопасности. Изучаем предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Для предупреждения опасных ситуаций  знакомим с основной группой пожароопасных предметов. 4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих  на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках. Реализация образовательной области «Безопасность» реализуется в разных формах работы: образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми,  игровые упражнения,  объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций; образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации  различных видов детской деятельности: беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры,  сюжетно- ролевые игры,  продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения; самостоятельная деятельность детей: продуктивные виды деятельности, настольно- печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание; взаимодействие  с семьями детей: творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно- просветительская работа. Я считаю, что залогом успешности по формированию у дошкольников 6- 7 лет безопасного поведения в окружающем мире может стать использование инновационных методов, разнообразных по содержанию и форме. Так как дети моей группы уже умеют самостоятельно читать, я использую в работе следующие виды деятельности: проведение КВН, викторин, весёлых уроков, литературных викторин, разгадывание кроссвордов, сканвордов, чайнвордов, ребусов, загадки предостерегали, перевёртыши, заучивание считалок, скороговорок, стихотворений из серии «безопасность в рифмах». Использовала в работе с детьми викторину: на тему «Если начался пожар» и «Природа и безопасность», «Опасные предметы», в которых закрепила знания детей о правилах поведения при возникновении пожара и поведении в различных экстремальных ситуациях, возникающих на природе. Дети активно принимали участие в викторинах, отвечали на вопросы. Очень интересно прошли беседы о пожарных: «Предметы, требующие осторожного обращения с огнем», «Электроприборы», «Огонь». Закрепила с детьми правила дорожного движения в ходе весёлого урока «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения»! В своей  работе я использую произведения художественной литературы, которые дети могут читать самостоятельно. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные ситуации, если они зарифмованы. Например: МЯЧ Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился  вскачь? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой! Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и громко топал, Ты пятнадцать раз подряд, Прыгал в угол и назад. А потом ты покатился И назад не воротился, Покатился в огород, Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо, Хлопнул, лопнул, вот и всё! ( С. Маршак. ) При организации подвижных игр мы выбираем водящего с помощью считалки: Шёл по берегу петух. Поскользнулся, в речку- бух! Будет знать петух, что впредь. Надо под ноги смотреть! Для развития логического мышления у детей и закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности, я активно использую в работе кроссворды, скан орды, чайнворды. При этом возникает ситуация непринуждённого игрового общения на серьёзные темы. Если у детей возникают трудности с ответом на тот или иной вопрос, всегда есть возможность для игровой подсказки, например: «Ребята, слова которые нужно угадать, начинаются на букву…». Я планирую постепенно привлекать детей не только к отгадыванию, но и к составлению кроссвордов. Чайнворд- разновидность кроссвордов. Разгадывать его надо начиная с цифры один, двигаясь по часовой стрелки, каждая последняя буква предыдущего слова является одновременно и первой буквой следующего слова. В работе с детьми по безопасности жизнедеятельности я использую ребусы, которые представляют собой комбинацию рисунков, букв, и других изображений. Дети с удовольствием отгадывают слова, которые зашифрованы в ребусах. Интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы, способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы. В своей работе я использую компьютерные презентации по теме: «Безопасность жизнедеятельности детей», а так же уроки – мультфильмы «Уроки тётушки Совы». Для формирования у дошкольников безопасного поведения в окружающем мире, я использую педагогические ситуации, так как эта форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизируют детскую самостоятельность. Ребёнок так же учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий.

Оставить комментарий: