09.12.2015г. Шаповалова Н.А. Консультация для педагогов ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Опубликовано: 11:34:32 09-12-2015

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Что такое мелкая моторика? Если не прибегать к пространным научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук. Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется особое внимание. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Начинать следует из пальчиковой гимнастики:·                 «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках. · «Слоненок» - (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.  «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им. Те же движения производить указательным пальцем левой руки и одновременно указательными пальцами обеих рук («осы»). ·  «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз. · «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.    «Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.  

  Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Детям нравится играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его  В этих играх развиваются тактильные восприятия, связная речь. Параллельно дети учатся застёгивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать. Научить большинство детей зашнуровывать ботинки и завязывать шнурок – большая трудность. Поэтому используем д/и «Шнуровка», «Чудо ёлочка». Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания.    Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей. Это позволяет:– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой. Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетение, макраме, вышивание, вязание, выжигание. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша.   Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями.

Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания.   Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет: 1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; 2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью. 

 

Оставить комментарий: