a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Занятие " Моя родина Алтай"

Автор: Почечуева Ирина Васильевна Опубликовано: 2015-12-03 16:11:54

                                                       

                                                                           МКДОУ детский сад – «Березка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект ООД

по социально – коммуникативному

развитию в подготовительной группе.

 

 

 

«МОЯ РОДИНА - АЛТАЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Воспитатель: Почечуева И.В.

 

 

 

                                               

 

Виды детской деятельности:  познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, музыкальное.

 

Задачи:

  1. Обобщить знания о флоре и фауне Алтайского края.
  2. Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, устойчивость внимания, зрительное восприятие; обогащать активный словарь детей.
  3. Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду.

Словарь: кокошник, ухват, чугунок, прялка, ухват, сковородник.

Наглядные пособия:                                                                                                                                               

  • предметы быта (ухват, корзинка, чугунок, прялка, солонка, лапоть);
  • презентация «Моя родина – Алтай»;
  • кассета с записью русской народной песни, песни «Россия»

 

Ход занятия

Ксюша Глотова и Катя Григорьева поют 1й куплет песни «Россия».

На мелодию 2го куплета читаю стихотворение Л Дайнеко:

У каждого листочка, У каждого ручья Есть главное на свете, Есть Родина своя. Для ивушки плакучей Нет реченьки милей. Для беленькой березки, Опушки нет родней. Есть ветки у листочка, Овражек у ручья.                                                                                                                                                     У каждого на свете есть Родина своя.

Беседа о том, где мы живём. (Глобус, карта Алтайского края) Это карта нашего края. (Рассматривание и беседа )

- Сегодня наш рассказ об Алтае . 76 лет тому назад образовался Алтайский край. Алтай велик и огромен. Но что, же означает слово Алтай?..  Дети хотите послушать легенду о том, почему наш край назвали Алтайским?

         Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю. И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия. “Алтай”: – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. “Алтай”: – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем!..

Много лет прошло с тех пор.

Дети читают стихотворение  М. Юдалевича  “Алтай”

Ксюша Г.   Что такое Алтай?  Вы спросите об этом геолога.             Вам геолог расскажет,             Геолог расскажет про золото.                                                                                                                               От забытых веков,  С незапамятных пор  Это край золотых, Край невиданной щедрости гор.

Влад М.    Что такое Алтай? Вы спросите теперь зверолова, И услышите – золото, То же услышите слово – Это лисы и выдры, Горностаи и соболя, Это мягкое золото, То, что таежная дарит земля.

Катя Г.                                                                                                                                                                                        Что такое Алтай? Вы спросите о том чабана. - Это золото, – скажет он, - Край золотого руна.

Катя Б.                                                                                                                                                                     Хлебороба спросите –  Комбайнера и тракториста. - Это золото, – скажут, - Да золото во поле чистом.

         Что же означает слово Алтай? (ответы детей). Правильно, золото – это богатство. С давних пор люди знали, что наш край очень богат.

         - А чем же богат наш край? (ответы детей)

- Когда говоришь “Алтай” – то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озера, быстрые реки.

         - Наш макет разного цвета…  Как вы думаете, что означает каждый цвет? (коричневый – горы, зеленый – леса, желтый – степи, голубой – реки).

          -В нашем крае очень много городов, сел, деревень. Какие из них вы знаете?                                                            - Почему этот город на макете обозначен звездочкой?...  (это главный город края, столица)                                                                                                                                                                - Как называется столица Алтайского края? (Барнаул). Знаете, почему он так называется? А называется он так потому, что когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – “Волчье озеро”. А может кто-то догадался, почему это озеро так называется? (в этих местах водилось много волков)

         - Что означают синие ленточки на макете?.... (реки).

         - Это река Бия. А это – река Катунь.

         - Кто знает, какая река образовалась от слияния этих двух рек?... (образовалась могучая река Обь.)                                                                                                                                                       - Кто знает, какая  рыба водится в реках Алтая?.....

         - А еще в них водится ценная рыба: семга, таймень, хариус, стерлядь

         - Что означает желтый цвет на макете? (степи) В Алтайском крае много степей. Это Кулундинские  степи. Их название произошло от слова кулун – жеребенок, потому, что когда-то здесь в Кулундинских степях паслись стада лошадей.

         Стук в дверь.

         -Кто-то к нам идет. Заходи, гость дорогой! (Входит Лесовичек.)

         Лесовичек. Здравствуйте, здравствуйте! А вы меня узнали? Да, я  Лесовичек. Живу в лесу. А сегодня пришел к вам в гости.

         - А кто из вас знает, что такое лес?....  Правильно, лес – это много-много деревьев. Это – берёзовый лес.  А  это тайга,- густой, непролазный лес  (показ слайдов).Здесь растут разные деревья. Одно из них – кедр… (слайды с изображением кедра, кедровых орехов, птицы кедровки, которая любит лакомиться кедровыми орешками).  

         Лесовичек. В моем лесу  жить хорошо. Живу я там не один. Вы узнаете кто живёт в лесу, если отгадаете мои загадки.  (помещаю «отгадки» в «тайгу»)

         - А вы знаете, ребята, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: Из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безумие. .Как вы думаете, что они придумали? (Правильно, они создали Красную Книгу).

         - Почему именно Красную?  (Это цвет надвигающейся опасности. «Внимание! Остановись! Не губи природу!!!)

         - Каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих)

         - В нашем Алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (Показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь).

         - Ребята, мы посмотрели какой наш край богатый – все это природные богатства. Но самое большое богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный. Почему мы говорим про Алтайский край – многонациональный? (ответы детей)                                                                                                                                               - В нем проживают украинцы, немцы, казахи, но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.

         - Тот, кто умеет трудиться, нигде не пропадет. Давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде. (Ответы детей).

 

         - Славен наш Алтай лесами,             Славен удалью речной,             Песней славится, стихами             И частушкой озорной.                                                                                                 Спойте, дети, для Лесовичка  наши алтайские частушки.

         На Алтае мы живем,          Вкусны шанежки печем.          И частушек много знаем,          Все сейчас для вас споем.

Горькое, Горькое, Соленая вода.  Кто купался в нашем Горьком Не забудет никогда.

         По Оби-реке широкой          Лодка с парусом плывет.          У миленка нос курносый,          Аж до неба достает.

- Ну, что повеселили тебя наши ребята?

- Я предлагаю вам сейчас окунуться в прошлое и познакомиться с некоторыми традициями русского населения на Алтае.                                                                             Я расскажу вам немного об истории строительства домов на Алтае. Кто знает, как раньше называли дом? Назывались они избами. В старину на Алтае строили избы только из дерева, прочно, основательно. Тут нужен был особый талант, опыт и мастерство (показ фото). Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как все талантливо придумано и хитро сделано. Еще издавна люди так про свой дом говорили…. (дети говорят пословицы):

 

Домом жить – не лукошко шить!

Домом жить – не развеся уши ходить!                                                                                                                                                             Домом жить – обо всем тужить!                                                                                                                                                          Дом вести – не лапти плести!

- Проходи, Лесовичек. Посмотри, как я живу, какая у меня изба добротная….

- Давай,  Лесовичек, посмотрим, чей дом лучше – твой или мой. Вот я первой и начну. В доме моем главные хозяева люди. Днем люди работают, а вечерами песни поют, рукодельем занимаются. В моём доме  живет красота, не простая, а рукотворная. Каждую вещь  хозяева стараются украсить. Хочу показать урало-сибирскую роспись…. (Рассматривают изделия народных мастеров).

Лесовичек. У тебя в дому, Хозяюшка, красота рукотворная, а у меня в лесу природой созданная.  Столько разных деревьев растет!  Мой дом – лес всех кормит. Дам я вам заданье трудное: угадайте, про какие растения я загадаю вам загадки:

Растет зеленая, Поспеет черная,  Помогает от болезней И для зрения полезна. (Черника)

Красненька матрешка Беленько сердечко. (малина)

На лесной поляне Красуется Татьяна Алый сарафан, Белые крапинки (земляника)

Сидит на палочке В красной рубашке,  Брюшко сыто,  Камешками набито (Шиповник)

- А что кроме ягод можно в лесу собирать? (грибы, лекарственные травы)

- Да, еще каждый год лес дарит нам грибы. Какие вы знаете грибы? Посмотрите, вот они. (Дети называют грибы по картинкам.)

Назовите лекарственные травы.

Хозяюшка. Да что мы с тобой, Лесовичек, спорим? Давай у ребят спросим, чей дом лучше? Ребята рассудите наш спор.

Ребенок. Да, что вы спорите друзья, ведь все мы живем в Алтайском крае, а наш край самый лучший, потому, что мы здесь родились, живем – это наша малая родина.                

- Я хочу пожелать всем вам сибирского здоровья, благополучия, достатка, пусть ваша душа остается такой же широкой и щедрой, как наши бескрайние поля

Лесовичек. Мне пора прощаться с вами, друзья.

- Дорогой, Лесовичек! По русскому обычаю гостеприимства дорогих гостей угощали чаем с пирогами. Недаром гласит пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами». Проходите гости в дом. Рассаживайтесь, пожалуйста….

- У меня волшебный закуток есть. В нем спрятаны вещи, которые своими руками люди сделали, чтобы облегчить свою жизнь.                                                                                     -А кто из вас знает, что такое закуток? (Угол за печкой, где хозяйка хранила свою утварь) Ну-ка, ребятишки! Кто из вас смелый? Кто нам расскажет, для чего нужны эти вещи?... (Дети по очереди достают из закутка предметы домашнего обихода, называют их и рассказывают, для чего они служат  (ухват, чугунок, прялка, туесок, корзинка, крынка и т.д.).

- Угощение готово: чай да пироги. Пироги румяные, красивые, аппетитные. Дети вместе с гостями пьют чай.

 

 

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

Коментарии
марина написано 2017-01-19 16:43:58
Мне очень понравилось и пригодилось ваше занятие. Огромное спасибо!
Ответить

Оставить комментарий: