a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок по истории Древнего мира 5 класс по теме "Вторая война Рима с Карфагеном"

Автор: Трубилина Светлана Николаевна Опубликовано: 2016-01-18 15:28:20

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема: «Вторая война Рима с Карфагеном «218- 201 гг. до н. э. ». Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока: выявить причины, характер, особенности, последствия войны Рима с Карфагеном. Задачи: образовательная: изучить причину, характер и ход второй Пунической войны, показать её захватнический характер как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена воспитательная: воспитание таких личностных качеств, как смелость, храбрость, смекалка( на примере полководца Ганнибала) . развивающая: развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации, делать выводы и обобщения, развивать речевые способности. Планируемые результаты: Личностные: ( личностные УУД) - формирование историко- географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Метапредметные: ( познавательные( в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ- компетентности) , регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. Предметные: ( знания, умения, представления) - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. Учащиеся должны изучить: Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. Используемые технологии: работа в группах, обучение в сотрудничестве, ИКТ Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная. Средства обучения: Компьютер и мультимедийный проектор, экран, карта" Вторая Пуническая война" , презентация «Вторая война Рима с Карфагеном» Этапы Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность обучающегося Формируемые УУД Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, разделение класса на 2 группы, рассаживаются за 2 столами. Группа №1- карфагеняне, группа №2- римляне. Ученики приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, дневников и т. д. Регулятивные: способность сознательно организовывать и регулир овать свою учебную деятельность Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, оценка действий партнера, умение с точностью выражать свои мысли Этап мотивации( самоопределения) к учебной деятельности «Включение» в учебную деятельность Настраивает ребят на активную работу на уроке: - Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошёл на преступление в 365г. до н. э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. А ещё как можно прославиться? Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос. Высказывают своё мнение, слушают своих одноклассников Личностные: осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. Познавательные: ализировать( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до казывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне Этап актуализации и пробного учебного действия Актуализация опорных знаний и способов действий Проверяет домашнее задание: - фронтальная работа: у читель называет событие, учащиеся должны поднять карточку с соответствующей датой( слайд №1) - термины на слайде №2, дать определение этому термину учащиеся слушают учителя и поднимают карточку с соответствующей датой вспомнить значение данного исторического термина и дать максимально точное определение значения Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоить; осознание качества и уровня усвоения Этап выявления места и причины затруднения Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей Учитель озвучивает проблему: Почему Ганнибал, не проиграв на территории Италии ни одного сражения, не смог завоевать Италию? Слушают и осмысливают проблемную ситуацию Определяют место затруднения, определяют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации Совместно с детьми составляет и утверждает план работы Каждой группе, объясняет с чьей позиции будут разбирать ведение войны. Определяют каким цветом на карте обозначено движение их армии Перечисляет, что по теме должны знать и уметь учащиеся Совместно с учителем составляют план работы Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно- следственных связей Коммуникативные: излагать своё мнение( в монологе, диалоге) , аргументируя его, под тверждая фактами Этап усвоения новых знаний( этап проверки понимания учащимися нового материала) . Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, По ходу подготовки и ведения войны учитель поочерёдно задаёт группам вопросы, соответствующие их «принадлежности к воюющей стороне»( Слайд №4+ карта в учебнике) Вопрос 1- карфагенянам: Объясните почему вы выбрали столь трудный и долгий путь к Риму? Вопрос №2- римлянам: Что предпринимаете вы, зная о начавшемся походе врага? Вопрос №3- карфагенянам: С какими трудностями столкнулись в этом походе? Вопрос №4- римлянам: Как вы думаете в чём заключался план Ганнибала? Вопрос №5- карфагенянам: Судя по карте, объясните замысел вашего полководца. Почему прошли мимо столицы врага? Вопрос №6- римлянам: Как вы воспользовались, тем, что враг миновал ваш главный город? Слайд №5- информационная справка учителя о состоянии войск, главнокомандующих перед битвой при Каннах Вопрос №7- карфагенянам: Предположите, почему именно так Ганнибал построил вашу армию? ( слайд №6) Вопрос №8- римлянам: Предположите, как ваши полководцы предполагали ход битвы? ( слайд №6) Дальнейшее пояснение учителя о ходе сражения. Внимательно слушают вопрос учителя, выдвигают и обсуждают различные версии, проводят исследования и приходят к единому мнению которое озвучивают учителю и группе «противника». Противоборствующая сторона так же обсуждает и выдает свою версию Коммуникативные: организовывать работу в группе( самостоятельно определять роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью, наход ить и исправлять ошибки Познавательные: анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснован ные рассуждения- на простом и сложном уровне Этап закрепления с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися нового спос оба действия при решении поставленных зад ач, включение в групповую деятельность Слушает выступления по плану: - что должны были сделать- полученные результаты- предварительные выводы Выступают по заранее обговоренному алгоритму( плану) Отвечают на вопросы учителя Познавательные: поиск и выделение информации, установление причинно- следственных связей Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено работать в группе, сверяясь с целью Коммуникативные: излагать своё мнение( в монологе, диалоге) , аргументируя его, под тверждая фактами. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Помогает обобщить данные и сформулировать выводы, Оценивает деятельность на уроке в соответствии со своими записями и мнением учащихся Предлагает разноуровневое домашнее задание с элементами выбора, творчества: - необходимый уровень: § 47, вопросы к теме, контурная карта- повышенный уровень: изготовить макет осадных орудий римлян Обобщают изученное Коммуникативные: оценка действий партнера, умение с точностью выражать свои мысли Личностные: самоопределение, формулирование своего понимания, высказывание свей позиции, видение, оценка факта относительно своего видения Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, умение анализировать и обобщать факты; перенос знаний в новые условия, творческое применение умений Литература: 1. Арасланова О. А. , Соловьев К. А. Универсальные поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. – 3- е изд. , перераб. И доп. – М. : ВАКО 2007. 2. Вигасин А. А. , Годер Г. И. История древнего мира. М. : Просвещение 2015. 3. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира. М. , 1984 Интернет- ресурсы: 1. Интернет библиотека[ Электронный ресурс] Режим доступа: Http: / / www. xliby. ru/ 2. Мир и история[ Электронный ресурс] Режим доступа: Http: / / mir- i- istoriya. ucoz. ru/ 3. Муз Лит[ Электронный ресурс] Режим доступа: Http: / / muzlit. com/ 4. Яндекс. Словари[ Электронный ресурс] Режим доступа: Http: / / m. slovari. yandex/

Оставить комментарий: