a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на курсах повышения квалификации по теме "Изменения в работе воспитателя с введением ФГОС ДО"

Опубликовано: 2015-12-15 20:20:20

Документы для скачивания

Выступление Изменения в работе педагога дошкольного образования с введением ФГОС ДО Подготовили: Забусова Ольга Олеговна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» села Новая ТаволжанкаШебекинского района» г. Белгород 2015 год Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС. В ведение ФГ ОС дошкольного образования предполагает корректировку всех ранее составленных документов и приведение их в соответствие с требованиями Стандарта. Внесенные изменения должны быть не формальными, а сопровождаться конкретными преобразованиями всего образовательного процесса. Но следует учитывать, что введение ФГОС дошкольного образования – это длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований Стандарта. Стандарт – это не просто новый в истории дошкольного образования документ, регулирующий отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования( далее – Программа) . Новизна его также состоит и в том, что с утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, согласно приказаМинобрнауки России от 17. 10. 2013 г. N1155, дошкольное образование признается ступенью общего образования, а ранее, проводимая в данной сфере деятельность, являлась лишь подготовительным этапом системы общего образования. Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка. Изменения в работе педагога дошкольного образования состоят в следующем: 1) Изменяется количество образовательных областей( вместо 10, их стало 5, они представляют определенные направления развития и образования детей) . Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие. В п. 2. 7. прокомментировано, что конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности( общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка) ; 2) В пункте 1. 4 Стандарта перечислены основные принципы дошкольного образования, где подчеркивается, что построение образовательной деятельности будет осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, таким образом, будет происходить постепенная индивидуализация дошкольного образования, где ребенок будет признан полноценным участником( субъектом) образовательных отношений; 3) Основные принципы стандарта основаны на концепциях отечественных психологов. В стандарте приведены основные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают: требования к психолого- педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно- пространственной среде, которые способствуют созданию социальной ситуации развития для участников образовательных отношений. И одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является( п. 3. 2. 5. ) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности( далее – зона ближайшего развития ребенка) . Иными словами, при обучении детей будет учитываться принцип, сформулированный известным отечественным психологом Л. С. Выготским. Зона ближайшего развития- термин Л. С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребенок уже готов освоить с чьей- то помощью. Иными словами, зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемое с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. 4) Очень важно подчеркнуть, что в Стандарте мониторинг выносится за рамки Программы( п. 4. 3. ) – «Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников». Как сказано в п. 4. 1. это связано с системными особенностями дошкольного образования, которые существовали до принятия Стандарта и признания дошкольного образования обязательной ступенью общего образования( необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой- либо ответственности за результат делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров) . Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования( п. 4. 7. ) . 5) Реализация Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях( п. 2. 9. ) . При реализации Программы, согласно ФГТ, присутствовал интегративный подход в осуществлении непосредственно образовательной деятельности. Отличие этих двух подходов состоит в том, что интегративный подход предусматривает реализацию одной образовательной области через различные виды деятельности, а комплексный подход подразумевает реализацию нескольких образовательных областей через различные виды деятельности при организации одной образовательной деятельности. Таким образом, большое значение утверждения Стандарта состоит в том, что дошкольное образование признано обязательной ступенью общего образования и признана важность и уникальность периода дошкольного детства. В основе организации обучения и воспитания заложены основные принципы психологического развития детей дошкольного возраста, и в связи с этим, немаловажную роль в реализации программы будет осуществлять педагог- психолог( в разделе III «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» включены требования к психолого- педагогическим условиям реализации Программы. В свою очередь, для разработки образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО и ее внедрения в образовательную деятельность, необходимо разработать нормативы финансового обеспечения реализации Программы, а также соблюсти все требования к условиям реализации Программы, которые включают: требования к психолого- педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям. А также необходимо разработать образовательную программу дошкольного образования в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных основных образовательных программ( п. 2. 5. ) . Поэтому, следует понимать, что процесс внедрения ФГОС ДО не может быть осуществлен в короткие сроки. А также, для разработки Программы в настоящий момент еще не разработаны Примерные основные образовательные программы, которые служили бы базой для разработки образовательных программ дошкольной организации. Для поэтапного внедрения Стандарта в образовательных организациях необходимо составить дорожную карту по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки( Рособрнадзора) N01- 52- 22/ 05- 382 от 07. 02. 2014г. также обращается внимание на недопустимость требований от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования. Список использованной литературы 1. Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО/ / Справочник старшего воспитателя. - 2014. - N4. - с. 4- 8. 2. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева Неопределенности и противоречия стандарта дошкольного образования: на пути к разработке методических рекомендаций по его внедрению/ / Современный детский сад. - 2013. - N8. - с. 4- 10

Оставить комментарий: