a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Каблучко Е.Б. Система работы по реализации образовательной области «Коммуникация» в старшем дошкольном возрасте

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

«Система работы по реализации образовательной области «Коммуникация» в старшем дошкольном возрасте». Подготовила: воспитатель Каблучко Елена Борисовна. Наше ДОУ работает по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» разработанной с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе ДОУ. В программе определены 10 образовательных областей, одна из которых «Коммуникация». Данная образовательная область решает три вида задач. Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 1. Развивать умение игрового и делового общения со сверстника¬ми, желание участвовать в совместнойколлективной деятельности. Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника. 2. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. 3. Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности 1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта. 2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей. 3. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах. 4. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. 5. Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и добро¬ желательно исправлять их. 6. Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно. 7. Воспитывать интерес к письменным формам речи. 8. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной иници¬ативе. Задачи на практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета) 1. Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета. 2. Расширять представления детей о культуре речевого общения. 3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллек¬тивного взаимодействия. Организуем работу в старшей группе по коммуникативному развитию детей с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей, основываясь при этом на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса,предусматривающем решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных. Мы стараемся увидеть и использовать межпредметные связи, ведь внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности, и в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Реализуя задачи образовательной области «Коммуникация» мы решаем традиционные задачи:  развитие связной речи;  развитие словаря;  грамматического строя;  воспитание звуковой культуры речи. Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи Слово 1. Развитие словаря Звук 2. Воспитание звуковой культуры речи Словоформа Словосочетание Предложение 3. Формирование грамматического строя речи Текст Диалог Монолог 4. Развитие связной речи: а) формирование диалогической (разговорной) речи. б) формирование монологической речи Связная речь. Решая данную задачу, мы учим детей самостоя¬тельно строить игровые и деловые диалоги, пересказывать литератур¬ные произведения, правильно передавая их идею и содержание, исполь¬зуя прямую и косвенную речь, пересказывать произведение по ролям, по частям. Составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях при¬роды.Используем схемы составления описательных рассказов, так у детей наглядно-образное мышление и им легче составить рассказ с опорой на схему. При этом стараемся, чтобы дети не механически перечисляли свойства описываемого предмета или явления, аточно и правильно подбирали слова, характеризующие особен¬ности предметов и объектов, использовали прилагательные и наречия, и, конечно же, с помощью воспитателя определяли и воспроизводили логику описательного рассказа. Учим детей сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта. Учим строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание). В повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа. Проявляют дети интерес к самостоятельному сочинению, создают раз-нообразные виды творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели. Это работа на первом этапе очень сложная и получается, конечно же, не у всех и не сразу, и здесь важно, чтобы ребенок не потерял интерес, не замкнулся в себе. С такими детьми мы занимаемся индивидуально. Зато потом с какой гордостью он сочинит СВОЙ рассказ! Используем технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ. Они не заменимы в развитии речевого творчества детей, в обучении детей составлению загадок, ведь это довольно-таки сложный вид речевого творчества детей, и в мониторинге речевого развития детей она выделена. Создаем условия для развития речевого творчества детей: использует коллективное сочинение загадок, сказок, рассказов, поэтических четверостиший. Организуем игры-драматизации, спектакли настольного, пальчикового театра, создает условия для игры-фантазирования. Стараемся привлечь внимание ребенка к речи как особому объекту познания, для этого используем игры на словотворчество («Придумай название сказочному предмету», «Придумай имя сказочному персонажу»), привлекает детей к участию в словесных играх, обсуждает с детьми значение новых непонятных слов. При этом учим внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их. Словарь. Учим детей осваивать и использовать в речи новые слова.  Названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения.  Личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. п.), его состояния и настроения, внутренние переживания.  Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей.  Слова, обозначающие оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т.д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта.  Развиваем у детей умение самостоятельно использовать в деятельности и обозначать в речи обследовательские действия, необходимые для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил на руке, понюхал и т.д.).  Сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы в группы:посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты.  Называть существенные признаки понятий.  Находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты и использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов. Грамматически правильная речь.  Учим детей грамматически правильно использовать в речи несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть».  Упражняются в образовании слов, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), при¬ставками (подснежник, подосиновик). Используем на этапе знакомства картинки с изображением данных предметов, а затем в словесных играх закрепляем их речевые умения и стараемся создавать речевые ситуации и ситуации общения, в которых ребенок учится правильно использовать в речи данные слова. Звуковая культура речи.  Учим детей чисто и правильно произносить все звуки родного языка. Большую помощь оказывает учитель-логопед. К сожалению, у многих детей существует проблема в произношении.  Упражняются дети в правильном звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов.  При чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения учим самостоятельно пользоваться средствами интонационной выразительности: изменять темп, ритм речи, силу и тембр голоса в зависимости от содержания. Подготовка к обучению грамоте.  Даем детям представление о существовании разных языков;  Продолжаем знакомство с терминами: «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки», «звуковой анализ слова», правильно понимают и используют их.  Учим: делить на слоги двух-трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова); составлять предложения с заданным количеством слов; определять количество и последовательность слов в предложении. Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета).  Учим детей самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета при приветствиях, прощаниях, обращениях с просьбой, знакомствах, при выражении благодарности.  Знакомим с основными правилами этикета телефонного разгово¬ра, столового, гостевого этикета, этикетного взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе). Для освоения правил речевого этикета организуем игровые образовательные ситуации «Незнайка знакомится с детьми», «Незнайка говорит по телефону», «Незнайка принимает гостей» и т. п., в которых в условиях проблемной ситуации дети обсуждают ошибки и неудачи игрового персонажа и формулируют правила речевого этикета. Поддерживаем интерес дошкольников к литературе, стимулируя желание научиться читать. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используем чистоговорки, стихи, загадки, скороговорки, упражняем детей произносить их шепотом, вполголоса, громко или медленно, умеренно быстро. А использование игровых упражнений с пиктограммами, побуждает детей использовать вопросительную, восклицательную, повествовательную интонации. Для знакомства детей с невербальными средствами общения педагог организует игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Отгадай животное», беседует с детьми о том, как можно общаться без слов, рассказывает детям об искусстве пантомимы и предлагает игровые упражнения «Расскажи стихи руками», «Покажи движением», «Ласка», «Я радуюсь», «Отгадай по лицу», «Маски», «Зеркало». Проводя данную работу мы стремимся к тому, чтобы в конце года каждый наш ребенок смог:  активно общается со сверстниками и взрослыми, проявлял познавательную и деловую активность.  Был инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторял рассказов других, пользовался разнообразными средствами выразительности.  Проявлял инициативу в общении — делился впечатлениями со сверстниками, задавал вопросы, привлекал к общению детей. Замечал речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправлял их.  Имел богатый словарный запас. Безошибочно пользовался обобщающими словами и понятиями. Речь была чистая, грамматически правильная, выразительная.  Владел средствами звукового анализа слов, определял основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове. И тогда можно с уверенностью сказать, что я выполнила поставленные задачи и мои дети будут социально- успешны в будущей школьной жизни!

Оставить комментарий: