a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Мордовские узоры» (Занятие в старшей группе) 2015-2016 учебный год.

Опубликовано: 2015-12-01 18:13:49

Задачи:

«Познание»:  Расширить и углубить  знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, населяющих Мордовию, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа, способствовать развитию любознательности, мышления.

 «Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, передавать свое отношение средствами поэзии, понятно для слушателя отвечать на вопросы, обогащать словарь детей (мордва, русский, мордовский, национальный, узор).

 «Художественное творчество» Знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, ввести рисование элементов – «восьмиконечная звезда», «ступеньки», развивать  интерес к орнаментике мордовского национального костюма, развивать творческие, композиционные способности детей.

«Коммуникация»: Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к культуре и традициям Мордовии.

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии, рассматривание иллюстраций с женской национальной одеждой: вышивка, узоры.

Материал и оборудование: выставка книг мордовского народного искусства, выставка рисунков детей, кукла в национальном костюме, образцы элементов мордовской вышивки, заготовки для индивидуальной работы,  акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, аудиозапись «Звуки природы».

Ход занятия:

- Ребята, как вы думаете, что мы называем Родиной?  (ответы детей)

-Родиной мы называем Россию. Но на её просторах есть место, где мы с вами, ребята, родились и живём. Это наша малая родина – Мордовия.

Ты моя Родина, край мой Мордовия!  В жизни опора, любовь и судьба.   Мокша и эрьзя, русские братья…  Мы твои дети, славим тебя!

     - Посмотрите – это флаг и герб Республики Мордовия.  Кто мне напомнит - из каких  цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)

        -Правильно, белый цвет означает мудрость; темно-красный отражает давние традиции мордвы; темно-синий цвет символизирует напоенную влагой плодородную землю.

- Теперь вспомните  столицу нашей республики, столицу Мордовии?  (Саранск)

- Молодцы, ребята!

-  Как прекрасна мордовская земля! Здесь сменяют друг друга дремучие леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, необъятная ширь голубого неба с белыми облаками, зеленый ковер лугов. Синь небес отражается в реках Мокши и Суры.

- Ребята, давайте вспомним стихи о родном крае, о Мордовии, которые учили на предыдущих занятиях.

Мордовский край! Родимая Отчизна!  Мне близок к сердцу каждый уголок,  И пенье птиц, и щебет соловьиный,  Краса полей и широта лесов.

В России средь березовых просторов, Полянка есть – Мордовия моя. Она – как песня матери, С которой за горы уходил и за моря.

- Земли есть и красивей – Мне не надо иной: Ты ведь тоже Россия, Край мордовский родной.

Мордовия моя – леса и пашни, Цветов и птиц привольная страна, Ужели стороны родимой краше На свете есть другая сторона.

- На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва: мокша и эрзя, татары и другие народы.

- У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является: рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку).

- И мордовские женщины издавна гордятся своим национальным костюмом.  Рассмотрим, из чего состоит мокшанский народный костюм.  (Выставляется кукла в мордовском национальном костюме)

- Это рубашка, по - мокшански – панар. Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка? (красная и черная)

- Обратите внимание, вышивка расположена на подоле, горловине и  на рукавах.

- Из каких геометрических фигур составлен орнамент? (из треугольников, квадратов, крестиков, ромбов, ступенек)

- А чем подвязывается рубашка?  (поясом)

- Верно, рубашка подвязывается поясом. По – мокшански – карькс. Посмотрите, как украшен пояс. Это кисти и ракушки. Послушайте, как они гремят.

-А на рубашку надевается передник. Передник бывает разного цвета: красный, синий, зеленый.

- Что завязывали мордовские женщины на голову?  (платок)

- На голову женщины завязывали в виде чалмы большой с кистями платок – руця. На ногах носили лапти. Их плели из лыка. В праздники мордва носили сапоги «сермаф кямот». Начало их голенища у подъема собрано в мелкие складки. Они похожи на меха гармошки.

- Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их - великое множество. Это бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц. Украшение «сюльгам» носили на груди, она защищала наших предков от болезней и злых духов.

- Подойдите ко мне и поближе рассмотрите мордовский костюм.

(дети рассматривают костюм, воспитатель отвечает на их вопросы)

- А теперь давайте немного отдохнём.

Все ребята дружно встали                                                  Выпрямится.

И на месте зашагали.                                                           Ходьба на месте.

На носочках потянулись,                                                     Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.                        Прогнуться назад, руки  положить за голову.

Как пружинки мы присели                                                  Присесть.

И тихонько разом сели.                                                        Выпрямится и сесть.

- Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете орнаментом мордовский костюм. Приглашаю вас в мастерскую мордовских художников.

(выставляются образцы)

-Вспомните, какие цвета используются в мордовском орнаменте? (красный, черный)

- Где в мордовском наряде расположен орнамент? (Около горловины рубахи, на рукавах, внизу рубахи)

- Правильно, наши предки считали, что это защищает хозяина одежды от всего плохого.

 - Какие элементы узора вы знаете? (крест, ромб, галочка)

-Вы можете создавать узоры из уже знакомых вам элементов, ритмично располагая их.

(воспитатель напоминает способы рисования элементов мордовских узоров)

- Также хочу познакомить вас с новыми элементами – «восьмиконечная звезда», «ступеньки».

 (воспитатель показывает способы рисования)

-У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма. Рассмотрите их. А сейчас каждый из вас придумает свой узор для мордовского костюма.  (Убираю образцы).

Под аудиозапись «Звуки природы» дети приступают к работе.

(В ходе руководства работой детей, воспитатель напоминает, что необходимо нарисовать сначала все элементы узора одного цвета,   потом промыть кисть и рисовать другим цветом. Также подсказывает, что необходимо набирать немного краски на кончик кисти и рисовать концом кисти, чтобы получились тонкие линии.  Поощряет детей, которые придумали свой интересный узор, тех, кто рисует аккуратно и старается.)

- Дети, давайте вместе рассмотрим наши работы.  (выставляются работы детей)

- Какие цвета и элементы вы использовали? (ответы детей)

- Какие элементы узора вы использовали? (крест, ромб, галочка, ступеньки, восьмиконечная звезда)

- Мне очень понравилось, что вы уже многое знаете о нашей родной республике - Мордовия. И я  довольна тем, как вы отнеслись к выполнению задания, хочется отметить вашу аккуратность при выполнении работы. Вы настоящие мордовские мастера.  Молодцы!

Оставить комментарий: