a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Валеологическое воспитание дошкольников

Опубликовано: 2015-12-06 19:05:52

Документы для скачивания

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ». Подготовила: ст арший воспитатель Азанкова Л. А. На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми( родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека. Что такое валеология? Валеология – это наука о здоровье, о путях его обеспечения, о формировании и сохранении здоровья в конкретных условиях жизнедеятельности. Что же такое здоровье? Здоровье – сила и ум, настроение, эмоциональное состояние. Здоровье – это красота. Здоровье – самое большое богатство. Здоровье – счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым( взрослым и детям) ? Это значит: следить за физическим состоянием; не заниматься самолечением; правильно питаться; следить за состоянием зубов; чередовать виды деятельности; спать не менее 7- 8 часов в сутки; заниматься спортом или физическими упражнениями; закаливать свой организм; использовать нетрадиционные средства оздоровления. Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Учеными установлено: 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст. К сожалению, в последнее время увеличилось количество больных детей. Этому, конечно, есть объяснение – неблагоприятная экологическая обстановка, снижение прожиточного минимума, низкий уровень валеологической культуры. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле – здоровый дух». Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Формирование у детей валеологической культуры включает: валеологические знания; интерес к оздоровлению собственного организма и сознательную установку на ведение здорового образа жизни; развитие навыков и формирование привычек ведения здорового образа жизни; ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Главная цель валеологического образования – помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье – главная ценность жизни человека. По валеологи ческому воспитанию н ад о знакомить ребенка не только с элементарными знаниями о внешних органах человека, то есть теми, какие доступны для изучения и наблюдения, с основами первой помощи при травмах, с основами безопасности поведения, с навыками ухода за органами, с навыками сохранения и укрепления осанки, профилактики плоскостопия, но и обучать его таким средствам и методам оздоровления, как точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; упражнения на расслабление мышечного напряжения( релаксация) , психогимнастика, гимнастика для глаз и другие виды гимнастик. Огромную роль в закаливании и оздоровлении детей играет дыхательная гимнастика, как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила: дышать носом; дышать медленно; концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие; выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие; дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо: все упражнения выполнять легко, естественно, свободно, без усилий, напряжения и скованности; находиться в расслабленном состоянии, но не сутулиться( спина прямая, плечи развернуты, шея свободна) ; следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга. С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20- 30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Перед гимнастикой необходимо очистить нос. Продолжительность гимнастики – от 10 до 20 минут. Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и самочувствия. При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом предложить им его выполнить. Существуют разные методики дыхательной гимнастики: методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева, К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, методика звукового дыхания М. Л. Лазарева. Я хочу остановиться на методике звукового дыхания М. Л. Лазарева. Она направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Разные звуки порождают разные вибрации, которые, в свою очередь, влияют на наше самочувствие. Звуковое дыхание( М. Л. Лазарев) Эффект от выполнения ритмического звукового дыхания наступает лишь в том случае, если дыхание выполняется в течение достаточно длительного времени( не менее 3 минут) . Ритмическое звуковое дыхание можно проводить как в покое, так и в ходьбе. Рекомендуется проводить ритмическое звуковое дыхание наиболее интенсивно в осенне- весенний период. Эффективно применение ритмического звукового дыхания при постельном режиме ребенка во время заболеваний. При ларингитах произносятся только глухие согласные, чтобы не травмировать связочный аппарат. При произнесении длинных звуков желательно тянуть их как можно дольше. Звук «в»( вибрация на уровне лица) . Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица, гайморовых пазух. Эффект достигается при ринитах, синуситах, гайморитах. И. П. – стоя. Ноги стоят устойчиво. Глаза закрыты. Губы мягко сопротивляются. После глубокого вдоха произносится звук «в» до полного выдоха воздуха из легких. Звук произносится негромко. Необходимо добиться ощущения вибрации во всем теле, преимущественно в области лица, стараясь, чтобы звук тянулся как можно дольше. Губы необходимо расслабить до появления в них ощущения «щекотки». Повторить 4 раза. Звук « з »( вибрация в области головы и шеи) . Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи. Эффект ивна при трахе итах. И. П. – стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь одной руки на шее спереди. Делается вдох. На выдохе произносится звук « з » предельно долго, негромко. Повторить 4 раза. Звук « ж »( вибрация в области грудной клетки) . Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки. Эффект ивно выводит мокроту из бронхов и легких. И. П. – стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь на груди спереди. Делается вдох. На выдохе произносится долго и негромко звук « ж ». Повторить 4 раза. Звук « м »( вибрация тканей в области грудной клетки и солнечного сплетения) . Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки и солнечного сплетения. И. П. – стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь на области солнечного сплетения. Делается вдох. На выдохе произносится негромко и предельно долго звук «м»( глубокое звучание) . Повторить 4 раза. « Ф- х- ц- ч- ш- щ- с »( расслабление всех дыхательных и других мыщц организма) . И. П. – лежа. Глаза закрыты. Произносится ровный звук, который тянется как можно дольше. Звук произносится тихо. Каждый звук повторить 2 раза. Детям нравится игровой массаж А. Уманской. Массаж волшебных точек ушек. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2- 3 раза в день. «Поиграем с ушками» Организационный момент. Ребенок садится на стульчик. О сновная часть. Упражнения с ушками. «Найдем и покажем ушки». Дети находят свои ушки, показывают их взрослому( если мешают волосы, их закалывают вверху) . « Похлопаем ушк ами ». Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок. « Потянем ушк и ». Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает. « Покрутим козелком ». Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20- 30 секунд. « Погреем ушк и ». Ребенок прикладывает к ушкам ладони, тщательно трет ими всю раковину. Заключительный этап. Дети расслабляются и слушают тишину. Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7- 8 раз, для малышей достаточно 5- 6 раз. Действия можно сопровождать стихами: Ушки ты свои найди И скорей их покажи. Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами. А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! А потом, а потом Покрутим козелком. Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно. Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, Наступила ти- ши- на! ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован в работе со старшими детьми. Проводится 2- 3 раза в день. «Поиграем с носиком» Организационный момент. «Найди и покажи носик». Ребенок удобно усаживается и показывает свой носик взрослому. О сновная часть. Игровые упражнения с носиком. « Помоги носику собраться на прогулку ». Ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взросло го. « Носик гуляет ». Взрослый предлагает р ебенк у крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос. « Носик балуется ». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. « Носик нюхает приятный запах ». Ребенок в ыполняе т 10 вдохов- выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем. « Носик поет песенку ». На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: « Ба- бо- бу ». « Погреем носик ». Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движения к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание. Заключительный этап. «Носик возвращается домой». Ребенок убирает платок и ли салфетку. Показывает взрослому, что его носик вернулся. Примечание. Игровые упражнения мож но сопровождать стихами. Ребенок садится на стульчик. Носик ты быстрей найди, Маме Вере покажи. Надо носик очищать, На прогулку собирать. Ротик свой ты закрывай, Только с носиком гуляй. Вот так носик – баловник! Он шалить у нас привык. Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши. Хорошо гулять в саду И поет нос: « Ба- бо- бу ». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается домой. Учимся охранять свою жизнь и здоровье Самомассаж «Петушок» Раз и два! Раз и два! Тереть ладони друг о друга. Начинается игра! Красим крылья и живот, Поглаживать ладонями руки, живот, грудь, Красим грудочку и хвост, поясницу, ноги, голову. Красим спину, Красим ножки, Красим гребешок немножко, Вот такой стал петушок, Поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться, Ярко- красный гребешок. Сделать несколько полуоборотов влево- вправо. Массаж биологически активных точек «Солнышко» Солнце утром рано встало, Поднять руки вверх, потянуться, делая руками Всех детишек приласкало. « ф онарики». Гладит грудку, Массировать «дорожку» на груди снизу вверх. Гладит шейку, Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз. Гладит носик, Кулачками растирать крылья носа. Гладит лоб, Проводить пальцами по лбу от середины к вискам. Гладит ушки, Растирать ладонями уши. Гладит ручки, Растирать ладони. Загорают дети. Вот. Поднять руки вверх. Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний « Неболейка » Чтобы горло не болело, Поглаживать ладонями шею Мы погладим его смело. м ягки ми движениями сверху вниз. Чтоб не кашлять, не чихать, Указательными пальцами растирать крылья носа. Надо носик растирать. Лоб мы тоже разотрем, Прикладывать ко лбу ладони «козырьком» Ладошку держим козырьком. И растирать лоб движениями в стороны. Вилку пальчиками сделай, Разжать указательные и средние пальцы, Массируй ушки ты умело. Растирать пальцами точки за и перед ушами. Знаем, знаем – да- да- да! Потирать ладони друг о друга. Нам простуда не страшна. Массаж головы Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови. Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок». Здоровье на кончиках пальцев На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувстви е, улучшает работу мозга. Причем, массируя пальцы рук, еще и ребенок нормализует функциональное состояние различных внутренних органов, ибо восточные ученые доказывают рефлекторную связь каждого пальца руки с определенным органом. Например, японский ученый Н. Токухиро считает, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж второго пальца положительно воздействует на состояние желудка, третьего – кишечника, четвертого – на печень, пятого – на сердце. У страдающих заболеваниями сердца часто слабые мизинцы, особенно левый. Активный массаж мизинца способствует снятию психического напряжения, нервного переутомления. Массаж лучше сопровождать стихами, так как они дают возможность войти в ритм движения. 1. Чтоб здоров был пальчик наш, Сделаем ему массаж: Потихоньку разотрем И к другому перейдем. 2. Дружно пальчики сгибаем Крепко кулачки сжимаем Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки. Ну, а теперь мы от З е мли Отталкиваем тучки. Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок. Массаж грецким орехом Взять грецкий орех и, положив его между ладонями, делать круговые движения. Сжимать орех сначала с небольшим усилием, а затем постепенно увеличивать его( 1- 3 мин. ) , при этом приговаривая: «Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех». Упражнения с карандашом. Срочно сделать мы успели Самолет другой модели. Мы над лесом полетим, Облака достать хотим. Карандаш в руках катаю, М ежду пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Б ыть примерным научу. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, слабовидению или к отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер. Игровые упр ажнения для профилактики зрения Они способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз. Ребенок сидит на стульчике, спина прямая, голова неподвижна. «Зажмурь глаза». Плотно закрыть, а затем широко открыть( с интервалом 10 – 20 секунд) . «Мотылек». Быстро и легко моргать глазами. Это расслабляющее упражнение необходимо выполнять после каждого упражнения 10- 20 секунд. «Стрельба глазами». Отводить глаза до упора влево – вправо( 8- 10 раз) . «Заборчик». Поднимать глаза вверх и опускать вниз( 8- 10 раз) . «Совенок». Вращать глазами по часовой стрелке, «рисуя на стене большой круг», то же- против часовой стрелки( 4 раза) . Медленно поднести указательный палец, не сводя с него глаз, к кончику носа, затем отвести палец от носа, сопровождая его взглядом. Поморгать и опять выполнить это движение( 4 раза) . Смотреть вдаль( созерцание точки с расстояния 5 м в течени е 10- 20 секунд – один из йоговских приемов отдыха. Игровое упражнение «Птичк а » для коррекции зрения. Птичка летает, летает, летает…( ребенок вытягивает вперед правую руку, фиксирует взгляд на указательном пальце, рисует в воздухе кривые линии, восьмерки, круги и т. д. ) , прослеживает взглядом. «Чик- чирик», «чик- чирик»- прикасается пальцем к левой ладони. Птичка села. Хлоп! Хлопает правой ладонью по левой. У летела( смотрит вдаль) . Так же можно провести игровое упражнение «Комарик». Только вместо «чик- чирик» произносить « з- з- з- з ». У пражнени я для активизации работы мышц глаз. Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению. Смотреть прямо перед собой 2- 3 секунды. Поставить указательный палец на расстоянии 25- 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2- 3 секунды, опустить руку( 4- 5 раз) . Стоя, ноги на ширине плеч. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты( 3- 4 раза) . Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц и проследить за ними взглядом. У пражнени е на фиксацию взгляда( разработано академиком В. П. Филатовым) Способствует развитию конвергенции, выработке бинокулярного зрения, координированной работе зрительного и двигательного анализаторов. Стоя или сидя вытянуть руку вперед. Фиксировать взгляд на кончике указательного пальца. Медленно приближать палец к лицу, одновременно другой рукой ощупывая этот палец. Работ а по валеологическому воспитанию позвол и т выработать разумное отношение детей к своему организму, привить культурно- гигиенические навыки. Нетрадиционный подход к оздоровительно- профилактической работе с детьми имеет огромный воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового ребенка. Уважаемые родители! Надеюсь, что предлагаемый материал поможет вам вырастить детей здоровыми и крепкими, ответственнее относиться к своему здоровью. Массаж и игровые упражнения а проб ирова ны в детском саду и дают хорошие результаты для укрепления здоровья детей.

Оставить комментарий: