a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

04.02.2014г. Шинкарева Е.А. Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей

 

Подготовила: воспитатель Шинкарева Елена Анатольевна. Добавлено 04.02.2014г.

 

Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д. Особое значение для формирования речевых навыков имеет общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания.

    Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивные потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык. Другое дело - сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Детям очень хочется общаться, поэтому они стараются связно и четко выражать свои намерения, мысли и желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной. последние годы много говорят об интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество здоровых сверстников в ДОУ. Именно интегрированное образование дошкольников с речевыми нарушениями предоставляет больше возможностей для их активного речевого общения с нормально развивающимися сверстниками. Такое общение может быть одним из самых эффективных средств удовлетворения данной потребности. В ходе организации режима пребывания детей в интегрированной группе дошкольного учреждения педагог должен использовать разнообразные методы и формы включения всех детей в совместную деятельность.

     Прежде всего, это касается создания условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, театрализованном деятельности, продуктивных видов деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области "Коммуникация". На практике педагоги отмечают, что детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым дошкольникам трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Непрерывный личностный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия, нацеленность на создание условий для индивидуального опыта ребенка, воздействие на личностные черты и качества будут способствовать повышению активности ребенка с речевыми нарушениями. Одной из форм организации образовательного процесса с детьми интегрированной группы, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента. Ни для кого не секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Родителям приходится буквально уговаривать ребенка. Конечно, в такой ситуации активное общение вряд ли возможно. Ребенок замкнут и обижен на всех сразу. Между тем навязчивому общению с педагогом ребенок скорее предпочтет общение с другими детьми.

С учетом этого основными задачами утреннего сбора являются:

- установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

- развитие самостоятельности, самоорганизации.

В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;

- сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

    Утренний сбор для дошкольников - это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь. Утренний сбор для педагогов – это возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога, в т. ч. интегрированной группы, - это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность. Используя утренний сбор как одну из форм организации образовательного процесса с детьми выделяют в нем несколько основных этапов.

    С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором педагог и остальные дети выражает чувство радости от встречи или сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств.

  Например: "Даша, ты вчера хорошо дежурила по столовой, ты такая трудолюбивая"; "Дима, ты очень смелый и добрый, ты защищаешь слабых"; "Настенька, у тебя сегодня такая красивая прическа". Сигналом утреннего сбора является колокольчик. Дети усаживаются в круг, взрослый занимает наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле его зрения. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева, и приветствует: "Доброе утро, Лиза! Я рада, что ты сегодня с нами". Лиза, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Обмен информацией - второй этап утреннего сбора, основной темой которого являются "Добрые дела". Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из воспитанников сообщил, какое доброе дело они с папой сделал и для птиц зимой: смастерили несколько кормушек и развесили их в парке. Затем педагог организует обсуждение. Количество детей, которые принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное, ограничивается. Для этого используется коробочка с кружочками красного и синего цветов. Таким образом, по данному выступлению задается три вопроса, и звучит столько же комментариев. Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводится игра "Скажи по-другому". Педагог предлагает детям, например, такие словосочетания: ваза из хрусталя, шляпа из соломы, а дети соответственно отвечают: хрустальная, соломенная и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре.

На этом же этапе используется еще одна игра - "Моя тетушка приехала и привезла мне в подарок...", которая проводится аналогичным образом. Ежедневные новости - четвертый этап утреннего сбора - настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное.

В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

- о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

- плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать и т. д.);

- особом событии - дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников.

Таким образом, утренний сбор - один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Оставить комментарий: