a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Шинкарева Е.А. Использование проектной деятельности в формировании знаний старших дошкольников об истории родного края.

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

 

    Одно из направлений в деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» – дальнейшее совершенствование личности ребенка, посредством его приобщения к традициям и народным ценностям русского народа через изучение истории, отечественной культуры, своеобразие родного края и страны в целом. Исходя из многолетнего опыта работы можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному, селу, родной природе, к своему краю, Отечеству. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом любви к малой Родине, стало престижно уезжать из маленькой «деревеньки - колхозницы» в крупные мегаполисы. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания любви к родному краю в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование ценного отношения к родному краю это сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за своих земляков. Один из наиболее эффективных методов в формировании ценностного отношения любви к родному краю – это проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей любви к родному краю, заключается в том, что эффективность полученных знаний можно повысить посредствам интеграции в ходе реализации проектного метода.

Проектный метод в воспитании у детей любви к родному краю способствует:

• развитию собственной познавательной активности; • развитию творческих способностей; • развитию мышления;

• развитию коммуникативных навыков;

• стимулирует развитие ответственности;

• воспитывает навыки причастности к судьбе своей малой Родине.

После анализа программ «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, В.И.Логиновой, и «Озарение» под редакцией Л.Н.Герасимовой, О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», с учетом опыта работы со старшими дошкольниками, а также интересов сегодняшнего дня был разработан проект «Моя родная Таволжанка». Основная цель – формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к родному селу. В соответствии с целью были определены следующие задачи:

 расширять знания детей об истории своего села;

 формировать уважительное отношение к людям, прославившим наше село;

 развивать познавательные способности детей, способствующие развитию чувства сопричастности к культурному наследию нашего села;

 воспитывать будущих – бескорыстных, честных и добросовестных граждан своей Родины. Актуальность проекта заключается в том, что знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, географическими, природными особенностями формируются у них такие черты, которые помогут им стать гражданами своей малой Родины, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой ее ты в детстве увидал. К. Симонов. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.

Прежде всего, метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Данный проект был разработан в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» в 2010 году с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания в нем любви к малой Родине, гордость за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства причастности прошлому, настоящему и будущему своего народа. Поэтому необходимо переосмыслить действительность, найти подходы и пути к решению этой проблеме. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни, территорию климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Из вышесказанного ясно, как важно приобщать ребенка дошкольного возраста к истокам Родного края.

Поэтому, современные методики, инновационные программы предлагают разнообразные методы и формы знакомства дошкольников с историей своей Родины. В своей педагогической деятельности я обратилась к этой теме и разработала проект «Моя родная Таволжанка» с детьми старшего возраста, которая делится на блоки: Работа по каждому блоку включает в себя занятия, игры, экскурсии, проведения праздников, нерегламентированную деятельность детей. Блок «Мой дом – моя улица» Воспитывая гуманные чувства к родным, близким, и просто окружающим людям, необходимо донести до каждого ребенка, что иметь свой дом – это большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремиться обзавестись домом, охраняет и оберегает его.

Были проведены занятия по темам: «Мой дом», «Моя семья», «Моя улица», а так же фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», «Загляните в семейный альбом».

Цель этих занятий – формирование правильного отношения к семье, близким людям. Блок «Знаменитые земляки Воспитывая у детей любовь к своему народу (землякам), необходимо подвести их к пониманию того, что народ и есть частица Родины. Так как во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества, соблюдают традиции. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос, привязанность к которому он испытывает с детства.

Эти задачи необходимо решать в цикле занятий: «Малая Родина». Экскурсии на почту, в библиотеку, в администрацию нашего поселения – где дети знакомились с профессиями людей, работавшими на благо нашего села. На занятии «Наши земляки» дети знакомились с людьми, прославившими наше село Новая Таволжанка своими добрыми делами, в нашем селе есть династии, которые посвятили себя работе.

Одна их таких династий – это семья Нелепа. Нина Дмитриевна всю свою жизнь посвятила детям дошкольникам – была заведующей детского сада сахарного завода и ее три дочери последовали ее примеру. Знакомились с творчеством нашего земляка Владимира Молчанова, он посвятил серию стихов о нашем селе: «Детство цветы, лужайка В звонкой душе светло Новая Таволжанка – так называют село».

Такие важные понятия, как «трудовой подвиг», «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д., необходимо прививать с помощью конкретных фактов жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребенка к пониманию того, что мы – народ победили в Войне, потому что любили свою Родину, и Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии улиц, школ, в их честь воздвигнуты памятники, установлены обелиски. Были проведены экскурсии к памятнику нашего земляка И.П.Серикова, к мемориалу воинам – землякам, где на табличках увековечены имена бойцов защищавших наше село, есть среди них и прадеды наших воспитанников. Все это вызывает у ребят чувство гордости и стремление быть похожими на героев – солдат, на людей труда. Блок «Достопримечательности нашего села». Продолжением проекта является блок – достопримечательности села. С достопримечательностями села лучше всего знакомить детей на прогулке по улицам. Целевые наблюдения и короткий рассказ воспитателя, библиотекаря способствует тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие представления об объекте. Знакомя детей с архитектурой древнего и современного села, необходимо прибегать к сравнениям, чтобы помочь ребенку видеть общее в архитектурных строениях и их различие. Например, старое здание школы и новое строение. Новое строение высокое, с аркой, с переходом в другое здание школы, с округленным фасадом, с широким крыльцом, огромные светлые коридоры, прекрасный интерьер и т.д.

Но и старое здание школы имеет свои приоритеты. И здесь уместно было бы поразмышлять над народной мудростью «Хорошая работа два века живет».

Основная цель экскурсий и занятий по ознакомлению с достопримечательностями, зданиями, постройками села:  вызвать у детей чувство восхищения красотой села;

 подчеркнуть, что все вокруг создано руками человека, и народ помнит имена мастеров. Блок «Природа и экология». Видеть красоту природы, почувствовать ее очарование можно только соприкасаясь с ней. А без этого у людей не может возникнуть чувство сопричастности с природой, ребенок не сможет в полной мере полюбить окружающий мир, останется безучастным к родным просторам, рассветом и закатом, былинками и букашками… …Таволжанка моя! Вербы с кленами В небе свечками тополя Сосны ладанные, вечнозеленые Хлебом пахнущая земля, Ах, как мне повезло здесь родиться У Донца, на его берегах В Таволжанку нельзя не влюбиться Край родимый, воспетый в стихах. П. Забусов Во время прогулок и экскурсий в бор, в заводской сад, к реке необходимо учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относится. Был проведен цикл занятий «Природа родного края», где дети познакомились с особенностями природного мира, ландшафта. На этих занятиях использовалось художественное слово, и демонстрировались картины русских художников. Цель этого блока – научить детей восхищаться красотой окружающего мира. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать экологические знания. Прежде всего, необходимо сформировать навыки экологически грамотного и нравственного поведения в природе, познакомить детей с Красной книгой Белгородской области. С умением видеть красоту природы родного края начинается чувство Родины.

В нашем селе есть такие красивые названия улиц – Луговая, Сосновая, Заречная, Зеленая. Блок «Традиции нашего села». Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что детям свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффектна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого мы посещали школьный музей, а так же организовали уголок краеведенья «Из бабушкиного сундучка». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили.

В поисках современных приемов мы, к сожалению, забываем о народных традициях, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашем детском саду так же есть свои традиции и праздники, такие как «День знаний», «День пожилых людей», «День села» - который считается престольным и соблюдается во многих семьях, этот день 14 октября, «Новый год», «День защитников Отечества», «Мамин день», «Помнят деды день Победы», «До свиданья детский сад». Дети знакомились с народными праздниками с глубокой древности. Такое соблюдение традиций укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории.

Успешность развития детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с родным селом, районом, областью становится возможным при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путем, то есть через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги и родители) разрабатывают совместные экскурсионные – туристические маршруты по селу, району, области, начинают поисково – собирательную работу. В процессе поисковой деятельности дети и познакомились с историей села Новая Таволжанка: как возникло село на этом месте, почему носит такое интересное название. Выяснили, что изначально люди селились по берегу рек Нежеголь и Северский Донец, так как там вода, плодородная земля, цветущие и издающие ароматы на несколько «верст» луга и среди трав таволга – цветущая с ранней весны до поздней осени. Так и появилось название нашего села Таволжанка. Избы были построены далеко друг от друга. Потом стали появляться улицы и их названия. В названии улиц села нашли отражение события времен (Октябрьская, Молодежная, Серикова, Свердлова), давались названия знаменитых людей, городов соседей (Харьковская, Волчанская). Для многих детей это было целое открытие. Дети распрашивали своих родителей, дедушек, бабушек об истории названия улиц, на которой они живут. Взрослые сообщали ребятам об известных людях, в честь которых названы улицы. На занятиях из серии «Моя родная Таволжанка» дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц, села. Новая улица построена на месте, на котором не было прежде домов. Садовая улица возле фруктового сада. Рассматривание документов и фотографий в музеи школы способствовало уточнению и дополнению знаний детей. В результате вырос познавательный интерес к истории села. С большим интересом дети совместно работали со схемой нашего села, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисовал дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначали названия улиц, места перехода через дорогу, здания, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице. Эффективным способом в проектной деятельности является моделирование. При поддержке родителей в группе был объявлен конкурс рисунков на лучший проект «Село моего будущего». Конкурс предполагал совместную работу детей и родителей.

По условиям конкурса проекты должны учитывать интересы и потребности разных слоев населения: детей и пожилых людей, молодых мам, любителей спора. Работа над созданием проекта, решает не только задачи социального развития, но и способствует умственному, речевому, эстетическому развитию (рисунки проектов оставлены в группе и администрации сельского поселения). Для привлечения дошкольников к участию в жизни села, к решению социальных проблем применяли такие формы работы, как выступление с концертами на праздниках в детском саду ко «Дню пожилого человека», «Дню матери» и других, в волонтерском движении «Маленькие маячки здоровья». Участие детей в таких мероприятиях зарождает в детях милосердие к людям, «зажигает искорку» любви к родному селу, а что может быть важнее в наше время? Работая по данной деятельности, пришла к выводу, что формирование ценностного отношения к родному селу процесс сложный и длительный. Эта деятельность должна проводиться систематически и планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям. Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в том, что проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ.

Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. Ребенок сам выбирает тему, способ работы, действия и получается результат. Опыт работы по созданию проектной деятельности «Моя родная Таволжанка» показал, что эта деятельность сегодня – одна из эффективных форм в формировании у детей любви к малой Родине и на практике показала свое преимущество и эффективность. Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, во время прогулок. В результате совместной деятельности воспитателей, родителей и детей созданы: - фотоальбом «Мой край»; - альбом детских рисунков «Моя малая родина»; - альбом совместных проектов «Село моего будущего»; - выставка уголка «Семейные умельцы» (вышивка крестиком).

Достигнуты следующие результаты:

1. Дети имеют представление о территории Белгородского края, как составляющей территории России.

2. Называют основные города края, реки своей местности.

3. Дети знакомы с символикой, достопримечательностями, людьми, прославившими край.

4. Дети знакомы с бытом, культурой, традициями нашего края.

   Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям, внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушается, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями. Ведь в жизни детей дошкольного возраста большую роль «играют» люди, находящиеся рядом с ними, прежде всего это педагоги. И самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева и донес их до родителей и детей: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на искушенное растение перекати – поле».