Родительский клуб

Опубликовано: 14:25:24 28-12-2015

Автор: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 72

В соответствии с требованиями ФГОС для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого – педагогические условия для  педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Одним из условий является тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи.  Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

 

       На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:

Ø  Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;

Ø  Педагогическое просвещение родителей;

Ø  Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

      На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.

       Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для реализации содержания этой работы в  ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые), устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные  клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.

       Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома

       Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

       Практика работы педагогов с родителями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.

 

Ø  Совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.

Ø  Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.

       Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.

 

Одним из условий предоставления услуг в сфере дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС мы считаем работу «Родительского клуба».

 

       Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:

Ø  основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;

Ø  правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;

Ø  как поступать в критических ситуациях.

      Участниками этого клуба являются дети 3-7  лет и их родители, педагоги, а также специалисты.

 

ЦЕЛЬ: Преодоление барьера недоверия  родителей к ДОУ,   установление и развитие  доверительно-партнерских отношений  между родителем и ребенком, семьей и педагогами, удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ,  а так же осуществление адаптационных мер  при переходе детей из домашней среды в ДОУ,  пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

 

Основные задачи:.

Ø   Повысить родительскую компетентность в  вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Ø  Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

Ø  Вовлекать родителей в жизнь детского сада.

 

В содержании работы включены следующие методы:

Ø  метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);

Ø  метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;

Ø  метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;

Ø  метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;

Ø  метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;

Ø  метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;

Ø  метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психоло­го- педагогической культуры.  Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.  Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а ток же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям входят:

- возрастные особенности детей;

- условия, необходимые для полноценного психологического развития;

- адаптация к условиям ДОУ;

- новообразования в развитии детей (кризисы одного, трех лет)

- медицинская информация;

- игры и упражнения для развития и обучения детей.

Другими словами, родители должны получать своевременную информацию об актуаль­ном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

 

 

 

 Работа клуба  организована по трем этапам:

Ø  Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

Ø  Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.

Ø  Непосредственная работа “Родительского клуба”.

 

 

 Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их структуру, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

В структуру совместных мероприятий  могут входить следующие компоненты:

Ø  Слово воспитателя (руководителя) ДОУ по теме;

Ø  Анкетирование родителей;

Ø  Представление семейного опыта;

Ø  Мастер – классы;

Ø  Педагогическая мастерская;

Ø  Выступление специалиста (по запросу родителей);

Ø  Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;

Ø  Просмотр  презентаций;

Ø  Выступления желающих родителей;

Ø  Открытые просмотры ОД или его части, режимных моментов;

Ø  Выступление детей;

Ø  Подведение итогов.

       Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения

     В результате данной работы педагогов с родителями повышается компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие ДОУ.

 

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: