a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогический совет по ФЭМП

Опубликовано: 2015-12-21 09:57:25

Документы для скачивания

Педагогический совет «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики» Цели: • Выявить и уточнить знания и умения педагогов по данной теме; • Повысить уровень знаний педагогов по методике ФЭМП; • Формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей. ПЛАН. Выполнение решений предыдущего педсовета 1. Вступительное слово о значении поставленной проблемы – заведующая д/ с 2. . Математическая викторина 2. 1. Модель организации НОД по ФЭМП( старший воспитатель) 2. 2. Мозговой штурм 2. 3. Логико- математические игры. 3. Информационная справка по итогам тематической проверки- ст арший воспитатель 4. Решение педсовета 1. Вступительное слово Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в будущее. В наше время появились не только новые методы изучения математики, но и сама математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности. ФЭМП дошкольников входит в образовательную область" Познание" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно- исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора. Практика показала, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем- то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога- сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными. А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от за нятия удовлетворение? Успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности п едагога в той или иной области знаний. К омпетентный педагог должен влад еть определённой терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. 2. ( Викторина) 1. Набор, совокупность, собрание каких- либо предметов и объектов, объединённых общим, для всех характерным свойством. ( множество) Множества состоят не только из предметов, а из звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами множества. 2. Общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение. ( число) 3. Число имеет 2 значения: количественное и порядковое. 4. Качество и свойство предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов. ( величина) Прямого ответа на вопрос “что такое величина? ” нет, так как общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и т. д. Величина обладает 3 свойствами: 1) сравнимость, осуществляемая: - наложением, - приложением, - измерением с помощью условной мерки, - сравнением на глаз. 2) относительность – зависит от предмета, с которым мы сравниваем, от расстояния, на которое мы сравниваем, от расположения в пространстве. 3) изменчивость. Величина тесно связана с размером. А размер является свойством изменчивости величины. 5. Очертание, наружний вид предмета. ( ф орма) 6. Абстрактное понятие, с помощью которого мы все окружающие нас предметы олицетворяем в форме. ( г еометрическая фигура) Геометрическая фигура – это наличие точек на плоскости, ограниченное пространством. Фигуры бывают плоские( круг, квадрат, треугольник, многоугольник…) и пространственные( шар, куб, параллелепипед, конус. . . ) , которые ещё называют геометрическими телами. Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями. 7. Философское понятие, которое характеризуется сменой событий и явлений и длительностью их бытия. ( в ремя) 8. Качество, с помощью которого устанавливаются отношения типа окрестностей и расстояния. ( пространство) Ориентировка в пространстве предполагает ориентировку на себе, от себя, от другихобъектов, ориентировку на плоскости и ориентировку на местности. 9. Она бывает счетная и вычислительная. ( деятельн ость) 2. 1 Итак, первое колечко в нашей пирамиде- - к омпетентностьпедагогавобластипреподаваемойобразоват ельнойобла сти. Т еперь поговорим об организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НОД, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. К НОД необходимо тщательно готовиться: - продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний, - подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, - продумать формы организации деятельности детей( в парах, в подгруппах и т. д. ) Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях. При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. Различают типы занятий: 1) занятия в форме дидактических игр, 2) занятия в форме дидактических упражнений, 3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно. Выделение этих типов условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: д/ и гра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. Занятия в виде дидактических игр проводится в младшем возрасте. Обязательно – сюрпризность, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми. Вид занятия зависит от программных задач: 1) занятие полностью посвящено изучению нового материала, 2) занятие полностью посвящено повторению, 3) занятие смешанного типа( используются наиболее часто) , 4) итогово- проверочные занятия( новый материал не даётся! ) . Во время НОД по ФЭМП решается ряд программных задач. Какие? ( Высказывания педагогов) . Давайте разберёмся в этих задачах. 1) образовательные- чему ребёнка будем учить( учить, закреплять, упражнять) , 2) развивающие – что развивать, закреплять: - развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности, - продолжить формирование приёмов логического мышления( сравнение, анализ, синтез) . 3) воспитательные- что воспитывать у детей( математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов) , 4) речевые- работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане. Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП: - Многословие, неточность в постановке вопросов. - Однообразие наглядного материала, заданий. - Неверное расположение материала. - Использование неэстетического наглядного материала, пособий, не отвечающие педагогическим требованиям. Таким образом, второе коле чко модели успешного занятия- Готов ность воспитателя к НОД. 2. 2. ( Мозговой штурм) В опросы: 1. Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? ( демонстрационный, раздаточный. ) 2. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким? ( Быть разнообразном на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям. ) 3. Методы, используемые на занятиях по ФЭМП. ( Словесные, наглядные, игровые, практические) . 4. Приемы, используемые на занятиях по ФЭМП. ( Рассказ, беседа, описание, вопросы, показ реальных предметов, действий с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры, упражнения и т. д. ) 5. Каков основной метод обучения детей математике в младшей группе( наглядный) 6. Назовите способы, которые лежат в основе сравнения пред метов( наложение, приложение, измерение с помощью условной мерки, сравнение на глаз) Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на занятиях по ФЭМП? ( Ответы воспитателей) Верно, игровые, наглядные, словесны е, практические методы обучения…. Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия –- Выбор оптима льных методо в и приёмов. Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. - в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? - в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем? Так же используются: - разъяснения( как выполнить данную задачу) , - указания воспитателя( в основном с детьми) , - план действий старшего дошкольного возраста. Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. В едущий вид деятельности в детском саду является игра. НОД которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако, ирга формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка киграм и самому процессу обучения. Игровые методы – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений. ( П оказ математических игр и пособий) 2. 3. Разминка «Логико- математические игры» 1. «Дорисовки» Карандаш в руки возьмите и картину оживите! На каждый стол даётся лист с геометрическими фигурами, расположенными по всему листу, необходимо дорисовать детали, чтобы получилась картинка. Оценивается быстрота выполнения. 2. Воспитатели знают много сказок. Но сегодня нас интересуют сказки только математические- в названии которых есть цифры, числа, величина и другие математ ические термины. «Кто больше назовё т математических сказок »( «Три поросенка», «Три медведя», « Цветик- семицветик », «7 Симеонов », «1000 и 1 ночь», «Волк и 7 козлят», «Белоснежка и 7 гномов», « Дюймовочка », «Маленький мук», «Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев») Давайте вернёмся к наглядным методам обучения. Наглядные методы. - демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный. - р аздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку. Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усв аиваются детьми знания. • Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка+ запасной материал. • Материал должен быть различным на каждом занятии • Материал должен быть понятен детям( заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой) • Пособия нужно подбирать соответственно друг другу( белки- шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д. ) ( Показать образцы демонстрационного и раздаточного материала) Итак, четвёртое колечко нашей модели- Правильныйподбордемонстрационногоираздаточногоматериала. Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём( точность фраз, выражений, формулировок) . Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики. Образец речи воспитателя – основной приём. Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя Многократное упражнение детей. Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной( меньше “воды”) . В этом случае занятие проходит быстро и интересно. По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия. Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают. Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме. Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять. Итак, пятое колечко –- Грамотнаяречьвоспитателя Т ак выглядит модель успешной НОД по ФЭМП. И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно. Завершая педсовет, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д. 3. Итоги тематической проверки по теме «Развитие логического мышления у детей»( Старший воспитатель) 4. Проект решения 1. Использовать создание проблемных ситуаций на НОД и в свободное время, побуждающих к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира. 2. Всем педагогам МА ДОУ систематически и целенаправленно проводить работу по развитию элементарных математических представлений у детей, уделяя особое внимание формированию пространственно- временных отношений. 3. Использовать современные ИКТ технологии в ходе НОД.

Оставить комментарий: