Консультация для родителей "Развитие речи детей второго года жизни" учитель-логопед Скиба И.В.
Документы для скачивания
Развитие речи детей второго года жизни. Появившись на свет, новорожденный сообщает о своих потребностях посредством криков, звуков, мимики и жестов. Далее его звуковой арсенал расширяется, и малыш начинает гукать, гулить и лепетать. Наряду с этим, слушая обращенную к нему речь, малыш постепенно учится понимать то, что ему говорят, тренируется в повторении слогов, облегченных слов и, наконец, начинает произносить слова. В год большинство детей уже могут осмысленно употреблять около шести – десяти простых и звукоподражательных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «бах», « ав » и др. На втором году жизни у ребенка наблюдается интенсивное речевое развитие. После года ребенок начинает лучше понимать речь взрослого, осмысленно подражать его словам и фразам, произносить одиночные элементарные слова. При этом он может путать звуки, переставлять их местами, искажать и пропускать. У полуторагодовалого человечка в активном словаре уже имеется около 30- 35 слов. В этот период ребенок интенсивно устанавливает связи между словами, действиями и предметами. Так, если малыша попросить принести мячик, он может посмотреть на него, а принести машинку. С полутора до двух лет - идет увеличение словарного запаса( малыш знает названия игрушек, предметов обихода, одежды, мебели, частей тела, действий) и активное использование около 300 слов, фраз и коротких предложений в речи. Кругозор ребенка расширяется, и с ним можно говорить не только о том, что он видит в настоящий момент, но и о том, что он видел вчера. К концу 2- го года ребенок начинает использовать речь по назначению, т. е. как средство общения. Теперь он может попросить о чем- то, пожаловаться, пригласить поиграть, выразить радость и т. д. В жизни ребенка речь выполняет много разных функций. В первую очередь, речь – это способность общаться посредством слов, звуков, знаков и других элементов языка. Развитие речи ребенка – длительный процесс, успешность его протекания зависит от: - речевой среды, - социального окружения, - семейного благополучия, - индивидуальных особенностей личности, - познавательной активности ребенка, - уровня развития моторики, - состояния здоровья и т. д. У всех детей развитие речи протекает по- разному. Кто- то начинает говорить раньше, кто- то позже. Замечено, например, что девочки быстрее, чем мальчики, овладевают умением пользоваться словами. Если ребенок в два года говорит очень мало и не понятно, но его интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам, и вы достаточно общаетесь с ним, беспокоиться не стоит. Советы по развитию речи детей • Между вами и ребенком должны быть установлены эмоционально- доверительные отношения. • Ваша речь должна быть чувственно окрашенной, понятной, четкой, правильной. • Ребенок будет копировать вашу речь, поэтому не стоит сюсюкаться и повторять неправильно выговариваемые им слова. Учите его произносить слова правильно. • Можно предлагать ребенку для повторения облегченные слова, но тут же сопровождайте их правильно произносимыми словами( « би- би »- машина, « ав- ав »- собачка) . • Лучше всего речь развивается в активной деятельности, когда малыш испытывает положительные эмоции и активно действует с каким- то предметом( например, разбирает и собирает пирамидку, а вы вместе с ним проговариваете его действия) или выполняет движения со словами( физкультурные минутки) . • Называйте привлекающие ребенка предметы и комментируйте интересующие его действия и события. • Придумывайте способы вызвать ребенка к диалогическому общению, расширяйте его связи с другими взрослыми и детьми. • Ставьте малыша в такие условия, где ему придется воспользоваться речью. Не предугадывайте желаний малыша, побуждайте его попросить вас о чём- то или кого- то позвать: «Позови папу кушать». • Развивайте крупную моторику ( ходьба, общеукрепляющие упражнения) и мелкую моторику ребенка( пальчиковые игры, лепка, конструкторы) . • Обогащайте познавательный и чувственный опыт ребенка( знакомьте с природой, музыкой, творчеством) . • Развивайте мышление, восприятие, память, внимание ребенка. Показатели речевого развития детей 1 год – 1год 3 месяца Понимание речи • Понимает названия игрушек, одежды, животных, еды, частей тела, окружающих предметов, имена близких взрослых, действия, некоторых бытовые ситуации. • Показывает и выполняет: «Принеси…», «Подойди к …», «Положи на место…», «Где твоя шапка лежит…» и т. д. • С интересом рассматривает картинки в книжке, узнает персонажей. • Слушает и запоминает слова потешек, стихов и песенок. Активная речь( произносит до 20 облегченных слов) • Выражает свои желания определенными звуками, например звуком «э». • Произносит облегченные( би- би, ням- ням) и простые( кися, баба) слова по подражанию, по просьбе взрослого, по собственной инициативе( когда играет, радуется, констатирует факт) . • Использует слова «мама» и «папа» и для других людей. • Воспроизводит звуковые сочетания с определенной интонацией и ритмом. 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев Понимание речи • По просьбе взрослого показывает называемые части тела. • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от их размера и цвета. Показывает на них по просьбе взрослого. • Понимает рассказ о том, что ему знакомо. Например, с интересом слушает сообщение мамы о проведенном им дне: «Папа, а ты знаешь, сегодня…. ( имя ребенка) сам помыл руки. А потом сел за стол и съел всю кашу». • Со слов взрослого вспоминает о недавних ярких событиях( поход в зоопарк, работу подъемного крана и т. д. ) . • Знаками, жестами, движениями, словами отвечает на вопросы: «Кто съел кашу? », «Как дятел стучит? », «Кого мы там с тобой видели? » • Выполняет поручения из двух действий: «Возьми на столе карандаш и нарисуй солнышко». • Понимает, когда его хвалят. • Спрашивает( знаками, звуками) о предметах, которые попадаются ему на глаза «что это». Активная речь( произносит до 40 облегченных слов) • Произносит простые слова( правильно и индивидуально облегченно) ; говоря о себе, может назвать своё имя. • Пользуется словами в моменты особой заинтересованности, чтобы выразить своё согласие или не согласие, привлечь к себе внимание, попросить о чём- то. • Отвечает на простые вопросы: «Где? », «Кто( что) это? », «Что делает? »( в реальной ситуации и по картинке) . • Подражает часто слышимым словам, фразам взрослого. • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз( имеющим значениедополнительного слова) . • Вместе с взрослым «напевает» песенки. 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев Понимание речи • Хорошо знает названия частей тела и лица, игрушек, животных, растений, предметов быта, одежды, блюда, некоторые признаки предметов( большой, горячий, тяжелый) , некоторые действия( спит, ест, идет, бежит и т. д. ) • Понимает несложный сюжет на картинке. • Понимает описание ситуации, близкой ему по опыту, без показа или картинки. Активная речь( произносит 100 слов) • Может составить предложение из двух слов. Говорит о своих потребностях: «Маша пить», о своих/ чужих действиях: «Мама ням- ням ». • Отвечает на вопросы: " Где? " , " Кто это? " , " Что это? " , " Что делает? " . • Называет предметы на картинке. • Договаривает последние слова знакомых стихотворений, потешек и песенок. 1 год 9 месяцев- 2 года Понимание речи • Понимает короткий рассказ( без показа действий) о знакомых событиях( о том, что делал на прогулке) . Отвечает на вопросы об этих событиях. • Выполняет просьбы, состоящие из двух- трех последовательных действий( возьми мяч, отнеси в коридор и положи у двери) . Активная речь( произносит до 200- 300 слов) : • Говорит предложениями из 2- 3 слов. • Составляет повествование из 2х- 3х предложений о том, что видит. • Задает вопросы «где? », « какая? ». • Начинает употреблять в речи прилагательные( хороший, горячий, тяжелый) , наречия( жарко) и местоимения( он, она, ты) . • Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает песенки. • Облегченные слова заменяет правильными. • Употребляет вежливые слова: «пока», «спасибо», «привет». • Может менять интонацию, силу голоса и темп речи. • С удовольствием слушает книги, просит почитать. ( Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л. Н. Павловой и Е. Б. Волосовой) . Если к двум годам ваш малыш еще не начал говорить, не понимает обращенную к нему речь, гнусавит, заикается, сильно высовывает кончик языка, раздувает щеки, брызжет слюнями, не выговаривает положенные по возрасту звуки( для детей 1- 2 лет: а, о, у, и, п, б, м, н, т’, д ’, т, д, к, г, х, в, ф) - желательно обратиться за консультацией к логопеду. Он поможет вовремя выявить возможные причины нарушения речевого развития и предупредить вероятность закрепления неправильного произношения. Подготовила учитель- логопед Скиба Ирина Викторовна, по материалам Дарьи Колдиной «Книги для развития малыша»