a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методика выполнения творческих проектов по технологии

Автор: Запорожченко Николай Ильич Опубликовано: 2015-12-24 21:36:12

Документы для скачивания

Методика выполнения тв орческих проектов по технологии   Метод проектов возник во второй половине XIX века в школах США и вошёл в историю как" метод проблем" .  В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. Проектные творческие технологии обучения Метод проектов В России, метод проектов имеет свои особенности, в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод- дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Можно сказать, что метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы( технологии) , которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект». Слово «проект»- имеет следующее толкование: 1)   совокупность документов для создания какого- либо сооружения, изделия; 2) предварительный текст документов; 3) замысел, план, прообраз какого- либо объекта. Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, " осязаемыми" , т. е. , если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая- конкретный результат, готовый к использованию( на уроке, в школе, в реальной жизни) . В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т. е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте- индивидуальном или общественном. Творчество- это исследование. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, технологии, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии и т. д. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: - индивидуальной заинтересованностью; - социальной значимостью. Выделяют 3 основных этапа проектной деятельности: I   - поисково- исследовательский II  - технологический III  - заключительный I. Поисково- исследовательский: 1.   Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта( объекта проектной деятельности) . 2.   Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи. 3. Планирование проектной деятельности: а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие; б) исследование вариантов конструкции объекта труда( модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки; в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия. II. Технологический: 1.   Составление конструкторской и технологической документации. 2.   Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия. 3.   Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами. 4.   Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию. 5.   Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда. 6.   Текущий контроль качества выполнения изделия, операций. III. Заключительный: 1. Оценка качества реализации проекта( изготовленного объекта труда) , включая его влияние на окружающую среду. 2.   Анализ результатов выполнения темы проекта( объекта проектной деятельности) , испытание его на практике, защита( презентация) . 3.   Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов. Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов( шагов) , доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития, а также от сложности самого проекта.   Внедрение метода проектов в учебный процесс позволяет: -   повысить познавательную активность учащихся-   поднять имидж учащихся( изготовления проектного изделия самостоятельно- от идеи до воплощения в реальность) , учителя( обучение школьников передовой технологии) -   включить в процесс обучения их родных и близких( обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в поиске материалов и инструментов) -   усилить полезность обучения( товар или услуга создается для дома, школы и т. д. ) - активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества( трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, стремление к созиданию) . Главнейшей задачей  является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования( в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Уровень самостоятельности( изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия. Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо. Но такую возможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для ученика учебное оборудование, приспособление и т. п.  Широко используются в педагогической практике:            исследовательский метод обучения,            бригадно- лабораторный метод,            метод экспериментов.  Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения( учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. При использовании метода проектов допустимо разрешать учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы. Метод проектов — это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования( проектирования) и делания. Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг. В процессе проектной деятельности: -   все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. - в се идеи проверяются( реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая( моделирующая) основные закономерности технологии проектирования. Учитель может включать разделы основ проектирования в содержание любых образовательных курсов, которые он преподает. Содержание проектных заданий следует согласовать с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса педагог может предложить учащимся специальные проектные задания, связанные с тематикой «Обслуживающего труда» и других видов трудовой деятельности. При всех вариантах построения учебного процесса рекомендуется обратить внимание учащихся на следующие понятия: ·            основные сведения о проектировании; ·            методы проектирования; ·            личностные( человеческие) факторы проектирования; ·            технология проектирования; ·            художественное проектирование; ·            технология оценки предложенных проектов. Важная проблема для педагога — показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности. Современные творческие методы проектирования.   В общеобразовательных учреждениях имеется возможность смоделировать в обобщенном виде производственные отношения и показать место и роль проектного творчества и личности в социуме. При проведении уроков важнейшее значение имеет проблема профессионального самоопределения молодежи. В условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться все более высокие требования. Учителю  важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения. На уроках проектирования следует: -   научить школьников определять по специальной литературе значимые потребности общества в различных сферах жизнедеятельности, - формировать цели творческой деятельности, удовлетворяющие эти потребности,   - вычленять этапы творчества, - концентрировать внимание на выявлении и решении актуальных творческих проектных задач, - сотрудничать с коллективом сверстников и учителем в работе по методу проектов, - планировать и осуществлять свою деятельность с учетом требований научной организации труда, - видеть оптимальный конечный результат своей деятельности, - использовать проверенные на практике технологии поиска новых решений. Современные школьники должны уметь оценивать собственные разработки с точки зрения экономической эффективности, общественно полезной значимости и экологической чистоты. Целесообразно сформировать у них навыки работы в новых экономических условиях, предприимчивость, социальную активность при внедрении собственных разработок. Качественная подготовка учащихся к творческой трудовой деятельности в новых экономических условиях осуществима при условии освоения ими современных информационных технологий, реализация которых становится возможной при овладении навыками воспринимать, перерабатывать, продуцировать и использовать знаковую информацию. На сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска новых решений. Наиболее эффективным из них для использования в общеобразовательной школе являются:    мозговой штурм  -   оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике,    морфологический анализ и синтез  -  предназначены для поиска новых решений на основе разделения рассматриваемой системы на подсистемы и элементы, формирования подмножеств альтернативных вариантов реализации каждой подсистемы, комбинирования различных вариантов решения системы из альтернативных вариантов реализации подсистем, выбора наилучших вариантов решения системы,    метод контрольных вопросов  - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи,    метод сфокусированных объектов и гирлянд ассоциаций  - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, а также для тренировки воображения,    функционально- стоимостной анализ-   метод  определения  стоимости  и других характеристик  изделий, услуг и потребителей, в основе которого лежит использование функций и  ресурсов,   задействованных  в  производстве, маркетинге, продаже, доставке, технической поддержке, оказании услуг, обслуживании клиентов, а также в обеспечении качества. Эти методы позволяют облегчить и сделать наиболее производительной творческую деятельность. Обучение школьников применению данных методов носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку учащиеся знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом у школьников формируются политехнические умения и навыки. На уроках проектирования развитие творческой деятельности школьников осуществляется на основе овладения современными методами поиска и создания новых социальных, технических и технологических решений при соответствующей адаптации некоторых из них к возрастным особенностям учащихся. Система заданий формируется по нарастающей сложности. Переход от одного вида заданий к другому производится на основе учета тех возможностей, которыми располагает школьник, и тех, которые могут быть реализованы при активной помощи со стороны педагога. Например, учащийся не знает, как разрешить возникшее противоречие. Преподаватель с помощью контрольных вопросов: «Кто еще решал эту проблему? », «Чего он добился? », «Какие ложные толкования этой проблемы имели место? »( по Т. Эйлоарт) — помогает найти правильное, а иногда и единственно важное решение.            м етод контрольных вопросов. Суть метода контрольных вопросов. Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Он применяется с первой чет верти XX века, его сущность состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рас сматривая свою проблему в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т. е. слабых, несущественных вопросов. Значение метода. Благодаря  данному методу, творческий поиск ведется более целенаправленно и организованно. Списки вопросов можно применять при проведении мозговой атаки для активизации генерирования идей, для формулировки ответов. Разработчики метода. В практике изобретательской деятельности широкое распространение получили универсальные вопросники, составленные Л. Осборном, Т. Эйлоартом,   Д. Пирсоном, Д. Пойа, Г. Я. Бушем и др. Их много, но объективно все они- своего рода" шпаргалка" изобретателю. Область применения. МКВ является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой( или серией проб) . Составляя списки вопросов, их авторы, естественно, отбирают из изобретательского опыта наиболее сильные вопросы. Поэтому МКВ сильнее обычного метода проб и ошибок. Но отбор вопросов без понимания внутренней механики изобретательства приводит к накоплению в списках внешних, поверхностных вопросов. Поэтому, область применения МКВ- задачи второго уровня. Списки контрольных вопросов Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель – посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, " подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для поиска новых бизнес идей для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов. 1.        Какова основная функция объекта( процесса) ? 2.        Что представляет собой идеальный объект( процесс) ? 3.        Что будет, если убрать данный объект( не выполнять процесс) ? 4.        Какие функции выполняет данный объект( процесс) , нельзя ли часть из них сократить? 5.        Как иначе можно выполнить основную функцию объекта( процесса) ? 6.        В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение? 7.        Можно ли разделить объект( процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов? 8.        Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот? 9.        Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции? 10.    Нельзя ли использовать вредные факторы и функции? 11.    Какие дополнительные функции может выполнять данный объект? 12.    Где в объекте( процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить? Результатом использования списков может быть целый спектр изобретательских решений, оригинальных бизнес идей или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений. Использование современных проектных методик предполагает сотрудничество между отдельными школьниками и учителями, а также использование общественного опыта, научных и технологических закономерностей. Важнейшей является проблема выбора одной или нескольких целей. Процесс творчества определяется конечной целью, которую школьник ставит перед собой, решая конкретную задачу. На основе соотнесения желаемого конечного результата с имеющимся этапным продуктом творчества учащийся корректирует собственную деятельность. Цель творческого поиска не обязательно должна быть материализована, она может оставаться и в виде идеи, что само по себе ценно и результативно. Выбор педагогом для конкретного ученика метода создания новых решений эффективен, если он осуществляется с учетом индивидуальных особенностей школьника. Доступными для понимания учащихся способами следует обучать видению противоречий в различных технических системах и технологиях. В современных экономических условиях нельзя упускать из виду проблему формирования у учащихся предприимчивости, в том числе и на уроках проектного творчества. Это прямой путь к формированию способностей работать в новых экономических условиях. Особое внимание следует обратить на технологическое творчество учащихся, под которым понимается внесение элементов новизны в конкретную технологию или полная замена одной технологии на новую, более эффективную. Любой процесс технологического творчества должен завершаться защитой учащимися своего решения с позиций его эффективности и экономичности. В качестве опорных можно порекомендовать следующие базовые знания и умения, на основе которых можно добиться продуктивного технологического творчества учащихся: ·            сущность технологических возможностей трудовой деятельности; ·            понятие о производстве и его структуре; ·            содержание понятия «технология»; ·            состав технологического процесса; ·            смена технологий как основа прогрессивного развития; ·            сущность технологической политики; ·            сущность технологического процесса; ·            стратегия обновления технологий; ·            понятие о целостных технолого- экономических системах; ·            содержание экономических основ технологического творчества; ·            признаки прогрессивных технологий; ·            навыки анализа технологий; ·            понимание закономерностей формирования и развития технологических систем; ·            представление о способах оценки качественного состояния технологий; ·            сущность экономических решений при усовершенствовании технологий; ·            сущность и содержание современных методов создания новых технических и технологических решений, практические навыки их использования. Технологическое творчество доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого важно показать практическую значимость для школьника данного вида творчества, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям. Формирование творческой личности является целевой направленностью уроков проектного творчества.   Применение метода проектов на уроках технологии   Применение метода проектов знакомит учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Необходимо, чтобы  при работе над любым объектом учащиеся научатся применять наиболее современные( экономичные, экологичные) способы и приемы обработки материалов.    Проектная деятельность позволит учащимся:            увидеть глубокие связи абстрактных( не связанный с непосредственным восприятием реального мира) способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности и общества;            позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально- трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.     Использования проектного метода в технологическом образовании школьников развивает личностные качества: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков «разумного риска» и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого. У учащихся вырабатываются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора. Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. Школьники в процессе проектирования добиваются следующих учебных результатов:   РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ   Процесс проектирования   Учебные результаты учащихся   1.        Исследование потребности и краткая формулировка задачи   1. 1. Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия 1. 2. Кратко формулировать задачу 2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, включая оценку требуемых знаний, умений и навыков. Поиск информации о профессиях, необходимых для производства определенного изделия 2. 1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта 2. 2. Знать перечень профессий, необходимых для изготовления конкретных изделий 3. Определение перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие 3. 1. Уметь определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие 4. Выработка идей и поиск возможных решений. Оценка идей, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки. Изучение того, как это изделие производится в промышленности   4. 1. Оценивать идеи с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умений и навыков, необходимых для реализации выбранной идеи 4. 2. Прорабатывать избранное предложение до уровня изготовления изделия 5. Планирование изготовления изделия( приобретение необходимых навыков) : изготовление изделия     5. 1. Записывать и использовать подробную последовательность изготовления изделия: вносить изменения по мере необходимости 5. 2. Выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления высококачественных изделий 6. Экономическая оценка произведенного изделия   6. 1. Определять затраты на изготовление изделия( без учета стоимости трудовых затрат)   7. Испытание изделия в процессе использования 7. 1. Испытывать изделие на практике     8. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями   8. 1. Оценивать качество изделия( включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др. ) 8. 2. Предлагать пути совершенствования изделия 9. Оценка своей деятельности в процессе проектирования, изготовления и испытания изделия 9. 1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления и испытания изделия 9. 2. Определять трудности, с которыми встретился при проектировании и изготовлении изделия 9. 3. Разрабатывать рекламу своего изделия   Использование метода проектов в технологическом образовании школьников показало: 1.    значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»; 2.    школьники всех возрастов с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность; 3.    учащиеся видят социальную и личную значимость предметно- преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда.   Выполнение творческого проекта.   Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.   К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.   Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм. По содержанию она включает: 1.       Титульный лист. 2.       Оглавление. 3.       Введение. 4.       Главы основной части: Глава 1. Конструкция изделия. Глава 2. Технология изготовления. Глава 3. Экономическое обоснование проекта. Глава 4. Экологическая оценка проекта. 5.       Заключение. 6.       Библиографический список использованной литературы. 7.       Приложения.   Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова" тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проектанта( в именительном падеже) . Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы( без слова" год" ) . Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.   В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки. Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия( состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята) . Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов- отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить. После заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.   О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3- 4 человек( чаще всего одноклассников, реже- учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5- 7 минут. В своем выступлении ученик должен:  *    рассказать о цели проекта( аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии) ; *    рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых; *    дать краткую историческую справку по теме проекта( время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы) ; *    рассказать о ходе выполнения проекта( использованная литература, конструкторско- технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы) ; *    рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия( исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат) ; *    рассказать о решении экологических задач;  *    сделать выводы по теме проекта( достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия) ;   После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.   При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля. При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся. При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей. При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада( композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов) , качество ответов на вопросы( полнота, аргументированность, убедительность и убежденность) , деловые и волевые качества выступающего( ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой) .   Примерными критериями творческого проекта учитывающими оценку изделия и пояснительную записку, могут быть следующие:  *    оценка" отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно- прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.  *     о ценка" хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно- прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.  *     о ценка" удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный( неустойчивый) интерес ученика к технике.   Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.   Планирование проведения уроков и оценивание результатов   Разработка примерных планов- конспектов уроков по темам: выполнения проектов и выбор темы; защита творческих проектов Урок 1. Тема: Этапы выполнения творческого проекта и выбор Цели: ознакомить учащихся с направлениями, по которым можно выбрать тему творческого проекта, последовательностью выполнения творческого проекта; учить выбирать тему, руководствуясь актуальностью проблемы; поиску аргументированных решений; развивать умение выполнять логические операции по проектированию; воспитывать интерес к творческой деятельности. Оборудование: лучшие творческие проекты по теме «Семейная экономика». Словарь: проектирование, составляющие проектирования; аргументированность проекта, объект проектирования, клаузура, пояснительная записка, критерии оценки проекта. Ход урока I. Организация урока. 1. Приветствие. 2. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. Любую выполняемую работу( стирка белья, ремонт комнаты и т. д. ) можно рассматривать как творческий проект. Каждый проект- это реализация вашего замысла. Как правильно выполнить его? Какова последовательность проектирования? Об этом вы узнаете сегодня на уроке. III. Изучение нового материала. 1. Объяснение учителя. Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Что же такое проектирование? Проектирование- это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий. Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни как домашней, так и производственной. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, экономической, социальной и т. д. Приведите примеры тем проектов по разным сферам деятельности: технической, художественной и т. д. ( Ответы учащихся. ) 2. Изучение составляющих проектирования. Учащиеся под руководством учителя изучают составляющие проектирования, представленные в учебнике. Этапы выполнения проекта: 1) Организационно- подготовительный: -    выбор темы; -    разработка идей; -    обоснование выбора; -    подбор материалов для выполнения проекта; - предварительный расчет себестоимости. 2) Технологический: -   конструирование изделия; -   составление плана изготовления изделия; -   выбор оборудования; -   изготовление изделия. 3)   Заключительный: -   оформление проекта; -   оценка проекта. Критерии оценки проекта. Учащиеся под руководством учителя изучают критерии оценки творческих проектов. 3. Просмотр лучших творческих проектов. Учащиеся вместе с учителем просматривает лучшие творческие работы учащихся, обращая внимание на оформление проектов. Дать оценку проектам по пяти критериям. 4. Тематика творческих проектов по теме «Семейная экономика». Предлагаю вам варианты тем творческих проектов: 1) Расчет себестоимости продукции, выращенной на приусадебном участке. 2) Использование компьютерных программ для ведения семейного бюджета. 3) Разработка варианта ведения домашней книги учета доходов и расходов. 4) Составление коллекции этикеток различных товаров. 5) Разработка вариантов ведения предпринимательской деятельности с использованием приусадебного участка. 6) Сравнение компьютерных программ, используемых для ведения семейного бюджета. 7) Составление алгоритма действий покупателя при выборе какого- либо товара. Совсем не обязательно выбирать темы, перечисленные выше. Вы можете придумать тему по своему усмотрению, ту, которая более актуальна для вас. IV. Практическая работа. Задание: выбрать или придумать тему творческого проекта по разделу «Семейная экономика», обсудить выбор темы с учителем, составить план работы над проектом. Уроки 2- 3 Тема: Защита творческих проектов Цели: проверить усвоение учащимися знаний по теме «Семейная экономика»; формировать навыки творческой деятельности; развивать умение логично излагать свои мысли, убедительно доказывать преимущества своего творческого проекта; воспитывать интерес к изучаемому материалу, рациональному ведению семейного бюджета. Оборудование: лучшие творческие проекты по теме «Семейная экономика». Словарь: проектирование, составляющие проектирования; аргументированность проекта, объект проектирования, клаузура, пояснительная записка, критерии оценки проекта. Ход урока I. Организация урока. 1. Приветствие. 2. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. Семья не может существовать без денег. Все мы получаем деньги и тратим их. Но многие ли из вас умеют грамотно, разумно, целенаправленно вести семейной или свой личный бюджет? Сегодня на уроке вы поделитесь со всеми нами своими способами решения проблем по учету семейных или личных доходов и расходов, накопления средств на приобретение дорогостоящих предметов. Ответ, полученный вами при выполнении проекта, несомненно, будет полезен вам в течение всей жизни. III. Защита творческих проектов. Во время защиты творческого проекта учащиеся представляют свои расчеты, варианты ведения учета и т. д. по следующему плану: 1. Тема творческого проекта. 2. Обоснование выбора. 3. Преимущества данного варианта по сравнению с другими. 4. Описание проекта. 5. Собственная оценка выполненной работы. Вариант оформления и содержания выступления прилагаются. IV. Итог урока. 1. Обсуждение творческих проектов. ·     Какой из проектов понравился больше всего и почему? ·     Какие новые идеи, разработанные в творческих проектах, заинтересовали вас? ·     Что бы вы хотели использовать в повседневной жизни? 2. Заключительное слово учителя. Как относиться к деньгам? Можно ответить так: есть много денег- хорошо, если же их не очень много- большой трагедии нет. Нужно только усвоить одну простую истину: денег можно потратить лишь столько, сколько заработаешь. Учитесь создавать свой единственный и неповторимый домашний очаг, чтобы каждый член вашей будущей семьи чувствовал себя легко и комфортно. 3. Выставление оценок, их аргументация.   Методика выполнения творческих проектов по технологии для восьмых классов —  Педагогика

Оставить комментарий: