a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

НОД "Тайны подводного мира" (семинар)

Опубликовано: 2015-12-14 15:11:29

Документы для скачивания

КОНСПЕКТ Н епосредственно организованной деятельности по познавательному развитию « Тайны подводного мира» Подгот овила и провела: Воспитатель I квалификационной категории: Сермягова Т. Н. 2015г. - Примерная основная образовательная программа: комплексная «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой. - Подгото в ительная группа Тема НОД: » Тайны подводного мира» Направление образования и развития: познавательное развитие Цель: создание условий для формирования представлений о растительном и животном подводном мире. Задачи: - формировать представления о богатстве и многообразии растительного, животного подводного мира( об обитателях) - формировать осознанно- правильное отношение к объектам живой природы- уметь решать проблемные задачи, способствующие обогащению способов построения образов и его воплощения- закладывать основы безопасного поведения на основе знаний об обитателях подводного мира- развивать познавательный интерес к жизни подводного мира посредством тактильной книги- - привлекать внимание к такт ильной книге, как к источнику з наний- совершенствовать тактильные ощущения, двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий- активизировать словарь: батискаф, акваланг, водолазный костюм, актиния, ламинария. - развивать коммуникативные способности, творческое воображение, любознательность, мелкую моторику рук- воспитывать бережное отношение к природе, экономное отношение к воде Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная. Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, рисование на песке. Оборудование: мультимедийный проектор, подносы с песком, тактильная книга, батискаф, глобу с, банка с водой, стакан, карточки- схемы. 1. Вводная часть Дети заходят в группу, встают полукругом. Воспитатель: - Ребята, какое у вас сегодня настроение( хорошее, отличное, грустное) . Если у кого- то грустное, то я передаю вам прекрасное настроение, а вы передайте друг другу. - Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ответить. « В нём солёная вода, ходят по нему суда. Летом взрослые и дети, ездят отдыхать туда. ( м оре) »- Правильно! 2. Основная часть. 2. 1 Беседа- А где мы сейчас можем увидеть море? ( на глобусе) - Ребята, давайте обратимся к глобусу- Что такое глобус? ( макет земли) - Какого цвета на глобусе больше? ( синего) - Что обозначается на глобусе синим цветом? ( вода) - Что составляет водное пространство Земли? ( реки, озёра, моря, океаны) - Верно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет, поэтому её и называют Голубой планет е. - А, что обозначается другими цветами? ( суша) - Обратите внимание, что воды на нашей планете больше, чем суши. - Мы можем сказать, что мы богаты водой, мы можем её пить, использовать в хозяйстве? ( нет, она солёная) - А в реке, какая вода? ( пресная) - Как вы думаете, почему в морях вода солёная? ( в моря вливается много рек, они текут по земле и соль из неё вымывается, а так как вода из моря никуда не утекает, то в море скапливается много соли и вода становится солёной) - Учёные сделали такой вывод, вся вода занимает 3- х литровая банка, стакан из неё пресная вод а( проводится опыт) - Значит на Земле больше какой воды? ( солёной) - Пресной воды очень мало, значит мы её должны беречь. - Как мы с вами маленькие дети. можем помочь этой проблеме? ( по пусту воду не тратить, использовать воду по назначению) - У нас ещё есть одна проблема, чистой воды на земле становится всё меньше и меньше. - Р ебята, почему так происходит? В этом вопросе нам разобраться помогут карточки- схемы. ( дети берут карточки и предположения высказывают, каточки прикрепляют на магнитную доску: 1. заводы загрязняют реки отходами своего производства, о т этого гибнут водные обитатели. 2. люди оста вляют на побережье много мусора. 3. сбрасывают в моря и океаны много ядовитых веществ 4. аварии танкеров, оставляют на по верхности липкпе нефтяные пятна 5. купают животных 6. моют машины- Что произойдёт, если вода в реках и озёрах будут загрязнены? ( весь водный мир погибнет) - Дети, я опять обращаюсь к вам, что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить водное богатство? Мы с вами далеко живём от моря, но в нашем городе есть две реки. - К акие? ( Аткара, Медведица) ( убирать после себя мусор, ничего в реки не бросать, не купать животных, не мыть велосипеды и машины) - Правильно, дети, моло дцы! - Ребята, как вы считаете море- это хорошо или плохо? В этом нам помогут разобраться две капельки весёлая и грустная. Поиграем в игру « Разложи правильно». Мы разделимся на две группы. Одна группа выставляет карточки, где капелька весёлая, другая группа, где капелька грустная( хорошо, потому, что море дарит прохладу, у моря мы отдыхаем, купаемся, оздоравливаемся, перевозят грузы по морям, очень полезны для человека морские животные, рыбы, м оллюски) - А почему плохо? ( на морях бывают сильные штормы, гибнут люди и корабли, в море можно утонуть) - А от чего бывает шторм? ( от ветра) - Ребята мы так с вами хорошо поговорили, вы много знаете. Молодцы! ( звук видео- телеграммы) - Ребята, нам пришла видео- телеграмма. ( п росмотр видео- телеграммы) ( выступление Нептуна: «Дорогие, ребята, вы сейчас говорите о самой важной проблеме на Земле, я очень переживаю за свой подводный мир. Жизнь подводного мира зависит от людей, начиная с маленьких жителей нашей планеты. Поэтому я обращаюсь к вам берегите водные пространства, не дайте погибнуть всему подводному миру, а он у меня красив и разнообразен. Я вас приглашаю посмотреть на мои богатства и надеюсь на вашу помощь» 2. 2 « Морское путешествие»( видео презентация) - А не хотите заглянуть в морские глубины? - А мы с вами можем опуститься на морское дно? ( нет) - А с помощью чего человек может опустится на дно? ( мы не можем дышать под водой, поэтому нам надо одеть водолазный костюм, акваланг, очки, ласты, человек может опуститься на дно на подводной лодке) - Ребята, а мы с вами опустимся на батискафе. Батискаф – это железный шар с иллюминаторами, внутри много разных приборов, чтобы наблюдать и изучать подводный мир. _ А, как называются люди, которые изучают морские глубины? ( океаноло ги) - Мы оденем водолазный костюм, акваланг, очки, ласты( имитация) . - А теперь устраивайтесь поудобнеее у иллюминаторов батискафа, мы с вами погружаемся на морское дно, это не безопастно. - ( опускаемся под морской шум) Видео- презентация «М орское дно»- Ребята, посмотрите как здесь красиво. Подводный мир красив и разнообразен, сколько здесь всего интересного- В морских водах живёт много разных организмов. - Кто, ребята знает, какие? ( бактерии, разные рыбы, большие и маленькие, разных расцветов, форм, некоторые живут на поверхности воды, некоторые в глубине, ракушки, разные водоросли) - Ребята, посмотрите, мы видим красивые водоросли. ( Выходит морской Царь- Нептун. ) Нептун: - З дравствуйте, дорогие гости! Я морской Царь- Нептун. Я рад вас видеть в моём подводном царстве. Знаю, при вело вас сюда желание узнать, к ак можно больше об обитателях голубых просторов. Ну, что ж, я приветствую всех вас под водой, в глу би у нас. А скажите мне о том, в ам подводный мир знаком? Воспитатель и дети: - Здравствуй Нептун! Нам подводный мир знаком, но он так многообразен и загадочен, нам хотелось бы больше бы узнать. Нептун: - Хорошо, я вам расска жу( презентация) 1- слайд. Наш подводный мир – край загадок и чудес, красив и разнообразен. 2- слайд Н а морском дне живут разные обитатели. Кто, ребята, знает какие? ( ракушки, улитки, угорь, л ангусты, амары, крабы, осьминоги и т. д. 3- слайд А знаете ли вы этого обитателя? ( морская звезда) - А почему она так называется? ( похожа на звезду) - У неё нет глаз, рот находится снизу тела, питается морскими червями, креветками, мелкими рыбками. Она – хищник. 4- слайд У знали? Это осьминог. Что в ы знаете про него? ( осьминог – морской силач, у него 8 щупальцев, н а каждой «ноге» осьминога 300 присосок, каждая из которых может удержать камень в несколько килограммов. Есть осьминоги – крошки, а есть и великаны по 100 килограммов с четырёхметровыми щупальцами. Если осьминог хочет испугать врага, он моментально меняет окраску: от обычного серого до розового или золотистого, а иногда и красного цвета. А если хочет спрятаться – выпускает чернильное облако, за которым скрывается. Если оторвать щупальца у осьминога, они снова отрастают) 5- слайд. А это, кто такой круглый? Это морской ёж. Почему его так назвали? ( похож на ежа) 6- слайд. А этого обитателя узнали? ( черепаха) . Она бывает маленькой, бывает гигантом. 7- слайд. А это кораллы. Это живые организмы, питаются планктоном, когда он погибает во время шторма, он становится белым и каменеет. 8- слайд. Ребята. посмотрите, а это моё любимое растение, знаете, как называется? ( ламинария) . Я очень люблю её кушать, как её ещё называют? ( морская капуста) . Она похожа на лес, вырастает до 60 метров. 9- слайд. А это- актиния. Она похожа на цветок? ( похожа, но не цветок, нет стебля, нет листьев) . А на рыбу похожа? ( нет, нет хвоста, плавников, чешуи) . Это водоросль- актиния. 10 –слайд. Она – хищник, питается мелкими рыбами, поглощает свою добычу и сворачивается. 11- слайд. А это всем знакомая – медуза. Она дышит всем телом. Что напоминает? ( шляпку гриба, зонтик) . Двигается при помощи реактивного движения, заглатывает воду, при резком движении выплёскивает её и двигается. 12- слайд. Рыбы в моём подводном царстве самые разнообразные: большие и маленькие, разные по цвету и форме. Самые назаметные – это рыбы серого цвета. 13- слайд. Здесь видим плоские рыбы. Вам они знакомы. ( скат, камбала) 14- слайд. А это интересная рыба – коробка. 15- слайд. Это, что за разноцветная рыба, её за такую окраску, знаете, как назвали? ( рыба- клоун) 16 – слайд. А это рыба- ( зебра) . Интересная окраска, как у зебры, у неё на кончиках яд. 17- слайд. Посмотрите, какая интересная рыба? Это( морской конёк) . Рыба похожа на доброго дракончика, любит жить в морских водорослях, особенность этой рыбы, папы зоботятся о потомстве. 18 – слайд. Этих рыб вы знаете, назовите их? ( рыба- парусник, рыба- игла, рыба – пила, рыба- молот) . 19 –слайд. А это, кто? ( акула) . Акул а- самая большая рыба в подводном царстве. Есть акула- хи щник, есть китовая акул а- мирная, она питается – планктоном. 20- слайд. Самая маленькая рыб а- карликовая пандака. 21 слайд. Миролюбивые жители – это дельфины. Э то рыбы или животные? ( это млекопитающее животное, у него нет жабр, но есть плавник и хвост, они дышат как люди- кислородом из воздуха, поэтому они живут на поверхности воды. 22 – слайд. Что за фонтаны в моём царстве? . Кто это балуется? Синий кит. Самое большое животное на Земле. Дышит кислородом, как и человек, питается планктоном. У кита вместо зубов хрящевые пластинки, он втягивает воду сквозь них, планктон остаётся в желудке, а лишнюю воду выпускает вместе с воздухом через отверствие в спине виде фонтана. - Нептун: Вот такой богатый и разнообразный растительный и животный подводный мир. Воспитатель: - С пасибо, Нептун за прекрасную экскурсию, а мы хотим поиграть с тобой, загадать загадки. ( загадывание загадок) - Нептун: - Я хочу вас пригласить в песочный город, чтобы вы оставили память о наш ей встрече. Нарисуйте понравивши хся обитателей на песке «Рисунки на песке» Нептун: - Ребята, какие вы, молодцы! И на память дарю вам книгу волшебную. Воспитатель: - Спасибо! 2. 3 » Возвращение на сушу». Воспитатель: - Мы с вами замечательно погуляли по морскому дну и увидели много интересного. Жаль, что нельзя взять с собой красивых рыб, ведь рыбы живут в море, там их дом. Нептун, большое спасибо за такую экскурсию, но нам пора возвращаться на сушу, возвращаемся к тому месту, где оставили батискаф. Все на своих местах. Мы начинаем подниматься на поверхность. ( морской шум) . Вот мы и на суше. - Ребята, вам понравилось путешествовать. А сейчас я предлагаю вам выполнить ритмическое упражнение: «Подводный мир». - « Подводный лес качается, как будто на ветру. В нём сказочно, таинственно, и в холод и в жару( изображают водоросли, плавно покачивают руками) - Ныбывалой красоты, в море выросли цветы, а цветы те не простые, лепестки у них живые( встают на одно колено, сдвигают ладони вместе и шевелят пальцами, изображая распускающейся цветок) - Заблестели ярко струйки, серебристые чешуйки. Рыбки разные порхают, словно звёздочки сверкают. ( ходят по группе, руками имитируя плавательные движения рыб) - Вот рыбка золотая, красивая какая! . Вот чёрные и красные, и все они прекрасные. ( сводят руки кольцом перед собой, изображая золотую рыбку) - Звёзды в небе высоко, звёзды в море глубоко. Там сияют. Тут сверкают, а достать их нелегко. »( поднимают и опускают руки в такт словам) Молодцы! ! ! 2. 4 Рассматривание тактильной книги. – Ребята, давайте посмотрим, какую же волшебную книгу дал нам Нептун. - _ Кого мы видим на титульном листе? ( Царь- Нептун) - 1 страница- Каких морских обитателей, вы узнали? - Мы их можем потрогать, какие они? ( гладкие, скользские, гибкие) - Что напоминают нам кораллы? ( кустаркик, твёрлдые из песчинок) Игра « Найди место рыбке» 2 страница- Мы видим морское дно. Потрогайте ракушки, какие они? ( гладкие, круглой и овальной формы) - А кто находится в левом верхнемм углу? ( осьминог) - Посчитайте, сколько у него щупалец. Игра на внимание» Какая рыбка уплыла» 3 страница- Ребята, на следующую страницу мы можем добавить сами морских обитателей. Игра» Чудесный мешочек »( медуза, морс к ой конёк, дельфин, корабль) - Ребята, на самом деле книга необычная. - Чем? ( нет букв, а мы знаем про что она, можем потрогать, переместить) - Книга будет нам напоминать о морском путешествии. 3. Заключительная часть. - Ребята, сегодня мы побывали на морских глубинах. Ч то вам больше всего понравилось, запомнилось. ( ответы детей) - Подводный мир богат и разнообразен, там живёт много обитателей. И для того, чтобы они могли существовать нам людям нужно следить за загрязнением морей, океанов, рек, ведь всё это приносит огромный вред всему подводному миру и всей планете. - Ребята наше путешествие закончилось. - Я даже могу вас не спрашивать, какое у вас сейчас настроение, я вижу как блестят у вас г л аза, могу уверенно сказать, что настроение у вас прекрасное. Всем спасибо!

Оставить комментарий: