a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

классный час

Опубликовано: 2016-01-19 20:35:23

 

Классный час:

" Права и обязанности детей"

 

 

 

Учитель: Коровкина С.Н.

Для учащихся 1- 2 класса

 

2015 год

 

 

Цель:

закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;

обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;

формировать уважительное отношение друг к другу.

Задачи:

формировать у учащихся представления об их правах и обязанностях;

формирование и условие правовой культуры человека;

воспитание высоких нравственных качеств личности;

формирование личности.

 

Ход занятия

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Сценка «Игра».

(Показывают дети)

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Кирилл : Давайте поиграем в войну!

Даниил: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Кирилл , полицейским. А ты, Максим, будешь бандитом.

Максим: А я не хочу.

Даниил: Чего не хочешь?

Максим: Играть в войну.

Кирилл: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Максим: Я не хочу.

Даниил: Захочешь.

Максим: Что же вы меня заставите?

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(Дети садятся на места)

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Кирилл и Даниил? Почему они не правы? Прав ли Максим?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

– Может, кто догадался о теме нашего разговора?

 

Сегодня мы и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности.

Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; 2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:

— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.

К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России и Беларуси же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. В Казахстане дети росли в аулах, их забирали родственники. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка. Наша страна – Республика Казахстан признала Конвенцию и, выполняя те требования, которые в ней записаны, приняла свой Закон « О правах ребёнка».

Давайте еще раз вспомним, почему возникла необходимость создания такого документа?

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.

 

 

Во Всеобщей декларации прав человека говорится: «Права человека являются основой человеческого существования… Права человека являются всеобщими, неделимыми… Именно права человека делают нас людьми…»

      Права человека - это законы, правила, без которых человек не может существовать?

      Обязанности - человеческая деятельность, то есть выполнение этих законов, подчинение им.

- Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя. (Дети приводят примеры из жизни)

- Ребенок-это человек. А каждый человек имеет право на жизнь и развитие:

а) любить свою Родину, свой родной край;

б) гордиться своей Родиной;

в) уважать старших, своих родителей, друг друга;

г) анализировать свои поступки и поступки окружающих;

д) имеет право высказывать свое мнение и отстаивать его;

е) участвовать в общественной жизни своей страны, города, села, школы.

-А для этого нужны хорошие знания.

Значит, ваша обязанность - хорошо учиться.    (Обмен мнениями)

- Каждый человек имеет

право на образование (дошкольное, начальное, основное, среднее, высшее);

право на труд (дети - учатся, взрослые работают);

право на отдых (у детей-каникулы, у взрослых-отпуск; а когда взрослые достигают определенного возраста-они имеют право уйти на заслуженный отдых-пенсию)

(Дети приводят примеры из своих семей)

-Каждый ребенок, как и любой взрослый человек, имеет право на доступ к средствам массовой информации (газетам, журналам, телевидению, компьютеру и т. д).

- Какими средствами информации вы чаще всего пользуетесь? (Дети приводят примеры из жизни)

- Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Каждый школьник имеет право на участие в работе Совета школы или класса, выбирать в органы ученического самоуправления и быть избранным. (Ребята приводят примеры, как проходили выборы в классе)

- Каждый ребенок имеет право на родительскую заботу (то есть родители обязаны воспитывать, защищать своих детей, защищать их права и интересы)

- Все люди очень не похожи друг на друга, у них разные характеры, способности, внешность, поведение…

-А какие вы? (Обмен мнениями учащихся)

 

  1.  к сказке Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека.

Давайте вспомним сказку А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»

Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию?

Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.

Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино, принадлежащего ему имущества.

 

  1. (на доске развешаны фразы из сказок и статьи декларации прав)

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. Ст.4.)

Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права  На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.  Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,  Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым. Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.  Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

 

  1. :

 

1)     -Никита, ты уже который день не можешь выучить стихотворение!

-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

 

-Кто прав?

-Почему Никита должен был выучить стих?

 

 

2) -Лера, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

- Кристина, ты не имеешь права эксплуатировать человека.

 

 -Кто прав? О чём забыли ребята? (об обязанностях)

 

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;

· Прилежно учиться;

· Иметь аккуратный вид;

· Соблюдать правила техники безопасности;

· Беречь школьное здание, оборудование;

· Придерживаться общепринятых правил поведения;

· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

 

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)

Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

 

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

 

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

 

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

 

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

 

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

 

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

 

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

 

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

 

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

 

-Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

 

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!

Будьте бдительны!

Права свои знайте,

А обязанности не забывайте!

 

В Конвенции каждый найдёт

На вопрос ответ: Помни!

Ребёнком считают того,

Кто не достиг восемнадцати лет.

 

Сколько бы ни было

В мире детишек.

Черных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

 

Богатство твоей страны – это ТЫ!

Должен любой президент понимать:

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать.

 

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

 

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

 

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб Я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно знать!

 

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

 

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Все: Он на свете не один!

 

 

 

Оставить комментарий: