a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА... ДЛЯ вас РОДИТЕЛИ. Зачем нужен логопед?

Автор: Мирошина Лидия Васильевна Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

 Зачем нужен логопед Речь ребенка- это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель интеллектуального и психического развития- его" визитная карточка" .   Правильная речь формируется в детском возрасте: от 0 до 4- 5 лет, в дальнейшем идет лишь расширение словаря и грамматических конструкций, освоение норм письма родного языка. Звукопроизносительная же сторона речи должна быть сформирована уже к 4 годам.   Тем не менее, 40% российских детей в возрасте 5 лет по- прежнему неверно произносят звуки родного языка, причем число таких дошкольников постоянно растет. Увеличивается также число детей, у которых к школьному возрасту выявляется задержка речевого развития. Многие родители спокойно относятся к речевым недостаткам своих детей, считая, что все само собой образуется- это заблуждение. Неправильное произношение часто является серьёзным препятствием в овладении чтением и письмом, кроме того" нечистая" речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт.   Самое благоприятное время для коррекции речевых недостатков у детей- дошкольный и младший школьный возраст( 4- 7 лет) .   Обратиться к логопеду необходимо если:  - в 1 год ребенок не произносит лепетные слова, не выполняет знакомых действий с предметом по просьбе взрослого; - в 2 года не отвечает на вопросы взрослого, не говорит словами и предложениями из 2- 3 слов; - в 3 года не начинает употреблять сложные придаточные предложения, не появляются вопросы: где, куда, почему, когда, неправильно показывает и называет цвета( красный, зеленый, синий, желтый) и формы( круг- шарик, квадрат- кубик, прямоугольник- кирпичик, треугольник- крыша) ; - в 4 года у ребенка не сформировано произношение отдельных звуков или групп звуков, он не слышит слоги в слове( искажает слова без сохранения количества слогов) , с трудом запоминает новые слова, не в состоянии выучить ни одно стихотворение; - в 5- 6 лет нарушено произношение звуков, не умеет правильно согласовывать слова в роде и числе( в 6 лет и в падеже) , не составляет развернутый рассказ по сюжетной картинке; - в 7- 8 лет есть нарушения письма и чтения( пропуски, замены букв в словах, длительный период послогового чтения и др. )   КАКОЙ ДИАГНОЗ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕН РЕБЕНКУ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ?   Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие диагнозы:  - Общее недоразвитие речи( ОНР)  - Фонетико- фонематическое недоразвитие речи( ФФНР)  - Дизартрия - Алалия - Ринолалия - Заикание - Задержка речевого развития( ЗРР)   Помните! Чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем успешнее будет его адаптация в детском саду и обучение в школе. Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками Уважаемые родители!   Специальные логопедические занятия помогут формированию и коррекции у ребенка звуковой стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, формированию навыков письма печатными буквами и чтению. Ваш ребенок научится объяснять и рассуждать, описывать предметы и явления, составлять сюжетный рассказ по картинке или серии картинок. Специальные логопедические занятия не только развивают у ребенка интерес к слову и его точному, правильному употреблению, но помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, воображение. Логопед, психолог  помогут Вам правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии. Для установления режима систематического, планомерно го выполнения домашних заданий и привлечения к ним ро дителей заводится индивидуальная папка( «накопительный портфель ребенка») или тетрадь домашних заданий, в кото рой весь речевой материал распределяется по направлениям: — развитие( формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук; — формирование произносительных навыков; — развитие просодики речи; — развитие звукового анализа и синтеза; — подготовка к обучению в школе( обучение грамоте, формиро вание навыка чтения, развитие графических навыков и т. д. ) ; — формирование активного и пассивного словаря; — формирование лексико- грамматических категорий языка; — развитие психологической базы речи.     И все- таки основную нагрузку в обучении ребенка правиль ной речи должны взять на себя Вы, уважаемые родители! С чего начать? Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребенка и те «ма лые» посильные задачи, которые Вы поставите перед ним на первом этапе.  Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания( ис пользования)     элементарных принципов любого обучения.   Правила проведения занятий   Для того  чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении. ·  Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься. · Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15- 20 минут( начинать надо с 3- 5 минут) . · Занятия должны проводиться 2- 3 раза в день; лучшее время для занятий- после завтрака и после дневного сна. · Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует. · Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать. · Объясняя что- то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом. · Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. · Разговаривайте с  ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ. · Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.   · Не бойтесь экспериментировать. · Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зави сят от степени сложности дефекта, возрастных и индиви дуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, за интересованности и участия родителей в коррекционной работе.   Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать  ребенку. Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело.  Даже если результат не будет виден сразу, вы добьетесь успехов, а количество обязательно перейдет в качество!     Удачи Вам и терпения! Если малыш не говорит, или барьеры на пути овладения родным языком. Самым первым и, пожалуй, самым трудным барьером будет способность и желание родителей" увидеть" проблему. Особенно, если родители работают с утра до ночи и воспитанием ребенка занимаются бабушка или няня. Барьер второй. Всё чаще закрадываются сомнения по поводу отсутствия речи у ребенка. И это не удивительно, ведь сверстники уже говорят слова и фразы, а Ваш малыш молчит или в лучшем случае лепечет, что- то на ему одному понятном языке. Вот тут- то и найдутся доброжелатели, которые успокоят и посоветуют не паниковать, а подождать когда" всё само пройдёт" . Не пройдёт! Во всяком случае, бесследно. Что делать? Конечно, не слушать подобных советов, а обратиться за помощью к специалистам. Здесь, возможно, будет поджидать третий барьер в виде нежелания самого" специалиста" заниматься с Вашим ребенком. " Приходите, когда исполнится 3 года, а лучше 5. Вот тогда мы будет заниматься, а пока он ещё маленький" - типичные ответы в подобных случаях. Запомните простую истину- чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период от 0, 8- 1 года до 3- 4 лет. В течение этого времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3- 4 годам его словарь состоит примерно из 800- 1000 слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Признаки благополучного развития речи у ребенка •  Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. •  У ребенка нет никаких неврологических заболеваний. •  Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми. •  Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит. •  Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи. •  Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам. Признаки неблагополучного развития речи у ребенка •  Ребенок развивается с задержкой. •  Ребенок перенес тяжелые заболевания. •  У ребенка есть неврологические заболевания. •  Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит. •  Когда ребенок слышит просьбу" Повтори" или" Скажи это еще раз" , он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал. •  Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью( " самостоятельный" ребенок) . •  Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми. •  Ребенку безразлично, понимает ли его кто- то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания" Скажи еще раз лучше" не реагирует. •  Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников. Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит Вашему ребенку необходима помощь! Почему у ребенка речь формируется с задержкой? Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих. Четвертый барьер- неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором- незачем, все и так будет сделано вовремя. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям. Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции. Барьер пятый- несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания. Такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста. Коррекция занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания. Барьер шестой- стойкий речевой негативизм. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое- либо слово, как бы пробует его" на вкус" , и больше его не повторяет в течение месяцев. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, требуют, в конце концов, наказывают. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Если, вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова" скажи" и" повтори" хотя бы на первое время! Барьер седьмой- отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте, что приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально- волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в возрасте от 2, 5 до 5 лет. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу. Еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность" совпасть" с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Дорогу осилит идущий… Что можно почитать или скорая книжная помощь: Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - - & gt;

Оставить комментарий: