a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение из опыта работы «Нетрадиционные Монтессори – материалы и пособия для детей раннего возраста»

Автор: Ревусова Людмила Петровна Опубликовано: 2016-01-17 17:24:21

Документы для скачивания

« Нетрадиционные Монтессори – материалы и пособия для детей раннего возраста » С ообщение из опыта работы Ревусовой Л. П. , воспит ателя МАДОУ ДС №5 «Росток » С енсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, сенсорное воспитание выступает как исходное звено умственного воспитания. О сновная задача сенсорного воспитания заключается в создании основы умственного развития. В качестве других важных задач сенсорного воспитания можно выделить формирование сенсорных основ музыкальной деятельности, изобразительной деятельности и т. п. В этом случае сенсорное воспитание выступает также как составная часть эстетического воспитания. Сенсорное развитие включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства и др. Развитие ребёнка до 3 лет — это особый период становления органов и систем, и, прежде всего функций мозга. К 3 годам мозг достигает 80% взрослого потенциала. Именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я сам», соотношения себя и мира. При организации образовательного процесса, подборе игр учитыва ю особенности психической сферы у детей раннего возраста и ориентиру юсь на реальный уровень развития ребёнка. Для этого созда ю специально подготовленную культурную развивающую среду, основанную на системе саморазвития ребенка по методике М. Монтессори. Эта среда позволяет ребенку в собственном темпе и ритме, безболезненно, развивать сенсорную деятельность, психические процессы и познавательные способности. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное — это отсутствие равнодушия, она не покрывается архивной пылью. Педагогика Монтессори продолжает привлекать все больше педагогов, детей и родителей. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную систему, в мировом опыте еще не было. Основная цель методики М. Монтессори  заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики: Индивидуальная программа обучения; Максимальная свобода ребенка; Минимальное вмешательство в деятельность ребенка Для реализации методики М. Монтессори необходимо организовать пространство таким образом, чтобы попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно. Монтессори- воспитатель «Помоги мне сделать это самому». По убеждению М. Монтессори каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него. Этот принцип реализуют Монтессори- воспитатели, которые призваны создавать условия для эффективных занятий и обеспечивать максимальную свободу ребенка. А также способствовать проявлению и поддерживать интерес малыша к окружающему миру и активной деятельности. Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: конструированием, рисованием, математикой или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом воспитатель выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Монтессори- воспитатель вправе вмешаться и помочь ребенку лишь в том случае, когда малыш не может выбрать себе материал или не знает, что делать с ним. И даже в этом случае воспитатель не делает ничего за ребенка, он лишь объясняет суть и делает мини презентацию. Слайд 1 Тема презентации Слайд 2 Важность Монтессори- материалов огромна, занимаясь с ними, ребенок учится, не замечая этого, учится легко, играя. С помощью Монтессори- материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений, получает практические навыки самообслуживания. Кроме того, в процессе освоения материалов ребенок: учится ставить цели и достигать их; приобретает практические навыки решения различных задач; действует путем проб и ошибок, что способствует развитию умения нахождения собственных ошибок и исправления их. С помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине, расположении предметов в пространстве. Работая с материалами, разными по форме, фактуре, поверхности( камешки, крупа, орехи, шишки, фольга, и т. д. ) у детей развивается мелкая моторика. Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на различные анализаторы. В этом нам помогают шнуровки, сухие бассейны, прищепки, пробки и пр. Слайд 3 Использование сухих пальчиковых бассейнов с разными наполнителями повыша ют интерес к занятию, массирует руку малыша, развива ют его тактильные ощущения. Игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка. Насыпьте в большую миску много крупы( пробки, шишки и пр. ) . На дне «бассейна» спрячьте игрушки из киндер – сюрпризов. Предложите ребёнку опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» наполнитель, затем найти и достать игрушки. Слайд 4 Игры с пуговицами помогают развивать мелкую моторику, знакомиться с такими понятиями, как «величина», «цвет», «пространственное расположение», координацию движений и  творческую фантазию. Рисование пуговицами. Нужно взять пуговицы разного размера и цвета. Нарисовать схему и выложить на ней рисунок. Сначала малышу трудно, пуговицы разъезжаются в разные стороны. Поэтому, первое время,   пуговицы для игры необходимо брать большие, бумагу для схемы с шероховатой поверхностью, а схемы рисовать толстым фломастером, чтобы контур был ярким и широким. Каждую схему нужно проработать несколько раз — в течение нескольких дней: сначала объясняя и помогая малышу, потом, давая ему свободу и наблюдая, как он работает самостоятельно. Пересыпание пуговиц. В большую ёмкость ссыпаются пуговицы разного цвета и размера. Ребёнку предлагается мерной ложкой насыпать пуговицы в кружки( закрепление умения правильно держать ложку тремя пальцами правой руки) , а затем пересыпать пуговицы из кружки в большую ёмкость( развитие предпосылок переливания жидкости) . Сортировка пуговиц по величине и цвету. На поднос высыпаются пуговицы разного цвета и размера. У ребёнка 2 кружки( или коробочки, тарелки и пр. ) разного размера и одного цвета. Предлагается в большую кружку выбрать большие пуговицы, в маленькую – маленькие( закрепляется понятие «величина») . В другом случае ребёнку предлагаются 2 – 3 тарелочки разного цвета. Необходимо выбрать и положить в тарелочку того или иного цвета пуговицы тем же цветом( закрепляется понятие «цвет») . Игры с пуговицами  требуют большой концентрации внимания, поэтому необходимо, чтобы ребенок сначала  выполнил задание, а потом поиграл в свое удовольствие. Если сделать наоборот, то малыш откажется выполнять задание. Слайд 5 Крышки. Они могут отличаться цветом, либо рисунком на дне крышки. В корзинку собираются по две крышки каждого вида. Необходимо найти пару. Взрослый четко показывает ребенку, как это лучше делать. Выкладывается вертикальный ряд крышек с разным рисунком( цветом) и, беря по одной из корзинки, необходимо найти пару. Пересыпание и просеивание крупы способствует развитию мускульной координации, умение аккуратно пересыпать, обретение уверенности в своих силах. Взрослому необходимо показать все предметы на столе и назовите их и действия с ними( «кружка», «миска», «пересыпать», «просеять» и т. д. ) . Взрослый показывает ребёнку все действия и теперь пусть ребенок работает сам. Когда малыш достигнет совершенства в пересыпании крупы, можно переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому налить себе молока или сока.   Слайд 6 Игры с тренажёрами- застёжками. Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки и пр. На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, крючки и петли, застежки из ремешков, застежки- " липучки" . Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.   Слайд 7 Игры с прищепками помогают ребёнку знакомиться с такими понятиями, как «величина», «цвет», «пространственное расположение» способствуют развитию мелкой моторики, внимания, воображения. Для занятий необходимо сделать трафареты из цветной бумаги или картона, на которые будем прицеплять прищепки. Это может быть солнышко( желтый или красный круг, с лучиками- прищепками) , елка( будем вешать новогодние игрушки) , фигурку животного( сделаем лапки, ушки, хвостик) . Желательно трафареты заламинировать. Более слабые прищепки дети прикрепляют на пальцы, тем самым массируя кончики пальцев. Слайд 8 Упражнения с пробками. Манипуляции с пробками способствуют развитию мелкой моторики, наблюдательности, закреплению понятий «величина», «цвет», «пространственное расположение». Игра состоит из подставки со стержнями к пробкам и самих пробок разного цвета и размера.   Ребёнку предлагается открутить все пробки, а затем закрутить их на место, подбирая по размеру и цвету. Детям предлагается рассортировать пробки по цвету, создать рисунок из пробок. При этом тренируется координация движений, повышается подвижность пальцев. Дети постарше могут с помощью пробок изучить понятия «больше- меньше, такой же – разные», научиться группировать предметы по различным признакам. Слайд 9 Тактильная доска. Тренажёр запоров и замков. В своей практике использу ю элементы игр и занятий методики Марии Монтессори — педагогики, позволяющей ребенку развиваться в собственном темпе, соответственно своим способностям. Главная задача системной работы включает: - актуальное движение ребенка в развитии; - косвенная подготовка к дальнейшему обучению. Монтессори – материал упрощен и приближен к нашим возможностям. Материал — это то, что можно потрогать, поэкспериментировать. Давно замечено, что детей больше интересуют не игрушки, а бытовые предметы: прищепки, тарелочки, баночки, крупы, которые мы и используем в своих занятиях. В своей работе используем упражнения практической жизни, которые включают в себя переливание, пересыпание, сортировку материала — все, что развивает движение руки. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или, в крайнем случае, помощника, мы как бы передаём всю активность ребенку. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем. Основной принцип в работе с детьми: ребенок должен прийти к пониманию явления сам. Данный принцип доносим до родителей наших малышей, т. к. система Монтессори ставит в центр деятельности ребёнка, а семья – это самая важная составляющая развития ребёнка. Плодотворное взаимодействие педагогов и родителей нашей группы строится на желании: — понять ребенка и его индивидуальные особенности для дальнейшего развития; — строить отношения любви и доверия между членами семьи. Именно в дошкольном детстве на каждом этапе развития основную микросреду для ребенка составляют семья и детский сад, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для развития детей. Сотрудни чество с родителями осуществляю при помощи разных форм и методов по различным темам( «Преимущества системы Монтессори », «Сделать за ребёнка или помочь ему? », «Счастливый ребёнок – самостоятельный ребёнок», «Помоги мне это сделать самому! ») , что позволяет повысить социальную компетентность и педагогическую культуру родителей воспитанников. Использовани е элементов системы Монтессори отвечает требованиям времени при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты( ФГОС) и даёт возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного образования. Сходство методики Монтессори с Программой детского сада состоит в способах взаимодействия воспитателя с детьми, в способах подачи материала, в выборе основных развивающих материалов, в дисциплинарных акцентах во время организации деятельности и т. д.

Оставить комментарий: