a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей

Автор: Гибескул Ирина Александровна Опубликовано: 2016-01-14 22:37:24

И.А. Гибескул, учитель – логопед, высшей квалификационной категории р. п. Турки Саратовской области МДОУ №3 «Детский сад «Колокольчик»

Театрализованная игра занимает особое место, она рассматривается наукой как одно из средств воспитания ребенка, его обучения и развития его личности. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выгодский).
Этот вид деятельности способствует пробуждению у ребенка интереса к родному языку, развивает способности чувствовать, думать, творить.
Работая в детском саду учителем - логопедом, я пришла к такому выводу: театрализованная игра помогает ребенку ОБРЕСТИ СЕБЯ.
Успешная логопедическая коррекция будет только в том случае, если в работу с данными детьми включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию всех психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни человека, животных, растений.
Все театрализованные игры строятся на материале сказок.
В них есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей в этом виде деятельности поначалу принадлежит логопеду. Логопед буквально «лечит» словом.
Его внимание к ребенку, манера говорить, доброжелательность создают положительные эмоции и хорошее приподнятое настроение.
Прямая коррекция осуществляется путем разъяснения, внушения, убеждения.
Эта коррекция опирается на особое значение слова для человека.
Слово – это не просто звуковой сигнал. Оно может вызвать у человека такую же реакцию как реальное
событие. Рассказ о смешном случае вызывает улыбку, о несчастье – слезы.
Влияние слова на человека могущественно и многообразно. Нужно пользоваться словом бережно и обдуманно, чтобы не повредить маленькому человеку.
Дети вначале являются зрителями, т.к. они не могут сразу в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх.
Речь логопеда на этом этапе служит образцом для подражания. Дети внимательно наблюдают, как логопед говорит, действует за того или иного персонажа, имитирует ролевые движения.
Постепенно творческая активность детей возрастает. Они уже пытаются имитировать различные ролевые виды движений, наблюдают друг за другом, у них развивается пластичность, методико – интонационная выразительность, плавность речи.
На данном этапе особенно полезны игры с пением, хороводы и инсценировки. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотношение темпа и ритма движения с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в «образ», начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Роль педагога на этом этапе огромна. Логопед на своих занятиях предлагает и организует игру,
распределяет роли, помогает каждому ребенку сыграть свою роль и учит правилам игры.
Принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционной работы.
Методика игровой деятельности применяется на разных этапах различно.
Целенаправленно – подобранные игры помогают педагогам затормозить неправильные речевые проявления и создают условия при которых осуществляется переход от вопросно – ответной речи, до умения вести диалоги различной сложности. Это создает базу для перехода к самостоятельной речи: подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в творческих играх по замыслу детей).
Итак, можно сделать следующий вывод: художественно – творческая театрализованная игра – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить – играя».
-В процессе такой игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире
-Развиваются все психические процессы: мышление, речь, память, внимание, восприятие, воображение и т.д.
-Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетический
-Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки

связной речи, мелодико – интонационная сторона речи, темп, выразительность.
- Совершенствуется моторика, координация и плавность движений
-Развивается эмоционально – волевая сфера
-Происходит коррекция поведения
-Развивается чувство коллективизма, чувство ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
-Стимулируется развитие творческой поисковой активности, самостоятельности
-Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.


Моя педагогическая деятельность начиналась в Молдавии, в городе Тирасполе. Своим коллегам предлагаю разработанное мною мероприятие, которое является итогом двухлетней работы с детьми подготовительной логопедической группы.


«Сюрпризы Весны – Красны»

Итоговое интегрированное занятие в логопедической подготовительной к школе группе

 

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
-Расширить и систематизировать знания детей о весне, ее признаках, весенних праздниках
- познакомить дошкольников обычаями и традициями христианских и национальных праздников русского и молдавского народа;
-активизация словаря по теме
закрепление:
- умения детей свободно общаться, выражать свои мысли грамматически-правильными высказываниями;
- правильного звукопроизношения в связной речи
- умения составления сложных предложений и схем, выполнения звукового анализа слов
развитие
- диалогической и монологической речи детей, ее интонационной выразительности,
- всех психических процессов, в особенности воображения, фантазии
формирование
- умения согласовывать свои действия с действиями героев,
-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
воспитание
коммуникативных возможностей детей, основ духовной культуры,
-воспитание доброжелательного отношения героев друг к другу,
К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, К СЕБЕ, К ВЗРОСЛЫМ

Побуждение к
- активному участию в театрализованной игре

 

Ход занятия:
Педагог: Посмотрите, дети, какой за окном чудесный день, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям, и всем станет тепло и радостно от наших улыбок.

Загадка
Сошли снега, шумит вода,
Все оживает, когда это бывает?

Дети: Весной

Входит Весна с корзинкой и поет песенку:

-Рассказали о весне, светлые капели…

Весна: «Здравствуйте, ребята! Я мимо вашего детсада проходила, в окошко к вам заглянула, увидела ваши веселые улыбки и решила преподнести вам сюрпризы».

(Подходит к педагогу, дотрагивается до него)

Ваш педагог теперь знает о них….
В корзине задания:
1.Прочитать слова, подобрать к ним слова с противоположным значением и составить предложения с союзом «А», о признаках весны.

-много- мало
-короткие - длинные и т .д.

2.Следующий сюрприз Весны – на наборном полотне сюжетные картинки.
Педагог: Расскажите, что изобразили художники в своих наблюдениях о весенней природе?
Считалкой выбирается ребенок, который описывает картинку о ранней или поздней весне, а все дети отгадывают, о какой из них шла речь.

Педагог: Весна богата на праздники. Давайте назовем их, начиная с 1 марта

(Дети называют, педагог показывает иллюстрации)

Дети: Мэрцишор- национальный праздник начала весны в Молдавии, 8 Марта, 1 апреля - День смеха, 12 апреля - День Космонавтики, Главный православный празжник - Пасха, 1 мая - День мира и труда, 9 мая-День Победы, 25 мая – последний школьный звонок….

Педагог: А вы знаете, какой христианский праздник отмечается в это воскресенье?
Это – Вербное воскресенье, последнее перед Пасхой, самым главным церковным праздником всех верующих христиан.
Готовясь к Вербному воскресенью, люди украшают свои дома веточками вербы. Ее освещают в церкви, и считают, что она имеет силу исцелять людей.
Весна предлагает украсить весенний букет вербы – бантиками.
Педагогог: «Каждый бантик, который вы прикрепите к веточке вербы, украсит ее и поможет нам вспомнить то, чему мы с вами научились….
А научились мы составлять «синквейн» - нерифмованное стихотворение к любому слову- предмету. Так давайте подберем слова признаки и слова – действия к слову «Букет».

Дети выходят, подбирают с слова-признаки к слову «Букет», прикрепляя к веточкам вербы атласные бантики. Затем идет подбор слов – действий, с украшением бантиками другого цвета букета вербы.

Далее детьми составляется сложное предложение, с использованием прилагательных и глаголов, и схемы предложения с графическим обозначением этих слов.

Педагог: А еще в конце мая вас ждет первый бал в вашей жизни – выпуск из детского садика в школу.

Ребенок: В этот день волненье сдержать невозможно,
Последний наш праздник в детском саду.
На сердце у нас и тепло и трквожно,
Ведь выросли дети, и в школу идут.
Педагог: А как нелегко расставаться нам с вами,
И вас из-под крылышка в свет выпускать,
Вы стали родными, вы стали друзьями,
И лучше вас, кажется, не отыскать.
Дошкольник:В школу осень пойду,
Там друзей себе найду,
Научусь читать, писать,
Быстро, правильно считать,
Я таким ученым буду,
Но свой садик, не забуду!

Педагог: Вы расстаетесь с любимым садом, страной игрушек, веселья, а ждет вас другой мир – страна знаний, а чтобы в эту страну попасть, нужно море переплыть.

Наш корабль к плаванью готов! (вносится корабль на полотне синего цвета, выполненный детскими руками, способом отрывания бумаги)

Матросский танец.(Физкульт – пауза)

1моряк: Любим мы волну морскую
И прибоя шумный вал

2 моряк: Мы в погоду штормовую
Крепко держим свой штурвал.

Капитан: Полный вперед!
Вижу впереди остров!

Педагог: Это страна знаний!

(ребус: Школа)
Педагог: Первый урок (звучит звонок)

(ребус: Грамота)

Дети выполняют самостоятельно звуковой анализ предложенных на карточках слов, а педагог задает вопросы по ходу выполнения (-сколько звуков в слове?
-сколько гласных, согласных, просит делить слова на слоги, составить предложения со словом, подобрать слово на определенный звук).

Педагог: Что нельзя вернуть?
Дети: Время

Педагог: Я вам советую помнить, Делу-время,
А потехе-час!
Наступило время перемены.

Сценка Е.Серова «Художник»

Второй урок
Из элементов букв выложено слово, дети должны его прочитать, добавив элементы букв. «Математика»

Педагог: Расскажу я вам рассказ,
В полтора десятка раз,
Лишь услышишь слово «Три»
Приз немедленно бери!
(Шуточные стихи)

Звонок, педагог предлагает детям пойти на экскурсию в лес.

(На столе настольный театр в виде леса, и баночки с ароматами)

Педагог: Я вам рассказывала, что сказки и сказочные герои тоже имеют запахи. Чтобы оживить наших героев, необходимо подобрать к ним определенные ароматы

Подбор признаков к предметам (Сказочным героям), и соответствующих ароматов.

Герои оживают , идет театрализация сказки «Волшебный цветок» , ж.Д.В. №12 ,1991г.
Весна благодарит детей за интересное времяпрепровождение,
читает напутственные стихи детям, и раздает угощение.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: