a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Особенности развития детей

Автор: Юкляевская Татьяна Анатольевна Опубликовано: 2016-01-15 04:56:18

Младший возраст- важнейший период в развитии дошкольника. Главное новообразование возраста: развитие самосознания, выделение «Образа Я». Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из- за ограничений свободы. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. 2920365182499017773651824990 Ребенок 3- 4 лет характеризуется активностью, неутомимостью, он постоянно готов к деятельности. Ребёнок может гордиться результатами своей деятельности, критически оценивать результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: ребенок может представить результат своей деятельности, сравнить с образцом. В 3- 4 года у детей продолжают усваиваться и совершенствоваться правила взаимоотношений в группе сверстников. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. На основе наглядно- действенного к 4- м годам начинает формироваться наглядно- образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Память в этом возрасте непроизвольная. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком- то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую, поэтому, если ваш ребенок подвижен, не сидит на месте, все время норовит куда- нибудь залез т ь – значит, он здоров! ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: р азличать предметы по величине, использ уя слова «большой», «маленький»; у мение видеть один и много пр едметов, используя слова «один», «много», «ни одного»; п онимать вопрос «сколько? »; с равнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну; с равнивать два предмета, разные по величине( длине, высоте) ; у знавать знакомые геометрические фигуры( круг, квадрат, треуголь ник, прямоугольник) называть их; р азличать 4 цвета основного спектра( синий, красный, желтый, зеленый) знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый; 4158615518795 п онимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо. РАЗВИТИЕ РЕЧИ: говорить не торопясь, внятно; отвечать на вопросы взрослого; рассказывать о виденном в 2- 4 предложениях; согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять предложения с однородными членами. ПОЗНАНИЕ: р азличать и называть игрушки; группировать и классифицировать п редметы мебели, одежды, посуды, овощи, фрукты, транспорт ближайшего окружения; р азличать и называть части тела животного и человека; знать название своего города, домашний адрес; называть основные части растений стебель, лист, цветок; находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья; учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2- 3 вида овощей и фруктов; выделять растительные группы( дерево, куст, трава) ; различать животных ближайшего окружения: звери, птицы, рыбы; называть приспособления животных к среде обитания: рыбы плавают в воде, птицы летают и т. д. ; знать и называть домашних и диких животных: учить детей выделять и называть отличительные особенности внешнего вида( у коровы и козы рога, у лисы длинный пушистый хвост) . САМООБСЛУЖИВАНИЕ: самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности( надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок) ; 4311015349885 замечать непорядок в одежде и устранять его.

Консультация для родителей ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5- 6 ЛЕТ СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:  Ребёнок 5- 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в  социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5- 6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор( преимущественно в воображаемом плане) . Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий- вежливый,   честный,   заботливый и др.   В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность  саморегуляции,  т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела,   доводить до конца малопривлекательную работу  ( убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п. ) . Это становится возможным благодаря  осознанию  детьми  общепринятых норм и правил поведения  и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально- нравственным представлениям. Однако соблюдение норм( дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д. ) , как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.   В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре( «С ним интересно играть» и т. п. ) или его положительными качествами( «Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п. ) .  Общение детей  становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.   В 5- 6 лет у ребёнка формируется  система первичной половой идентичности  по существенным признакам( женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии) . При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки- на такие, как сила, способность заступиться за другого.   Повышаются возможности  безопасности жизнедеятельности  ребенка 5- 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции( ребёнок становится способным встать на позицию другого) .    ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать  совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга- указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем( «Кто будет…? ») . Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.     ОБЩАЯ МОТОРИКА:  Более совершенной становится  крупная моторика:   ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость( способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества( способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени) .   Ловкость и развитие  мелкой моторики  проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.     ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:  К 5 годам они обладают довольно  большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.   Представления об  основных свойствах предметов  углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках( например, может показать два оттенка одного цвета: светло- красный и тёмно- красный) ; может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.   Ребенок 5- 6 лет  умеет  из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.   Освоение времени  все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели( хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события) .   Внимание  детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20- 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен  действовать по правилу,   которое задаётся взрослым( отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом) .   Объём памяти  изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства( в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки) .   В 5- 6 лет ведущее значение приобретает  наглядно- образное мышление,  которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств( схем, чертежей и пр. ) . К  наглядно- действенному  мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может  решать в уме.   Развивается  прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку  видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые  последствия собственных действий и поступков.     РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:   Для детей этого возраста  становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.   Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства  интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации( громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п. ) .   Дети начинают употреблять  обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.   Словарь детей активно пополняется  существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений( библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д. ) ;   глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий,   прилагательными  и  наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы( бумажный, деревянный и т. д. ) .   Дошкольники могут использовать в речи  сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому  анализу простых трёхзвуковых слов.   Дети учатся самостоятельно  строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.   Круг чтения  ребёнка 5- 6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно  чтение с продолжением.  Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию  читательских симпатий.   Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.    МУЗЫКАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  В процессе  восприятия художественных произведений  дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.   При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными( образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми) .   В изобразительной деятельности  дети также могут изобразить задуманное( замысел ведёт за собой изображение) . Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской( концом кисти и плашмя) , рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.   Старшие дошкольники в состоянии  лепить  из целого куска глины( пластелина) , моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.   Совершенствуются практические навыки  работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат- в несколько треугольников, прямоугольник- в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.   Дети  конструируют  по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.    ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  В старшем дошкольном возрасте( 5- 7 лет) активно развиваются  планирование и самооценивание  трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.    ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5- 6 лет можно охарактеризовать как возраст  овладения ребёнком активным  воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения- создание и воплощение замысла- начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.

Особенности развития ребенка 6- 7 лет Седьмой год жизни — последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще совсем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое детство останется позади, а впереди. . . Впереди постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку. В этот период многие функции и процессы продолжают начатое в предыдущие возрастные промежутки развитие. Мышление, память, характер продолжают свое формирование, оттачиваются, совершенствуются, расширяют свои возможности, обретают все новые и новые свойства и качества. И, казалось бы, в этом как будто идущем по накатанной плоскости процессе уже нет ничего нового, новых обретений не происходит. Тем не менее есть два новых момента, имеющих очень важное значение для дальнейшего, уже школьного этапа — развитие такого качества, как произвольность, и становление навыков социального поведения в обществе других людей. Произвольность- это способность управлять своим поведением, понимать необходимость тех или иных действий, умение ставить перед собой задачи и достигать их, при этом пошагово планируя свою деятельность. Понятно, что для обучения такой процесс очень важен, ведь ребенку нужно научиться ставить перед собой различные учебные задачи и выполнять их, точно зная, как именно добиться результата. Кроме становления произвольности в этот период происходит еще один важный процесс- формирование социального поведения. Ребенок рождается, растет, развивается среди других людей, больших и маленьких, родных и совсем ему посторонних. И все свое детство усваивает так или иначе социальные нормы и правила. В данном возрасте родителям стоит обратить пристальное внимание на такие моменты: умеет ли ребенок общаться со сверстниками, способен ли слышать и слушать взрослых, может ли принимать их авторитет?

Оставить комментарий: