23.03.2014г. Каблучко Л.Б. Формирование у детей предпосылок учебной деятельности в ходе проведения ученого совета

Опубликовано: нет данных

      Выступление перед аудиторией многих взрослых связано со стрессом. Между тем современные требования предполагают наличие данных умений у детей уже в начале школьного обучения. Неслучайно формирование монологической речи у дошкольников - одна из задач педагогов ДОУ. Повысить эффективность этого процесса поможет организация выступлений детей с докладами в рамках заседаний ученого совета. Начало обучения в школе - переломный этап в жизни каждого ребенка.

Задача педагогов дошкольного учреждения - обеспечить безболезненный переход детей на новую ступень обучения. Как известно, в ДОУ дошкольники привыкают к групповому общению, часто отвечают на вопрос педагога хором.

Однако в школе им предстоит самостоятельно отвечать у доски перед всем классом, готовить доклады на различные темы. Для многих первоклассников это становится серьезным испытанием. Уже в начальной школе от учеников требуется умение самостоятельно и творчески мыслить, иметь навыки исследовательской работы, уверенно чувствовать себя во время выступления перед аудиторией.

Но, к сожалению, данными навыками владеет лишь небольшой процент выпускников дошкольных учреждений. Над решением этой задачи работали такие ученые, как Б.В. Всесвятский, СТ. Шатский, И.В. Сватковский и др., но при¬менительно к обучению дошкольников данная проблема практически не рассматривалась.

К началу обучения в школе у детей должны быть сформированы:

■ мотивационная готовность;

■ умение воспринимать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней; способность работать с разными источниками информации1;

■ умение общаться с взрослыми и сверстниками.

Для того чтобы сформировать у будущих первоклассников начальные навыки подготовки докладов и выступления с ними, необходимо включать в работу с воспитанниками старшей группы элементы исследовательского обучения. Одной из форм данной работы - организация заседаний ученого совета, которая способствуют развитию у дошкольников творчества и самостоятельности.

Целями данной работы являются подготовка к обучению в школе и приобретение воспитанниками навыков учебной деятельности в интересной форме. В качестве основных задач были определены:

- обучение детей навыкам исследовательской деятельности: поиск и выделение необходимой информации из различных источников (наблюдения, эксперименты, книга, музей, Интернет, общение с социумом);

- формирование умения обрабатывать полученную информацию (составление плана-схемы доклада); - обучение монологическому высказыванию;

развитие умения внимательно слушать собеседника, задавать вопросы по услышанному выступлению, формировать собственную позицию и мнение.

Работа в данном направлении осуществлялась в три этапа.

На подготовительном этапе были определены проблемы внедрения исследовательской деятельности в работу с дошкольниками, изучена литература по данной теме.

В ходе непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности дети обучаются умению составлять рассказы по заданной теме, выделять главную мысль произведения, составлять план-схему рассказа, пересказывать и составлять рассказ по ней, задавать вопросы по тексту и картине, обсуждать прочитанное (рассказанное) произведение.

  Кроме того, на данном этапе в рамках взаимодействия с родителями было проведено анкетирование на тему "Знания о методах совместной работы с детьми по подготовке их к школе в домашних условиях", даны рекомендации по вопросам подготовки докладов с дошкольниками. Родители оказывали помощь в изготовлении костюма докладчика - мантии и академического головного убора. Практический этап предусматривал непосредственно организацию работы ученого совета. Заседания проводятся один раз в неделю (по четвергам, во время утреннего приема). Каждому заседанию соответствует определенная лексическая тема, над которой педагоги работали с детьми всю неделю. На одном заседании выступают два-три докладчика.

Тема для доклада, которую дошколь¬ники готовят вместе с родителями, сообщается им за неделю до выступления. К докладам предъявляются следующие требования: наличие плана-схемы, использование художественного слова (стихи, загадки и др.), наглядность (демонстрация предметов, иллюстраций), дополнительные сведения по теме доклада, которые не входят в программу дошкольного учреждения. Заседание ученого совета условно можно разделить на три части. В вводной части педагог помогает докладчику об¬лачиться в костюм ученого, расставить наглядные материалы, включает музыкальное сопровождение, которое помогает настроить дошкольников на серьезный, рабочий лад. Основная часть подразумевает выступление докладчика и беседу со слушателями, ответы на вопросы. В конце (заключительная часть) педагог обязательно положительно отзывается о выступлении докладчика, а также оценивает манеру оратора держаться перед аудиторией, полноту раскрытия темы выступления, использование им наглядного материала и включение в доклад художественного слова. На заключительном этапе подводятся итоги работы. В качестве примера представлены  сценарии заседания ученого совета.

   Таким образом, на подобных заседаниях дети учатся работать с различными источниками знаний, слушать друг друга, критически оценивать выступление товарища, составлять план-схему своего выступления, развивают монологическую речь, приобретают неоценимый опыт публичного выступления.

   Заседания ученого совета способствуют развитию у будущих первоклассников творческого критического мышления, расширяют кругозор и создают условия для активного усвоения навыков учебной деятельности. Все это содействует эффективной интеграции дошкольного и начальной ступени общего образования.

Добавлено: 23.03.2014г.

Документы для скачивания:

1961_O loshadyakh.pdf
Формат: .pdf

1962_Avtomobili privychnye i neobychnye.pdf
Формат: .pdf

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: