a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

14.12.2015 Рязанцева Жанна Георгиевна "Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников"

Опубликовано: 2015-12-14 15:10:59

Документы для скачивания

" Создание развивающей предметно- пространственной среды в группах для нравственно- патриотического воспитания старших дошкольников" Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно- патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Понимая важность этого вопроса, в нашем ДОУ проводится работа по нравственно- патриотическому воспитанию старших дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах( смотря, где живет ребенок) ; знакомство детей с символами государства( герб, флаг, гимн) ; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Реализовать работу по нравственно- патриотическому воспитанию помогает   развивающая среда в группах, созданная педагогами нашего детского сада. Правильно организованная развивающая среда в группах нашего детского сада позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Содержание предметно- развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития» детей. Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В группах среднего, старшего и подготовительного к школе возраста созданы «уголки уединения» и психологического отдыха. В каждой возрастной группе продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных уголков. Воспитателями изготовлены дидактические пособия по нравственно- патриотическому воспитанию детей: план города, на котором дети без труда узнают свой   детский сад;   представлены различные виды театра по русским народным сказкам; созданы макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны. Традиционные уголки по изобразительной деятельности превратились в настоящие творческие мастерские. Появилось много изделий прикладного искусства. Интерьеры украшают куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно- ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в старших дошкольных группах имеется периодически меняющийся материал: лабиринты, кроссворды на знание родного города, края, страны, её символов. С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие. Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки кроме привычного спортивного оборудования содержат атрибуты для подвижных народных игр. Для нравственно- эстетического развития детей в каждой группе организованы музыкально- театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Музыкальным руководителем детского сада собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах. Для нравственно- патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию. Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно- прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. «Полочка красоты»   не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним. Педагогами накоплен методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины». Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствуют специально организованные занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности, музыкальные и физкультурные занятия, праздники и развлечения. Педагоги продолжают работу по патриотическому воспитанию на кружковых занятиях. В кружке по физическому развитию разучивают подвижные народные игры, по музыкальному развитию – русские народные песни и пляски. В кружке по изобразительной деятельности дети знакомятся с разными видами народной росписи. Знакомство с историей Родины начинается с занятий, которые помогают обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание и сочувствие к людям. Большое значение имеет закрепление и развитие любви и привязанности ребенка к своей семье, формирование представления о семье, родословной, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков. Для этого педагоги рассказывают детям, как и почему появились у людей имена, проводят беседы «Происхождение фамилий», «Мой дом, моя семья». Показывают иллюстрации, оформляют семейные фотоальбомы, записывают детские рассказы об интересных событиях в семье, проводят увлекательные вечера досуга «Отдыхаем всей семьёй». После приобщения детей к истории рода начинается их знакомство с историей и достопримечательностями Санкт- Петербурга. О рганизуются прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаются рассказами воспитателей о происхождении названий улиц, о труде взрослых. Для того чтобы экскурсии стали безопасными наши педагоги в группе создали уголок безопасности, где они совместно с детьми изучают правила дорожного движения, макет микрорайона, где находится сад. Через чтение литературы, оформление альбомов, планов, макетов, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций о Санкт- петербурге воспитатели знакомят дошкольников с предприятиями города. Свои знания дети проявляют в творческих играх «Улица», «Путешествие по родному городу». Занятия, беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединены с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков. По традиции в День защитника Отечества в детский сад приглашаются гости – военнослужащие, ветераны Великой Отечественной войны. Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем проводятся экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, исследования, опыты и мини- походы. Формы организации различны: диспуты, маршрутные игры- путешествия, турниры- викторины, инсценирование экологических сказок. В этом педагогам помогает связь с Центральной детской библиотекой. К аждый месяц дети посещают библиотеку, где проводятся или тематические мероприятия, или выставки. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения на комплексные занятия. Традиционным в детском саду стало проведение Дня открытых дверей, детских концертов к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца. Проводятся конкурсы семейных стенных газет, поделок из природного материала, организуются выставки детского творчества. Исследователь славянской мифологии и культуры Ю. Миролюбов говорил, что «надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы». Организация развивающей среды в группах Создание развивающей среды для детей от 3 до 7 лет В детском саду созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, коррекции нарушений речи, для проявления активности и самостоятельности во всех видах детской деятельности: двигательной, игровой, познавательной, изобразительной, театрализованной, музыкальной, и пр. В каждой группе имеются физкультурные уголки, оснащенные спортивным и нетрадиционным оборудованием для развития движений детей, профилактики плоскостопия и создания оптимального двигательного режима для каждого ребенка( гимнастические стенки, мишени, ленты, плоские обручи, мячи, скакалки, шнуры, короткие гимнастические палки, мячи, резиновые кольца, гладкие и ребристые доски, комплект «Следы» и пр. ) Особое внимание уделяется созданию условий в группах для расширения детского кругозора, активизации интереса к познанию мира. С этой целью в каждой группе создан уголок природы, а в старших группах уголок экспериментирования и полочка умных книг. Для нравственно- патриотического воспитания создан уголок патриотического воспитания. Куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; книги предприятий родного города; литература по патриотическому воспитанию. Также создана полочка красоты, где выставлены изделия декоративно- прикладного искусства. Беседы о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. Для познавательно- исследовательской деятельности в уголках экспериментирования в группах имеются объекты для экспериментирования( в том числе песок – вода) , книги познавательного характера, тематические альбомы; в старших группах имеются наборы образно- символических и нормативно- знаковых материалов, словари, атласы, календари, коллекции часов, минералов, глобус, карта мира и области. Для игровой деятельности детей в группах имеются игровые уголки, содержащие наборы кукольной мебели, посуды, элементы костюмов, предметы одежды, полифункциональные игрушки раз ных сюжетообразующих типов; наб оры для сюжетных режиссерских игр детей, разнообразные виды театров, маски, макеты. Для художественно- эстетического развития воспитанников в каждой возрастной группе оформлены уголки изобразительного творчества с необходимым набором оборудования и материалов, функционируют выставки детских работ, детские работы органично включены в оформление интерьера групповых помещений, холлов, лестничных маршей ДОУ. В детском саду созданы условия для развития музыкальных способностей детей: в каждой возрастной группе есть музыкальный уголок с набором музыкальных инструментов, магнитофон с набором аудиозаписей. Для развития логико- математических способностей детей в группах имеются уголки математического развития детей, включающие в себя наборы геометрических головоломок, измерительных приборов и инструментов, многофункциональный дидактический комплекс, формирующий интеллектуальные операции у детей в т ом числе игры для развития сенсомот о рных функций: на различение формы, цвета и размера; на произведение сериации по размеру; на нахождение сходства и различия; на формирование первых представлений о количестве, об обратимости действий. В старших группах имеется современный игровой материал: блоки Дьенеша, палочки Кюиз и нера. В группах старшего дошкольного возраста созданы уголки уединения, помещения групповых комнат функционально разделены на «зоны» для активной деятельности, «спокойных» игр и рабочую зону, созданы условия для совместной и индивидуальной деятельности детей. Все части пространства в группах имеют подвижные трансформируемые границы и семантически обозначены для детей хранящимися на границах зон материалами для разного рода подходящих видов активности. Содержание предметно развивающей среды ориентировано на реализацию возрастных, индивидуальных потребностей и интересов детей на всех этапах дошкольного детства.

Оставить комментарий: