a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей: «Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста» Подготовила: Громышева И.В., учитель - логопед

Опубликовано: 2015-12-25 12:11:34

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей: «Роль у стно го народно го творчеств а в развитии речевой активности детей раннего возраста» Подготовила: Громышева И. В. , учитель- логопед В системе дошкольного образования обучение родному языку, развитие речи занимают ведущее место. Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма. Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи 0 фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве, является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно- психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Анализируя соответствующую педагогическую литературу мы сделали определенные выводы, что д ля своевременного и полноценного развития речи необходимо учесть следующие условия. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением. «Ощущения и восприятия – первая ступень познания мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений… Сенсорное, и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий»( Тихеева И. И. Развитие речи детей. ) Установление частого эмоционально- положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой. При установлении общения ребенка со взрослыми необходимо выполнение двух обязательных условий: обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком воспитывать у детей потребность в общении со взрослыми. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности. Общеизвестно, что основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Всем известно, что развитие речи неразрывно связано с художественными произведениями. Припевки, потешки, песенки – первые художественные произведения, которые слышат дети с самого раннего возраст. Взрослые используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения. Устное народное творчество( фольклор) ( от английских слов « Folk »- народ, « Jore »- знание) – народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве. Термин «фольклор» появился в 1846 г. в Англии. Устное  народное  творчество- это  все  то, что  люди  передавали  из  уст  в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на  протяжении  веков. Устное – нет письменных источников( тогда не было печатных книг) , поэтому существуют варианты разных произведений. Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.  К ним относятся: колыбельные песни, частушки, песни, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды. Произведения устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Ценность произведений УНТ заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малышей, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности веры в ребенка. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы( «Ладушки», «Коза рогатая») , вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает устанавливать контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку- воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Наши воспитатели используют в адаптационный период разные потешки: Кто у нас пригожий? Кто у нас хороший, Ванечка- хороший! Ванечка- пригожий! Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателям, должна быть понятна детям. Простые короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на отдых, сон. Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках… Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Очень большое значение имеют произведения УНТ для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто- то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры- забавы с использованием фольклора. Наши воспитатели вводят в игры, развлечения хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Так в развлечении «Солнышко» Дождик, дождик Полно лить, Малых детушек мочить! Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Наши уточки с утра: Кря, кря, кря. Наши Гуси у пруда: Га- ГА! Га- га! Наши курочки в окно: Ко, ко, ко! Особое внимание следует обратить, на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов, произносить разные звуки помогут малые формы фольклора. Их звучность, напевность, занимательность привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способст вуют развитию разговорной речи. Как говорилось выше, потешка, присказка, песенка и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строчка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картину. И если кто- то из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания в целом. В этом заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми и повторяемость занятий. Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь практически: система занятий должна отражать несколько этапов, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Неоднократное повторение какого- либо отрывка или всего произведения обеспечивает поэтапность обучения. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей. Наш опыт работы показал, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, сто они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем Сороки- воровки, яркого петушка, колобка, красивой куклы. Учеными доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом предъявлении игрушки, не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках( в третий, четвертый раз) . Вот почему необходимо соблюдать принципы повторяемости( цикличности) . Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей 2, 3 года жизни, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования. Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Принцип вариативности( повторение в несколько измененном варианте) поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свертывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно- речевой деятельности.

Оставить комментарий: