a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Правописание букв безударных гласных в приставках" открытый урок русского языка в 3 классе

Опубликовано: 2016-01-11 14:49:43

Документы для скачивания

МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» Открытый урок русского языка в 3 классе( ОС «Школа 2100) Подготовила Учитель начальных классов Калугина Светлана Анатольевна I квалиф. категория 2014- 2015 уч. год Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках Цели и задачи урока: – развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания; – формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках. Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю. Урок проведен в технологии деятельностного метода Тип урока: ОНЗ Методы обучения: Проблемные; частично- поисковые; наглядные. Средства обучения: 1. ИКТ. Презентация по теме. Оборудование: 1. Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка; 2. Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. , Пронина О. В. ; 3. М/ м проектор. Ход урока. 1. Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока « Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»( М. Горький) - Почему сегодня у нас такой девиз? - А можно ли их отнести к вам? ( Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…) - Как связаны эти слова с нашим уроком? ( Мы узнаем, что- то новое и станем сильнее в своих знаниях. ) - А вы хотите стать сильнее? ( Да) - Тогда подарите улыбку и пожелайте друг- другу удачи! ( хлопают друг друга в ладоши) - Вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. - Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности( 1 шаг – что я не знаю; 2 шаг – сам найду способ) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности. - Для начала мы должны повторить то, что уже знаем. - Повторять будем всё подряд? - Нет, только то, что нам необходимо. Минутка чистописания. Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число, кл. раб. С чего мы начинаем урок русского языка? ( С минутки чистописания. ) Обратите внимание на экран. Внимательно посмотрите на слоговое поле и найдите буквосочетание, которое встречается в каждой строчке этого поля? ( на) Пропишите сочетание на на следующей строчке в тетради. ( обратить внимание на соединение букв) . Подчеркните простым карандашом лучшее на ваш взгляд сочетание. Поменяйтесь тетрадями со своим соседом, покажите как вы написали сочетание НА- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? ( Приставка) . - Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? ( приставку) Поработаем в парах. - У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, ч то вам уже известно о приставке( время 1 мин. ) Приставка это часть …………. Приставка стоит …. . Приставка служит для ……. . Со словами пишется ……. проверка- Какие умения мы формировали? – Как обнаружить в слове приставку? – Приведите примеры слов с приставками по- и под- . ( показываю карточки с приставками по- и под) – Какое слово с приставкой под- из те стового задания № 2, тема 4 в рабочей тетради вы выбрали? ( Подснежник. ) – Докажите, что в этом слове есть приставка. 3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. - Спишите слова. Поставьте ударение Долетел, забежал, надписал, обласкали, поплясали- Прочитайте слова. Чем похожи эти слова? ( это глаголы) - Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, п оставьте ударе ние в каждом слове. Подчеркните буквы гласных в безударных слогах. В какой части слова она находится? Обозначьте эти части слова. Какие написания вы можете объяснить, а какие нет? Эту пробл ему нам необходимо сегодня решить на уроке. – Сформулируйте тему урока. ( Буквы безударных гласных в приставках. ) 4. Постановка проблемного вопроса. С ейчас мы выступим в роли исследователей. Откроем учебники, найдем упр. 147 Для того, чтобы оно было выполнено достаточно быстро и успешно, о бъединимся в группы. - Каждая группа исследует три слова Выполняется( если необходимо) с консультацией учителя. Каждая группа сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить. Вывод: б езударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить. – А как быть с безударными гласными в приставках? - Сформулируем основной вопрос урока( высказывают свои предположения) - Сравните свои предположения с учебником на с. 171- Дава йте определим цели нашего урока( поочередно прикрепить на доску карточки) 1) Научиться правильно  писать слова с безударной гласной в приставке. 2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке. - На какой вопрос нам предстоит сейчас ответить? ( Как проверить безударную гласную в приставке) Заполним вторую колонку в нашей таблице Приставка это часть слова Приставка стоит перед корнем Служит для образования новых слов Со словами пишется слитно Как проверить безударную гласную в приставке? - А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/ . – Что мы сейчас делали? ( Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность. ) 5. Поиск решения. а) Работа по учебнику. — Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке? - У кого есть какие предложения? - Как проверить наши предположения? 1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148- Что общего между приставками под ударением и безударными? ( они одинаковые) - Какой вывод можем сделать? ( приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково, з начит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением. Физкультминутка. Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с. 123. Почему некоторые приставки даны в скобках? ( Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/ обозвал, откусил/ оторвал, подбежал/ подошёл. ) - Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ. - Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? ( написание безударной гласной в приставке можно проверить или запомнить) — Как? ( Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной) . — Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? ( Нет) . – Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова? ( Для проверки написания букв безударных гласных в корне. ) - На данном эт апе урока, какую цель достигли? ( Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке) . - Какой цели ещё не достигли? ( Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках) . - Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках. в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках. — С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке? - Прочитать слово- Поставить ударение- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием. - Что это значит? ( Выделить в слове  его части) . - Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной. - Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово- шаблон, или посмотреть в интернете- Записать слово. - Подчеркнуть  безударную гласную в приставке. - Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке? - Какую цель достигли на этом этапе? Зап ишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы Приставка это часть слова Приставка стоит перед корнем Служит для образования новых слов Со словами пишется слитно Как проверить безударную гласную в приставке? Подобрать слово с такой же приставкой под ударением Запомнить Обратиться к словарю Использовать слово- шаблон Интернет- Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения. Запишите предложение самостоятельно. Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать? а о Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы! - Почему остались пустые стрелочки? ( Не все приставки записали) - Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете? - И снова остались пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем. Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках. ФИЗМИНУТКА: Игра « Да, нет» Хлопни и присядь разок, Если в слове есть предлог. А приставку услыхали. Хорошо её назвали. Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить, за окном. 6. Первичное закрепление- Теперь мы получили новые знания. а) Игра “Хлоп- топ ”. — Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете. Корень- это главная часть речи Корень- это главная часть слова Приставка всегда пишется слитно со словом Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно Приставка может стоять после корня Приставка всегда стоит перед корнем Безударные гласные бывают только в корне.  ( топ) . Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. ( хлоп) . Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. ( топ) . В слове замок есть приставка –за В слове записка есть приставка – за б) Выборочная запись слов с изученной орфограммой. – В ыпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. ( слова на слайде) За звенела птичья трель, За кружилась карусель. Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик по гулять. РАБОТА В Р. Т. с. 24 №3, 4 Вопросы к ученику, выполнявшему работу( начало формирования алгоритма самооценки) : – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей- то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с…( имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ( Умение работать с информацией. ) Итог урока- Дав айте вспомним цели нашего урока- Достигли мы поставленных целей? - Где можно использовать эти знания? ( - Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило) Самооценка. 8. Рефлексия На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание. — Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая. ( Ты молодец! Так  держать! ) — Если что- то не получалось, звёздочка голубая. ( У тебя обязательно всё получится! ) — Если ничего н е получилось, то звёздочка розовая. ( Я верю в тебя! ) - Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения. Домашнее задание: д. м. упр. 99 или 101 Спасибо за урок!

Оставить комментарий: