a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа " Счастливый малыш" для детей 3-5 лет с использованием арттерапии и психогимнастики

Автор: Горягина Вера Анатольевна Опубликовано: 2016-01-15 23:17:50

Документы для скачивания

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведующая МБДОУ МБДОУ детский сад детский сад комбинированного вида комбинированного вида «Малышок» с. Доброе «Малышок» Протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приказ №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ От «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201_ _ Г. от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201_ _ г. Программа групповых коррекционн о- развивающих занятий с использованием арттерапии и психогимнастики «Счастливый малыш » Авто р- составитель педаго г- психолог МБДОУ детский сад Комбинированного вида «Малышок» с. Доброе Пояснительная записка Здоровый и духовно развитый человек счастлив. Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, в гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Важным условием для успешного развития ребенка является реализация комплексного подхода к организации воспитательно- образовательной работы в детском саду. В наше время, время информационной насыщенности, стрессов, эмоциональных перегрузок, когда не просто приходится взрослым, а что уж говорить о детях, возрастает значение здоровьесберегающих технологий. Физическое, речевое и духовное развитие ребёнка  зависит от того, каким он увидит окружающий мир. Для формирования психологической готовности к школьному обучению у дошкольников актуальным является определение в детском саду основных направлений логопедической, психологической работы, эффективных методов и приемов, форм и средств коррекционного и профилактического воздействия на детей. В соответствии с федеральными государственными требовании дошкольники должны быть охвачены психолог о- логопедическим сопровождением. Для эффективного развития высших психических процессов очень важно развитие сенсорно- перцептивной сферы, коммуникативной, эмоциональной, двигательной, развитие моторики. Для решения этой задачи подходят т акие технологии как психогимнастика и арттерапия. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, ритмических движений, речи ребенок производит продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, снижение уровня развития познавательных процессов, нарушения в эмоционально- волевой сфере, что значительно препятствует качественному обучению в школе. Для полноценно- развитой личности дошкольника необходимо специальное логопедическое и психологическое воздействие, органично включенное в учебно- воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения. Программа составлена на основе программ: Л. Д. Постоевой, Л. А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай! » Программа психолог о- логопедических занятий для детей 3- 4 лет; Е. В. Свистуновой «Разноцветное детство», А. А. Вороновой « Арттерапия для детей и родителей». Цель: Р азвитие речевых и психо физических способностей и умений детей через арттерапию и психогимнастику. Задачи: Обеспечить полноценное физическое, психическое, речевое и социальное здоровье каждого ребёнка, состояние психологического комфорта и эмоционального равновесия; Привлечение детей к активной продуктивной деятельности способствующей формированию всех психических процессов; Способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений; Обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей; Развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения; Участники программы:  дети 3- 5 лет( Проводится в средней группе «Колокольчик» и 2 младшей группе «Пчелка») . Режим занятий:  1 раз в неделю( 15– 20 минут в зависимости от возраста воспитанников) . Цель программы реализуется через ряд задач  сформированных и отражённых в трех основных разделах программы:  «Окружающий мир»- знакомить дошкольников с растительным и животным миром, явлениями природы.  - развитие у дошкольников мышления, памяти, восприятия, воображения, речи с использованием арттерапии и психогимнастики. - развитие у детей наблюдательности и внимания.  «Я и мои эмоции и чувства»  - помочь дошкольникам осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что они уникальны и неповторимы. - раскрыть в каждом ребенке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи. - научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания;  - знакомить с языком эмоций, учить пользоваться ими для проявления собственных чувств  и переживаний, и для понимания эмоционального состояния другого.  «Социальные навыки»  - обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми; - формировать коммуникативные навыки; - учить устанавливать и поддерживать контакты, решать конфликтные ситуации в общении. Планируемые результаты психологической работы. - позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов; - повышение уровня развития познавательных процессов, речи; - развитие творческих способностей; - развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции; - снижение эмоциональной тревожности; - повышение самооценки; - развитие коммуникативных навыков; - развитие самосознания; - закрепление положительных поведенческих реакций. Реализация программного материала рассчитана на 2 года. Планируется проведение одного занятия в неделю с детьми во второй половине дня, и одной встречи в две, три  недели с родителями. ( Количество встреч с родителями может варьироваться в зависимости от потребности) . В начале учебного года проводится диагностика детей с целью выявления уровня развития психических процессов и эмоциональн о- волевой сферы. В конце учебного года диагностика проводится с целью выявления эффективности проводимой программы коррекционно –р азвивающих занятий с использованием арттерапии и психогимнастики с детьми 3- 5 лет. Диагностический инструментарий Методики исследования познавательной сферы Младший возраст 1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ. 2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости» 3. Шкала Бине- Симона 4. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 5. Методика «Кому чего не достает? - предназначена для психодиагностики мышления детей младшего возраста. 6. Методика «Времена года»- предназначена для диагностики образн о- логического мышления. 7. Методика «Повтори рисунки»- для оценки наглядн о- действенного мышления. Средний возраст 1. Шкала Бине- Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов 2. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 3. «Заучивание слов»( Автор: А. Р. Лурия) с целью и зучени я объёма слуховой механической памяти дошкольников. 4. «Последовательные картинки»( Автор: А. Н. Бернштейн) с целью определения уровня сформированности логического мышления, связной речи. 6. «Назови одним словом»( Модификация Ю. Соколов ой) с целью выявления уровня развития логического мышления( способности к обобщению) 7. «Нелепицы»( Модификация: Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. Сазонова) с целью выявления способности ре бенка эмоционально откликаться на" нелепость" рисунка и умение объя снить смысловые ошибки изображения 8. Методика «Что здесь лишнее? »- помогает исследовать процессы образн о- логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. 9. Методика «Раздели на группы»- оценка образн о- логического мышления ребенка. 10. Методика «Найди и вычеркни»- для определения продуктивности и устойчивости внимания дошкольников от 4 до 6 лет. 11. Методика «Обведи контур»- предназначена для диагностики уровня развития наглядн о- действенного мышления. 12. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках»- позволяет оценивать восприятие ребенка со всех сторон, выявляя одновременно способность формировать образы, делать связанные с ним умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. 13. Методика «Запомни и расставь точки»- оценивается объем внимания ребенка от 4 до 6 лет. Диагностика эмоциональн о- личностной сферы. Тест      тревожности( Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) Методика по выявлению тревожности и страхов( Захаров А. И. ) Методика «Моя      семья». Тест «Страхи в      домике». Опросник для      определения сферы предпочтительных интересов. Занятия  с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: изотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии,   игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях,  для полноценного развития эмоционального интеллекта. Структура занятия Этапы работы Комментарий Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Разминка  – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. Основное содержание занятия  – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия( изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия) . Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Рефлексия  – оценка занятия( беседы) . Две оценки: эмоциональная( понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая( почему это важно, зачем мы это делали) . Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия. Введение и “разминка”  ( 2- 3минуты) Этап творческой работы  ( 8- 10 минут) Этап обсуждения  ( 2- 3 минуты) * ( В зависимости от возраста воспитанников) Содержание программного материала Краткое описание направлений. Изотерапия  – одно из направлений арт- терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только с взрослыми, но и с маленькими детьми. Цветотерапия  – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.       Сказкотерапия  - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по- разному. Например, специалист- психолог предлагает клиенту обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации. Музыкотерапия  – одно из направлений арт- терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии консультируемый получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Песочная терапия  — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Игротерапия  — вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развити и. Тематический план Коррекционн о- развивающих занятий С использованием арттерапии и психогимнастики 2 младшая группа( 3- 4 года) № Срок П роведе- ния Название занятия Цели, задачи Содержание 1 2 3 Сентябрь 1- 2 неделя 3 неделя 4 неделя Диагностика «Давайте познакомимся» «Моя семья » Знакомство с группой. Учить детей начинать занятие с приветствия. Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие речи и обогащение словарного запаса. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра с именами. 4 Игра «Замри». 5 Коллективное рисование. «Ладошки». 6 Упражнение «Какое у меня настроение». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассматривание картины «Семья». 4 Беседа «Моя семья». 5 Пальчиковая игра «Семья». 6 У пражнение « Какое у меня сегодня настроение ». 7 Ритуал прощания. 5 6 7 8 Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Всем советуем дружить» «Расти, репка на песке» « Белочкины запасы» «Пчелкины шалости » Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционально го напряжения. Развитие музыкальн о- творческих способностей детей, воображения. Воспитание дружелюбного отношения к друг другу. Развивать мелкую моторику рук, стабилизировать эмоциональное состояние детей, научить их прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии( самоанализа) ; способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации. Развитие в нимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Беседа о дружбе. 4 Игра «Найди пару». 5 Музыкальная игра «Ты беги, веселый бубен». 6 Рисование «Домик для друга». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра «Найди животных в песочнице». 4 Игра «Звери в домиках». 5 Вхождение в сказку «Репка». 6 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра «Узнай меня». 4 Пальчиковая игра « Белочкино дупло». 5 Игра «Вместе с белочкой». 6 Лепка «Запасы для белочки». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие 2 Разминка. 3 Упражнение «Пчелка и цветы». 4 Пальчиковая игра «Полосатая пчелка». 5 Игра «Танец пчелок». 6 Релаксационное упражнение «Цветная поляна». 7 Ритуал прощания. 9 10 11 12 Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «На лесной полянке» «Куклы » Игр а- занятие с сухим песком «Лягушонок и дети » Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания, речи. Обогащение словарного запаса. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение « Волшебная тропа ». 4 Пальчиковая игра « Вот ромашк а- краса… ». 5 Рисование «Ромашки». 6 У пражнение « Передай ромашку ». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение « Мяч для куклы ». 4 Пальчиковая игра « Стенка, стенка… ». 5 Лепка «Мячики ». 6 У пражнение « Веселый язычок ». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассматривание картинок «Следы». 4 Упражнение « Отпечатки на песке ». 5 Игра «Танец пчелок». 6 Релаксационное упражнение «Цветная поляна». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра «Лягушонок и дети ». 4 Па льчиковая игра. «Лягушонок ». 5 Психогимнастика «Поймай комарика ». 6 Релаксаци онное упражнение «Мы отдыхаем ». 7 Ритуал прощания. 13 14 15 16 Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Весел о- грустно» «Улыбайся солнышку» «В лесу у медвежонка» «Разноцветные шары» Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Снятие эмоционального напряжения. Установление эмоциональн о- позитивного контакта с дошкольниками. Формирование умений понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей. Развивать мелкую моторику рук, стабилизировать эмоциональное состояние детей, научить их прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения. Способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Веселая полянка». 4 Упражнение «Грустная полянка». 5 Психогимнастика «Животные» 6 Упражнение «Развесели животных». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассматривание картины. Беседа по картине. 4 Рисование « Солнце и облака » 5 Психогимнастика «Облака». 6 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение ». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Волшебная дорожка ». 4 Игра «Бурый медвежонок ». 5 Игра «Далек о- близко ». 6 Психогимнастика «Мишка ». 7 Игра «Мишка в лесу». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Разноцветные шары ». 4 Пальчиковая игра « Воздушный шарик ». 5 Рисование «Мыльные пузыри ». 6 Игра «Поймай мыльный пузырь». 7 Ритуал прощания. 17 18 19 20 Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя « Зимний лес » «Как мы выражаем свои чувства » «Игра с котенком» «Страх» Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания, речи. Обогащение словарного запаса. Снятие психоэмоционального напряжения. Учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позам, жестам. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Помочь детям понять причины возникновения страхов у детей. Снятие эмоционального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассматривание картины «Зимний лес ». 4 Психогимнастика «Пушистые снежинки ». 5 Рисование «Снежинки». 6 Упражнение «Какое у меня настроение». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассматривание картинок «Сказочные персонажи» Беседа 4 Упражнение «Эмоции ». 5 Танцевальная терапия. 6 Релаксац ионное упражнение «Мы отдыхаем ». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра «Найди котенка ». 4 Психогимнастика «Как котята » 5 Пальчиковая игра «Котята ». 6 Релаксаци онное упражнение «Котята спят ». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Беседа о страхах. 4 Рассматривание картинок. 5 Психогимнастика «Лисенок боится». 6 Игротренинг. 7 Ритуал прощания. 21 22 23 24 Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Игр а- занятие с сухим песком» «В гостях у ежика» «Разговор деревьев» «Маски эмоций» Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания, речи. Обогащение словарного запаса детей. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Развитие творческого воображения и фантазии, внимания, наблюдательности, памяти, мышления. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие эмоциональной сферы. Снятие психомышечного напряжения. Продолжать знакомить детей с различными эмоциональными состояниями. Учить выражать различные эмоции с помощью мимики и движениями тела. Развивать воображение и творческие способности. Снятие эмоционального напряжения. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра «Кто спрятался». 4 Упражнени е- игра «Необыкновенные следы». 5 Игра «Танец пчелок». 6 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Знакомство с ежиком ». 4 Упражнение «Улыбка ежика». 5 Самомассаж пальчиков. 6 Рисование «Ежик». 7 Релаксационное упражнение. 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Сказочный мир деревьев ». 4 Чтение рассказа Пришвина «Разговор деревьев ». 5 Рисование «Листики на дереве ». 6 Аромотерапия. 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Беседа об эмоциях. 4 Рассматривание картинок с различными эмоциональными состояниями. 5 Рисование «Маски ». 6 Психогимнастика «Покажи эмоцию ». 7 Ритуал прощания. 25 26 27 28 Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Сказка «Теремок» «Птичье гнездо» «Веселая обезьянка» «Мы любим цирк » Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Продолжать развивать умение при помощи жестов и движений изображать разных животных. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Формировать способность преодолевать трудности. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Вхождение в сказку( пальчиковый театр) . 4 Упражнение «Дорожки». 5 Игра «Лягушки, зайцы, лисы и медведи». 6 Упражнение «Печаль». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Прилетела утром птичка ». 4 Па льчиковая игра «Птички ». 5 Игра «Покорми птенца ». 6 Лепка «Зернышки для птиц». 7 Игра «Птичье гнездо». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Волшебный сундучок»( фототерапия) . 4 Па льчиковая игра «Обезьянки ». 5 Игра «Мы веселые мартышки ». 6 Игра «Узнай звук». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражн ение «Слон, пальма, крокодил ». 4 Игра «Прыжки на мяче ». 5 Игра «Отгадай загадку ». 6 Коллективное рисование «Разноцветные ладошки ». 7 Игра «Силачи». 8 Ритуал прощания. 29 30 31 3 2 Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Сказка «Колобок» «Игр а- занятие с сухим песком» «Сказка «Репка » «Море и дельфин» Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Продолжать развивать умение при помощи жестов и движений изображать разных животных. Развитие зрительного и тактильного восприятия. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие пространственных представлений. Развитие мышления, памяти, восприятия, внимания, речи. Обогащение словарного запаса детей. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Продолжать развивать умение при помощи жестов и движений изображать разных животных. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Вхождение в сказку( пальчиковый театр) . 4 Упражнение «Зайцы, медведи, лисы и волки». 5 Лепка «Колобки». 6 Игра «Волшебный мешочек». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение « Кто к нам приходил». 4 Упражнение «Песочные строители». 5 Игра «Раз, два, тр и- замри ». 6 Релаксаци онное упражнение «Волшебный цветок ». 7 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Вхождение в сказку( пальчиковый театр) . 4 Упражнение «Волшебный мешочек». 5 Упражнение «Собаки, кошки, мышки ». 6 Игра «Помоги другу ». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Шум моря ». 4 Па льчиковая игра « Дельфиненок в море плавал ». 5 Игра «Будь внимателен ». 6 Рисование «Море». 7 Релаксационное упражнение «Шум моря». 8 Ритуал прощания. 33 34 3 5 Май 1 неделя 2 неделя 3- 4 неделя «Сказочный мир » «Вместе весело играть» Диагностика Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Продолжать развивать умение при помощи жестов и движений изображать разных животных. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Передай мяч ». 4 Игра «Волшебные превращения». 5 Игра « Покажи животное ». 6 Танцевальная терапия. 7 Релаксационное упражнение «Звездное небо». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра «Отгадай». 4 Па льчиковая игра «Дом и ворота ». 5 Игра «Догони ». 6 Песенк а- игра «Соседи». 7 Релаксационное упражнение «Цвет оч ная поляна». 8 Ритуал прощания. Тематический план Коррекционн о- развивающих занятий С использованием арттерапии и психогимнастики Средняя группа № Срок проведения Название занятия Цели, задачи Содержание 1 2 3 Сентябрь 1- 2 неделя 3 неделя 4 неделя Диагностика «Давайте познакомимся» «Моя семья » Знакомство с группой. Учить детей начинать занятие с приветствия. Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие речи и обогащение словарного запаса. 1 Приветствие. 2 Разминка 3 Игра с именами. 4 Игра «Замри». 5 Коллективное рисование «Ладошки». 6 Упражнение «Какое у меня настроение». 7 Релаксационное упражнение «Волшебный цветок» 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассматривание картины «Семья». 4 Беседа «Моя семья». 5 Пальчиковая игра «Семья». 6 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 7 Релаксационное упражнение «Звездное небо». 8 Ритуал прощания. 4 5 6 7 Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Всем советуем дружить» «Погода и настроение » «Кто такой Я» « Психокоррек- ционная сказка «Облако и Облакуша » Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие музыкальн о- творческих способностей детей, воображения. Воспитание дружелюбного отношения к друг другу. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Помочь детям осознать какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода. Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие речи и обогащение словарного запаса. Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать сочувствие, сопереживание. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Беседа о дружбе. 4 Игра «Найди пару». 5 Музыкальная игра «Ты беги, веселый бубен». 6 Рисование «Домик для друга». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассматривание картин « Времена года», «Эмоции». 4 Беседа. 5 Рисование «Мое настроение». 6 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 7 Релаксационное упражнение «Звездное небо. » 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка 3 Упражнение «Какой ты». 4 Упражнение «Мое любимое занятие». 5 Рисование «Это Я». 6 Музыкальная игра «Танцуем». 7 Релаксационное упражнение «Мы отдыхаем». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Вхождение в сказку. Беседа. 4 Психогимнастические этюды. 5 Рисование « Облака». 6 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 7 Релаксационное упражнение «Волшебный цветок». 8 Ритуал прощания. 9 10 11 12 Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя «Я и другие» «С казка П ро ежика Витю » «Радужный мир» «Красная шапочка» Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие речи и обогащение словарного запаса. Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать сочувствие, сопереживание. Учить дошкольников при помощи жестов и движений изображать разных животных. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение « Мы такие разные». 4 Игра «Радио». 5 Рисование «Подарок для друга ». 6 Игра «Замри ». 7 Релаксационное упражнение «Мы отдыхаем». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Дорожки». 4 Вхождение в сказку. Беседа. 5 Игра «Зайцы, медведи, лисы и соловьи». 6 Упражнение «Кто больше соберет». 7 Упражнение «Настоящий друг». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Радуга». 4 Упражнение «Радуга». 5 Упражнение «Радужный мир» 6 Рисование «Радуги». 7 Релаксационное упражнение «Цветная поляна». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Красная шапочка». 4 Упражнение « Красный кружок ». 5 Упражнение « Настроение цвета ». 6 Рисование « Наряд для красной шапочки ». 7 Релаксационное упражнение « Волшебный цветок ». 8 Ритуал прощания. 13 14 15 16 Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя « Мы улыбаемся » « Оран жевая песенка » « Голубой вагон » « Прогулка в лес » Развивать мелкую моторику рук, стабилизировать эмоциональное состояние детей, научить их прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения. Способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Развивать умение при помощи жестов и движений изображать разных животных. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Передай мяч». 4 Игра «Волшебные превращения». 5 Спонтанное рисование. 6 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 7 Релаксационное упражнение « Мы отдыхаем ». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Оранжевый рассказ». 4 Игра «Слушай и повторяй». 5 Рисование «Оранжевое настроение». 6 Упражнение «Настроение цвета». 7 Релаксационное упражнение «Звездное небо». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Голубой вагон» 4 Игра «Путешественники». 5 Упражнение «Паровозик и незабудки». 6 Рисование «Незабудки». 7 Упражнение «Настроение цвета». 8 Ритуал прощания 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Дорожки». 4 Рассматривание картины «В зимнем лесу». Беседа. 5 Упражнение «Волки, зайцы, белки, ежи и сороки». 6 Игра «Замри». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Прощание. 17 18 19 20 Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя « Маски эмоций » « Желтое солнышко » « Сказка «Серое ухо» « Белые кораблики » Продолжать знакомить детей с различными эмоциональными состояниями. Учить выражать различные эмоции с помощью мимики и движениями тела. Развивать воображение и творческие способности. Снятие эмоционального напряжения. Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие речи и обогащение словарного запаса. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Беседа об эмоциях. 4 Рассматривание картинок с различными эмоциональными состояниями. 5 Рисование «Маски». 6 Психогимнастика «Покажи эмоцию». 7 Релаксационное упражнение «Мы отдыхаем». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Желтое солнышко». 4 Игра «Звуковое солнышко». 5 Пальчиковая игра «Солнышко». 6 Рисование «Солнышко лучистое »( выдувание из трубочек) . 7 Упражнение «Настроение цвета». 8 Ритуал прощания 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Волшебный мешочек». 4 Сказка «Серое ухо». 5 Упражнение «Сбор я год». 6 Игра «Филин и зайцы». 7 Игра «Попрыгунчики». 8 Упражнение «Настроение цвета». 9 Ритуал прощания 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Белые кораблики». 4 Оригами «Кораблик». 5 Упражнение «Парад корабликов ». 6 Игра «Море и кораблики». 7 Упражнение «Настроение цвета». 8 Ритуал прощания 21 22 23 24 Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя « Фиолетовый цветочек » «Зеленый кузнечик » « Коричневая черепашка » « Сказка «Смелый Гномик » Продолжать знакомить детей с различными эмоциональными состояниями. Учить выражать различные эмоции с помощью мимики и движениями тела. Развивать воображение и творческие способности. Снятие эмоционального напряжения. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие речи и обогащение словарного запаса. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Фиолетовый цветочек». 4 Лепка «Цветы». 5 Упражнение «Тайна фиолетового цветка». 6 Упражнение «Настроение цвета». 7 Релаксационное упражнение «Волшебный цветок». 8 Ритуал прощания 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Зеленый кузнечик». 4 Игра «В траве сидел кузнечик». 5 Рисование «Трава для кузнечика». 6 Упражнение «Настроение цвета». 7 Релаксационное упражнение «На лесной полянке». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Коричневая черепашка». 4 Игра «Коричневые черепашки». 5 Психогимнастика «Черепашки». 6 Лепка «Черепаха». 7 Упражнение «Настроение цвета». 8 Ритуал пр щания 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Волшебный мешочек». 4 Сказка «Смелый Гномик». 5 Упражнение «Незнакомое место или О й, боюсь». 6 Беседа с детьми о старости. 7 Игра «Клубочек». 8 Релаксационное упражнение «Мы отдыхаем». 9 Ритуал прощания 25 26 27 28 Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя « Сказка о Зайчике, который обиделся на маму » « Во дворце у Мудреца » « Мы любим цирк » « Сказка « Заюшкина избушка » Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие речи и обогащение словарного запаса. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Формировать способность преодолевать трудности. Установление эмоциональн о- положительного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие речи и обогащение словарного запаса. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Волшебный мешочек». 4 Сказка «О зайчике…». 5 Упражнение «Обида». 6 Игра «Зайчишки». 7 Игра «Бег с передышками». 8 Релаксационное упражнение « В лесу». 9 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра «Загадки Мудреца». 4 Игра «Передаем рисунок по кругу». 5 Коллективное рисование «Дворец Мудреца». 6 Игра «Ветер дует на …». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Прощание. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Слон, пальма, крокодил». 4 Игра «Прыжки на мяче». 5 Игра «Отгадай загадку». 6 Коллективное рисование. «Разноцветные ладошки». 7 Игра «Силачи». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Упражнение «Волшебный мешочек». 4 Сказка «О зайчике…». 5 Упражнение «Обида». 6 Игра «Зайчишки». 7 Игра «Бег с передышками». 8 Релаксационное упражнение « В лесу». 9 Ритуал прощания. 29 30 31 32 Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя « Синее море » « Общение без слов » « Сказка «Роза и Ромашка » « Розовые очки » Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Развивать доверительные отношения между детьми. Учить координировать свои усилия с действиями других участников группы. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Синее море ». 4 Игра « Море и дельфин ». 5 Рисование «Море ». 6 Игра «Волна». 7 Релаксационн ое упражнение «Шум моря ». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра «Воздушный шарик». 4 Упражнение «Гусеница». 5 Упражнение «Волшебная дудочка». 6 Игра «Ту х- тиби- дух». 7 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Сказка « Роза и Ромашка ». 4 Упражнение «Аромат розы ». 5 Упражнение «Цветы распускаются ». 6 Рисование «Бабочка на цветке »( кляксография) . 7 Упражнение «Бабочки». Релаксационное упражнение « Цветочная поляна ». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Рассказ «Розовые очки». 4 Пальчиковая игра «Очки». 5 Упражнение «Розовые предметы». 6 Рисование «Розовые ладошки». 7 Упражнение «Поделись с другом». 8 Упражнение «Какое у меня сегодня настроение». 9 Ритуал прощания. 33 34 3 5 Май 1 неделя 2 неделя 3- 4 неделя « Разноцветный рассказ » « У нас сегодня праздник » Диагностика Развитие внимания, речи, мышления, памяти. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения; воспитание навыков сотрудничества. Развивать доверительные отношения между детьми. Учить координировать свои усилия с действиями других участников группы. Развитие общей и мелкой моторики, наблюдательности; игровых навыков, произвольного поведения; снятие эмоционального и мышечного напряжения. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 «Разноцветный рассказ». 4 Упражнение «Разноцветная радость». 5 Упражнение «Дружная парочка». 6 Рисование «Р азноцветные улыбки ». 7 Релаксационное упражнение «Волшебный фонтан». 8 Ритуал прощания. 1 Приветствие. 2 Разминка. 3 Игра «Угадай слово». 4 Упражнение «Да, не т- не говори». 5 Упражнение «Лотерея». 6 Игра «Близнецы». 7 Релаксационное упражнение «Звездное небо. 8 Ритуал прощания. Используемая литература. 1. Л. Д. Постоевой, Л. А. Мартыненко «Играй, слушай, познавай! » Программа психолог о- логопедических занятий для детей 3- 4 лет; Творческий центр Сфера, СБб: Речь, 2010 г. 2. Е. В. Свистуновой «Разноцветное детство», Москва: Форум, 2012 г.

Оставить комментарий: