a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление инновационного педагогического опыта воспитателя Саитовой Г.В.

Опубликовано: 2015-12-18 15:12:38

Представление инновационного педагогического опыта Саитовой Г. В. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного опыта: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников ». Актуальность и перспективность опыта( степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) . Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально- культурного развития данного общества. Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем:  в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка- это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное- они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Концептуальность( своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Новизна моего исследования заключается в следующем: -    разработано перспективное планирование нравственного воспитания детей дошкольного  возраста на основе использования  сказки; -   определены педагогические условия повышения эффективности использования  сказки в духовно- нравственном  воспитании дошкольника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования сказки в условиях дошкольного, и семейного воспитания; -    разработаны методы, формы и средства педагогического руководства, процессом нравственного воспитания дошкольников обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей; -   Разработана непосредственно- образовательная деятельность с  использованием сказок,   реализуемая посредством трёх этапов:   познавательно- мотивационного,   эмоционально- оценочного и деятельностного. -   в процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применялись драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы( рисование, лепка, аппликация на темы сказок) , прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Разнообразные формы работы со сказкой( включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка. Наличие теоретической базы опыта В своей работе я использую следующую литературу: журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»;   Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М. , 2003. ; Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» Линка – Пресс, 2006. ;     Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» Линка – Пресс, ; Рыжова Н. А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс, 2005. ; Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М. , 2006. ;   Безруких М. М. Сказка как источник развития творчества детей. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. , 2001. ; Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996. ; О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика- синтез; М. : ; 2012. ; М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный теат р- дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Т еатр петрушек. - М. : Просвещение, 1982г. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013. Ведущая педагогическая идея Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.   Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, делают ее особенно интересной и волнующей для детей.   Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. Оптимальность и эффективность средств Главное достоинство опыта я считаю, заключается в том, что посредством событий в сказке  детьми усваиваются  духовно – нравственные категории( добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ; -   развивается  образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи, -   развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; -   воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; - воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда; - развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. В результате поставленных задач у детей сформированы следующие  знания, умения, навыки: - знание определенных сказочных сюжетов; -   умение понимать сюжетную линию сказки; -   выделять проблему, актуализированную в сказке; -   выражать свои мысли и чувства в речи; -   умение передавать художественный образ в рисунке( иллюстрация) , в словесной форме; -   умение продолжить сюжетную линию сказки, используя вербальное воображение, активный речевой запас; -   сочинение небольшой сказки на заданную или свободную тему; -   умение применить сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций»; -   понимать эмоциональные состояния окружающих. Результативность опыта. Считаю, что  результатом воспитания детей сказкой является: -    усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе; -   знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки; -   осознание ребёнком тех базовых нравственных качеств,   которые я  пытаюсь воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; -   понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых. Результаты, которые мною достигнуты: - дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества; -   научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства. В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях. Возможность тиражирования Свой опыт работы обобщала перед слушателями курса повышения квалификации в 2012году( ГОУ ДПО( ПК) С «Мордовский республиканский институт образования») Выступила с докладом  «Роль сказки в нравственно- эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» на республиканской конференции по проблеме: «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре ООПДО». Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми. Календарные планы, разработки занятий, план работы с родителями, план профессионального саморазвития, наглядный материал, иллюстрации и репродукции к различным видам сказок; наглядно- дидактический материал по сюжетам знакомых сказок; игровые атрибуты для театрализованной деятельности; кукольный театр, подобраны дидактические, настольно- печатные игры.

Оставить комментарий: