a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Развитие речи детей второго года жизни" учитель-логопед Скиба И.В.

Опубликовано: 2015-12-07 15:40:53

Документы для скачивания

Развитие речи детей второго года жизни. Появившись на свет, новорожденный сообщает о своих потребностях посредством криков, звуков, мимики и жестов. Далее его звуковой арсенал расширяется, и малыш начинает гукать, гулить и лепетать. Наряду с этим, слушая обращенную к нему речь, малыш постепенно учится понимать то, что ему говорят, тренируется в повторении слогов, облегченных слов и, наконец, начинает произносить слова. В год большинство детей уже могут осмысленно употреблять около шести – десяти простых и звукоподражательных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «бах», « ав » и др. На втором году жизни у ребенка наблюдается интенсивное  речевое развитие. После года ребенок  начинает лучше понимать речь взрослого, осмысленно подражать его словам и фразам, произносить одиночные элементарные слова. При этом он может путать звуки, переставлять их местами, искажать и пропускать. У полуторагодовалого человечка в активном словаре уже имеется около 30- 35 слов. В этот период ребенок интенсивно устанавливает связи между словами, действиями и предметами. Так, если малыша попросить принести мячик, он может посмотреть на него, а принести машинку. С полутора до двух лет  - идет увеличение словарного запаса( малыш знает названия игрушек, предметов обихода, одежды, мебели, частей тела, действий) и активное использование около 300 слов, фраз и коротких предложений в речи. Кругозор ребенка расширяется, и с ним можно говорить не только о том, что он видит в настоящий момент, но и о том, что он видел вчера.   К концу 2- го года  ребенок начинает использовать речь по назначению, т. е. как средство общения. Теперь он может попросить о чем- то, пожаловаться, пригласить поиграть, выразить радость и т. д. В жизни ребенка речь выполняет много разных функций. В первую очередь,   речь – это   способность общаться посредством слов, звуков, знаков и других элементов языка. Развитие речи ребенка  – длительный процесс, успешность его протекания   зависит от: - речевой среды, - социального окружения, - семейного благополучия, - индивидуальных особенностей личности, - познавательной активности ребенка, - уровня развития моторики, - состояния здоровья и т. д.   У всех  детей развитие речи  протекает по- разному. Кто- то начинает говорить раньше, кто- то позже. Замечено, например, что девочки быстрее, чем мальчики, овладевают умением пользоваться словами. Если ребенок в два года говорит очень мало и не понятно, но его интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам, и вы достаточно общаетесь с ним, беспокоиться не стоит.   Советы по  развитию речи детей   •    Между вами и ребенком должны быть установлены эмоционально- доверительные отношения. •    Ваша речь должна быть чувственно окрашенной, понятной, четкой, правильной. •  Ребенок будет копировать вашу речь, поэтому не стоит сюсюкаться и повторять неправильно выговариваемые им слова. Учите его произносить слова правильно. •  Можно предлагать ребенку для повторения облегченные слова, но тут же сопровождайте их правильно произносимыми словами( « би- би »- машина, « ав- ав »- собачка) . •    Лучше всего  речь развивается  в активной деятельности, когда малыш испытывает положительные эмоции и активно действует с каким- то предметом( например, разбирает и собирает пирамидку, а вы вместе с ним проговариваете его действия) или выполняет движения со словами( физкультурные минутки) . •   Называйте привлекающие ребенка предметы и комментируйте интересующие его действия и события. •    Придумывайте способы вызвать ребенка к диалогическому общению, расширяйте его связи с другими взрослыми и детьми. •   Ставьте малыша в такие условия, где ему придется воспользоваться речью. Не предугадывайте желаний малыша, побуждайте его попросить вас о чём- то или кого- то позвать: «Позови папу кушать». •   Развивайте  крупную моторику  ( ходьба, общеукрепляющие упражнения) и  мелкую моторику  ребенка( пальчиковые игры, лепка, конструкторы) . •    Обогащайте познавательный и чувственный опыт ребенка( знакомьте с природой, музыкой, творчеством) . •     Развивайте мышление,  восприятие,  память,   внимание ребенка. Показатели  речевого развития детей   1 год – 1год 3 месяца Понимание речи •  Понимает названия  игрушек, одежды, животных, еды, частей тела, окружающих предметов, имена близких взрослых, действия, некоторых бытовые ситуации. •    Показывает и выполняет: «Принеси…», «Подойди к …», «Положи на место…», «Где твоя шапка лежит…» и т. д. •    С интересом рассматривает картинки в книжке, узнает персонажей. •    Слушает и запоминает слова  потешек, стихов и песенок. Активная речь( произносит до 20 облегченных слов) •   Выражает свои желания определенными звуками, например звуком «э». •   Произносит облегченные( би- би, ням- ням) и простые( кися, баба) слова по подражанию, по просьбе взрослого, по собственной инициативе( когда играет, радуется, констатирует факт) . •    Использует слова «мама» и «папа» и для других людей. •    Воспроизводит звуковые сочетания с определенной интонацией и ритмом.   1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев Понимание речи •    По просьбе взрослого показывает называемые части тела. •    Обобщает по внешнему виду  игрушки, предметы, независимо от их размера и цвета. Показывает на них по просьбе взрослого. •    Понимает рассказ о том, что ему знакомо. Например, с интересом слушает сообщение мамы о проведенном им дне: «Папа, а ты знаешь, сегодня…. ( имя ребенка) сам помыл руки. А потом сел за стол и съел всю кашу». •    Со слов взрослого вспоминает о недавних ярких событиях( поход в зоопарк, работу подъемного крана и т. д. ) . •    Знаками, жестами, движениями, словами отвечает на вопросы: «Кто съел кашу? », «Как дятел стучит? », «Кого мы там с тобой видели? » •    Выполняет поручения из двух действий: «Возьми на столе карандаш и нарисуй солнышко». •    Понимает, когда его хвалят. •    Спрашивает( знаками, звуками) о предметах, которые попадаются ему на глаза  «что это».   Активная речь( произносит до 40 облегченных слов) •    Произносит простые слова( правильно и индивидуально облегченно) ; говоря о себе, может назвать своё имя. •   Пользуется словами в моменты особой заинтересованности, чтобы выразить своё согласие или не согласие, привлечь к себе внимание, попросить о чём- то. •    Отвечает на простые вопросы: «Где? », «Кто( что) это? », «Что делает? »( в реальной ситуации и по картинке) . •    Подражает часто слышимым словам, фразам взрослого. • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз( имеющим значениедополнительного слова) . •    Вместе с взрослым «напевает» песенки. 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев Понимание речи •    Хорошо знает названия частей тела и лица,   игрушек, животных, растений, предметов быта, одежды, блюда, некоторые признаки предметов( большой, горячий, тяжелый) , некоторые действия( спит, ест, идет, бежит и т. д. ) •    Понимает несложный сюжет на картинке. •    Понимает описание ситуации, близкой ему по опыту, без показа или картинки. Активная речь( произносит 100 слов) •    Может составить предложение из двух слов. Говорит о своих потребностях: «Маша пить», о своих/ чужих действиях: «Мама ням- ням ». •    Отвечает на вопросы: " Где? " , " Кто это? " , " Что это? " , " Что делает? " . •    Называет предметы на картинке. •    Договаривает последние слова знакомых стихотворений, потешек и песенок.   1 год 9 месяцев- 2 года Понимание речи •   Понимает короткий рассказ( без показа действий) о знакомых событиях( о том, что делал на прогулке) . Отвечает на вопросы об этих событиях. •    Выполняет просьбы, состоящие из двух- трех последовательных действий( возьми мяч, отнеси в коридор и положи у двери) .     Активная речь( произносит до 200- 300 слов) : •    Говорит предложениями из 2- 3 слов. •    Составляет повествование из 2х- 3х предложений о том, что видит. •    Задает вопросы «где? », « какая? ». •    Начинает употреблять в речи прилагательные( хороший, горячий, тяжелый) , наречия( жарко) и местоимения( он, она, ты) . •    Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает песенки. •    Облегченные слова заменяет правильными. •    Употребляет вежливые слова: «пока», «спасибо», «привет». •    Может менять интонацию, силу голоса и темп речи. •    С удовольствием слушает книги, просит почитать.  ( Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л. Н. Павловой и Е. Б. Волосовой) .   Если к двум годам ваш малыш еще не начал говорить, не понимает обращенную к нему речь, гнусавит, заикается, сильно высовывает кончик языка, раздувает щеки, брызжет слюнями, не выговаривает положенные по возрасту звуки( для детей 1- 2 лет: а, о, у, и, п, б, м, н, т’, д ’, т, д, к, г, х, в, ф) - желательно обратиться за консультацией к логопеду. Он поможет вовремя выявить возможные  причины нарушения речевого развития  и предупредить вероятность закрепления неправильного произношения.  Подготовила учитель- логопед Скиба Ирина Викторовна, по материалам Дарьи Колдиной «Книги для развития малыша»

Оставить комментарий: