a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Актуальность педагогической идеи

Опубликовано: 2015-12-17 13:27:06

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Семилейский детский сад « Цягадайка » Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия Педагогическая проблема на тему: « Развитие коммуникативных речевых умений в процессе формирования социально- эмоционального развития дошкольников» Воспитатель: Манаева Н. К. 2015 г. Актуальность темы. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас- педагогов и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Что характеризует человека прежде всего? Конечно же его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дети агрессивны и жестоки. В нашем обществе дефицит бескорыстия отношений между людьми, очень низкая культура поведения: люди не внимательны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы, не умеют правильно и красиво говорить. Всегда ли мы задумываемся о том. Как ведут себя дети с разными людьм и- взрослыми и сверстниками в разных ситуациях? Умеют ли уважать, сострадать, помогать? Ребенок должен быть физически здоровым- это неоспоримо, но этого однако недостаточно. Он нуждается в благоприятной. Социально- педагогической среде, включающей специально организованное предметно- игровое окружение, условия для эмоционального. Познавательного, коммуникативного развития для овладения детскими видами деятельности. Решающее значение коммуникативной деятельности для психического развития человека признается всеми. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи. А точнее обогащения ее языковыми средствами. Довольно часто можно слышать сетования педагогов по поводу недостаточного уровня речевого развития детей, особенно связной речи. Однако за низким уровнем связной монологической речи очень часто скрывается более серьезная проблема. А именн о- недостаточность овладения коммуникативной деятельностью, коммуникативным поведением в целом, где речь является одним из средств. Хотя и очень важным. Конечно. Есть дети. Которые в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми. Так и со сверстниками. Умеют договариваться о совместных делах и играх, строят планы и пытаются их реализовать, свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы, в процессе общения используют различные коммуникативные средства- речевые, мимические, образно- жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для старшего дошкольного возраста становится сверстник. Но есть и определенная часть детей, которая в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывает отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии- расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Это не значит, что он не замечал других детей раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество- осознанность. Если в раннем возрасте ребенок существовал рядом, параллельно со сверстником. То в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство. Результатом взаимодействия о сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем дошкольном обществе становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно- значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение детей, которое во многом зависит от взрослого. О того, как он будет руководить этим процессом. Специалисты, изучающие психологическую подготовку к школьному обучению, в структуру которого входит коммуникативная готовность, констатируют низкие показатели по такому важнейшему параметру развития. Таким образом, содержание формирования правильного коммуникативного развития дошкольников включает в себя и открытия сверстника. До овладения коммуникативными средствами. Организация такой работы ставит перед педагогом задачи. Требующие интеграции всех разделов программы, совершенствования дошкольного образования в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок- ребенок, ребенок- воспитатель, ребенок- родители. Переход к системе образования центрированный на ребенке, делает проблемы сохранения человеческого достоинства первоочередными. И решаются они, в процессе человеческих отношений. Цели: 1. Создание благоприятной социально – эмоциональной среды, способствующей развитию речевой активности детей. 2. Фомирование целостной системы межличностных отношений, направленной на формирование правильного коммуникативного поведения у детей. 3. Разработка наглядных материалов, оказывающих благоприятное воздействие на развитие коммуникативной речевой и социальной активности детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Формирование умения преодолевать скованность, застенчивость. 2. Развитие способности переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи, развитие умения ребенка отвлечь внимание от фиксированности на собственном “ я ”, от сосредоточенности на отношении к себе сверстников. 3. Формирование умения ребенка обращать внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. 4. Воспитание активности, коммуникабельности, инициативности, стремления к лидерству. Предполагаемый результат: 1. Овладение детьми правильной речью, в том числе активное пользование ею. Быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, активная реакция на поступки или высказывания других лиц. 2. Осознанное восприятие ребенком собственных эмоций – чувств и переживаний, а также понимание эмоционального состояния других людей. Роль родителей: 1. ” Сладкие вечера ” 2. Развлечения с привлечением родителей. 3. Консультации родителей. Создание информационного блока. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Внедряя в практику свои подходы к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста пришл а к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: “ Каждый воспитатель- психолог ”. С этой целью были прове дены консультации для родителей, где обсудили особенности детского развития. Выставляется информация данного напра вления в родительском уголке. Приблизили обстановк у в группе, насколько возможно, к домашне й. Введены разнообразные обычаи: “ Утро радостных встреч ”( после выходных) , “ Дни открытых дверей ”( присутствие родителей в течени и дня) , “ У нас праздник ”( в дни утренников и дни рождения) и др. Развивая эмоционально- нравственную сферу детей, используются разные игры и упражнения, например, такие как “ Назови себя ”, “ Позови ласково ”, “ Волшебный стул ” и др. Не всегда у ребенка проявляются положительные эмоции. Предлагаю детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь. Уточняю, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Обязательно поощряю, если ребенок проявляет положительные качества. Обращаю внимание на детей которые сотрудничают, помогают друг другу, привожу их в пример. Поощряю стремление детей договариваться, если возникает проблемы и конфликты. В своей работе использую как словесные, так и иные формы проявления внимания к детям. Например, наблюдение за игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, конта кт взгл ядом, мимикой, совместные с ребенком действия, выслушивания, смех над шутками ребенка. В процессе работ ы я поняла, что ребенку нужна наша любовь и принятие его таким, какой он есть. И он раскроет ся, как цветок, и потянется к вам, внимая все доброе и светлое, что мы ему несем. Анализ результативности. В результате целенаправленной и систематической работы появились положительны е результат ы в работе по данной теме. Дети понимают, что в трудную минуту их поддержит доброта, ласка, и забота товарищей и взрослых. Появился бле ск в гл азах детей, у веренность в своих возможностях, смелость достижении цели. Мимика детей становит ся более выразительной и пластичной, они смело вступают в дискуссии а самое главное это интересно им самим, познать самого себя. Литература: Комплексные программы “Радуга”( а вторы: Доронина Т. Н. и Гербова В. В. ) , “ Валдоня ”( а вторы: Коллектив кафедры дошкольного воспитания МГПИ им. М. Е. Евсевьева) и парцианальные программы: “Я, ты, мы. ”( а вто ры: О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) , “ Я- человек”( автор: С. А. Козлова) , “Безопасность”( а вторы: Н. Н. Авдеева, О. А. Князева) . Т акже использую технологии коммуникативно- речевого цикла такие, как “Как учить детей общаться “( Авторы: Д. И. Бойков, С. В. Бойкова) , “Навстречу друг другу ”( а вторы: М. Г. Дрездина, О. А. Куревина) , “Нравственное воспитание в детском саду”( авторы: В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова) , “Открой себя ”( автор: Е. В. Рылеев) .

Оставить комментарий: