a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие творческих навыков средствами народной музыки (Кормилицына В.Е).

Опубликовано: 2015-12-04 10:03:18

Народная музыка занимает уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.

На музыкальных занятиях решаются задачи развития музыкальных способностей детей не только традиционными способами, но в большинстве своем на фольклорном материале, что очень интересно и полезно, ведь фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой  деятельности детей, раскрывает личность, ведет к самой сути фольклорной традиции, к импровизации. И самообучение носит характер неформальный, живой, идущий от сердца.

Освоение народной культуры – это создание такой атмосферы, в которой дети проживают все эмоционально и глубоко.

И эти впечатления очень сильно отпечатываются в сознании ребенка.

Бездуховность современной массовой культуры, кризис семейного воспитания делают необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно – нравственных традиций нашего народа. Я стараюсь осуществлять музыкальное воспитание детей по народно – православному календарю.

Составляется план работы (совместно с методистом нашего детского сада «Теремок» Мигановой Р. И. ), утверждается  на методическом совете.

Причем, наш регион своеобразен в плане приобщения  детей к народной музыке. Ведь здесь живут русские и мордва. И поэтому в план  включаю наряду с русскими и мордовские  народные песни, танцы, игры, хороводы.

Поэтому в своей работе я использую программу «Валдоня» («Светлячок»). Она является парциальной, дополнительной по работе с мордовским фольклором. Ведь  мордовский музыкальный фольклор – органическая часть культуры всей России.

Он обладает социальной функцией и способствует комплексному  воздействию на личность – духовному, нравственному, эстетическому, та как несет веками сформированные общечеловеческие ценности.

А с другой стороны, данное искусство несет в себе национальное своеобразие, которое проявляется в национальном характере, в своеобразном музыкальном языке, освоение которого будет способствовать накоплению у детей        национально – своеобразных представлений. В каждом моменте музыкальных занятий я стараюсь акцентировать внимание детей не только на правильность интонирования или ритмичность движений, но прежде всего на том, что является основой традиции любого народа: в танце мальчики показывают себя настоящими мужчинами – приглашают, ведут, оберегают, провожают девочку.

В песне нужно знать, что нужно самому петь и слушать соседа, чтобы все получилось ладно да складно.

А в народе , не случайно говорили: давайте «сыграем песню». Будь то русская, мордовская и другие песни.

Ведь самое главное, чтобы сердце ребенка открылось музыке, чтобы повзрослев,  вся душа его трепетала при звуках народной песни. Ведь когда мы поем, мы становимся народом.

Русский мыслитель И. Ильин прообраз России будущей видит через призму народной песни, он пишет: «Личная духовность в России…, нигде не выразилось так самобытно и совершенно, как в народном хоровом пении. Хор никем не обученный, как бы «от природы», без подготовки, исполняет песню во много голосов, по слуху верно, причем каждый голос гармонически ведет свою мелодическую линию, свободно варьируя подголоски и двигаясь в самобытных тональностях, доселе не определенных музыкальными теоретиками.             Народный хор есть истинное чудо природы и культуры, в котором индивидуальный инстинкт свободно находит себе индивидуальную и верную духовную форму и свободно слагается в социальную симфонию. Этим и предначертываются пути грядущей России».

Музыкальные занятия во всех возрастных группах я строю на материале русского и мордовского песенного фольклора нашей местности. Это календарные песни, попевки, потешки, колядки, игры с пением, хороводы и т. д.

Вашему вниманию я хочу предложить «Сказку о найденной песне» (на основе мордовского фольклора)

Вы ведь знаете, что у нас в республике мордовский народ говорит и поет на двух языках: мокшанском и эрзянском.

У мокшан и эрзян и национальная одежда, и обычаи немного отличаются. В нашей республике много фольклорных ансамблей профессиональных и любительских («Келу», «Цековне», «Умарина», «Эрьзян ават»).

А выспросите , а что такое «фольклорный» и «ансамбль».

Ансамбль – слово французское и означает «вместе».

А «фольклор» - английское, т. е. народное искусство: песни, танцы, сказки, сочиненные не каким-то  одним человеком, а народом.

Вот и получается, что фольклорный ансамбль – это группа людей, которые вместе поют народные песни. Все понятно? Нет?

Да на самом деле, как это сразу много людей песню сочиняют? Как запомнить их фамилии?

О, это очень интересно.

Хотите, я расскажу вам одну историю, которая произошла давным-давно, сотни лет назад? Может быть это сказка, а может  и быль…

…Жила-была девушка в мордовском селе (инсценировка). Добрая, красивая… Матери с отцом помогала и по дому, и в поле. Всегда  радовалась солнцу утреннему, траве зеленой, пению птиц. И сама всегда напевала что-нибудь веселое ( 2-3 частушки).

Но вот случилась большая беда: пришли на землю мордовскую враги лютые – ногайцы. И взяли девушку в плен. Тяжело ей там жилось. Так тяжело, что умолк ее веселый напев. Зато  все чаще приходили ей в голову мелодия печальная, слова горькие. в них она и выливала свою тоску по дому родному, по родителям.

Но вскоре девушке удалось сбежать, и вернувшись домой, она стала рассказывать как тяжело в неволе, но получился у не  рассказ, а песня.                 Да уж такая печальная…

Послушали ее односельчане, захотели другим рассказать. Ф как песню перескажешь? Каждый ведь запомнил по-своему. И пел потто по-своему.

А иногда несколько человек начинали петь. Каждый пел свое, но и к другим прислушивался. Вроде бы несколько мелодий получалось, а все в одну слились.

Как звали ту девушку, что песню придумала, сколько людей к той песне по слову, по звуку добавили – никто не знает.

Много лет с тех пор прошло, много воды утекло.  Много раз песню пели, много раз она изменялась. И становилась все красивее да печальнее.

Так до нас и дошла песня, сочиненная мордовским народом. Назвали ее «Вирь гиресэ» - «На опушке леса».

Вот как сейчас поют ее эрзяне. (Исполняют песню воспитатели Лияскина В. Н., Козлова В. Н., Кормилицина В. Е. а’капелла).

А вот мокшанская песня «Келу» -  береза. В ней говориться о кудрявой березке, что выросла на вершине горы посреди большого леса (слайды). Вокруг березы солнце кружит, луна проплывает. А под березой – родник глубокий, в роднике – ковш серебряный. На ковше том – солнце, луна и звезды…

Ведь правда, так сказка начинается?

Да, вы почувствовали самое главное – поэтичность, красоту.

А вот вам музыкальная задача – попытайтесь объяснить, чем похожи эти две песни эрзянская «Вирь гиресэ» и мокшанская «Келу». Слова-то  в песнях разные, а может в музыке есть сходство? (Слушаем обе песни)

Да, начинаются обе одинаково: сначала запевает одна певица и голос у нее низкий, густой.

Он будто завораживает нас, как в начале таинственной истории. А потом мелодию подхватывают другие голоса и слышим мы уже не только песню, а музыкальный рассказ о далеком времени, о чувствах человека.

В песнях мордовского народа тоже свои музыкальные украшения ( как и в национальной одежде) если песни внимательно слушать, то можно научиться отличать мордовские от всех других – русских, грузинских, татарских. Только надо внимательно слушать…

Вы скажите, а почему мордовские песни все грустные?

Нет, у мордовского народа много и радостных песен, да и как не радоваться, когда солнце ярко светит, весна наступает, когда урожай убран?

А вот и веселая мокшанская песня «Луганяса келуня» - «На лугу березка». Очень веселая песня, особенно припев:

Точк-мочк , кума березонька.

Расторопная кума березонька.

Эта песня свадебно-мордовская. А причем же здесь березка?

В народных песнях очень часто красота людей сравнивается с красотой природы. Так и здесь: березка белая, стройная – как невеста.

(Песня «Луганяса келуня»)

Ноги сами в пляс просятся. (Танец)

Да и не может такая песня равнодушным оставить. Ей очень много лет,  и раз уж она сохранилась до наших дней, значит, есть в ней волшебство. Какое? Красота – самое главное волшебство музыки.

Музыкальное произведение – это музыкальный рассказ, сказка, повесть. В нем действуют музыкальные герои и происходят музыкальные события. Здесь героями становятся мелодии. Музыкальный рассказ с одной мелодией – это песня. В каждом куплете текста песни его содержание различно. А мелодия постоянно повторяется одна и та же. Она может звучать тише или громче, медленнее или быстрее – все равно сохранит свой собственный мелодический рисунок.

Пока песня звучит, мы можем запомнить эту мелодию. А запомнив – спеть. Получается, что с героями песни познакомились и уже не перепутаем его с другим.

А в большом произведении героев-мелодий много. Они сменяют одна другую, иногда спорят, иногда звучат одновременно.

В большом произведении есть главные мелодии и второстепенные ( их называют побочными). С ними происходит много разных событий.

Чтобы было интересно и понятно,  слушать музыку  надо очень внимательно.       (О М. И. Волкове, его пьеса «Веселая горка»

Хороший артист поет и играет на музыкальном инструменте так, как будто он только сейчас, здесь сочинил ее. И не только сочинил, а и сам живет в ней. Сколько бы он ни исполнял оду и ту же песню, каждый раз она звучит как будто впервые, будто рождается заново. Ведь у артиста может быть разное настроение. А песня, как  живая, чувствует это  и тоже становиться чуть-чуть другой. И хороший слушатель это услышит.

Поэтому люди ходят на концерты, потому что «живое» исполнение всегда неповторимо.

И вот зазвучали переливы баяна, зазвенели струны домр и балалаек. А на сцене… зацвели бело розовые яблоневые цветы (слайды). Ветки цветущей яблони в руках у танцующих. Плавно и легко вьется затейливый хоровод. И льется нежная и задорная песня «Умарина» (исполняют дети подготовительной группы).

Это известная эрзянская песня, но даже не зная мордовского языка можно понять музыку добрую и светлую, мудрую и лукавую, которая говорит лучше всех слов. Она рассказывает о том, какие белоснежные лепестки у цветущих яблонь, какие стройные березки растут на околице села мордовского села Сурского. Музыкальные краски рисовали леса, луга, реки нашей родины – Мордовии. Музыка говорила обо всем, что мы зовем нашим родным домом.      Эта музыка живет вместе с нами в нашей Мордовии и говорит на мордовском языке. Говорит о самом близком и самом главном. А самое близкое и самое главное у каждого человека, очень маленького и совсем взрослого – его мама и его родина. Без них просто не было бы людей на земле. 

Самую первую песню поет человеку мама, а все остальное он слышит у своей родины. У этих песен учится сочинять свою музыку  и композитор. А когда научиться, то первую песню отдает маме, а остальные родному краю, т. е. своему дому. В этом доме все дружат и хотят мира для других людей.

(Мордовский хоровод).

 

 

Оставить комментарий: