Педагогический проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»

Опубликовано: 03:32:57 20-01-2016

Автор: Куликова Любовь Владимировна

Актуальность.

 

     Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.

   Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого -изобразительная деятельность ребёнка.

Именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

Необходимость создания проекта:

  • Приоритетное   направление д/сада «Художественно-эстетическое развитие»;
  • Запрос родителей в результате мониторинга «Потребность в дополнительных услугах»;
  • В результате диагностики изобразительных умений детей с пластилином выявилась необходимость в дополнительной работе;
  • В связи с необходимостью подготовки руки к письму детей 5-6 лет, появилась необходимость развивать и тренировать мелкую моторику, такой вид деятельности как пластилинография дает хороший результат;
  • Изобразительная деятельность-это такой вид деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданное кем-то, а это так необходимо в современном мире.

 

     Учитывая важность проблемы по развитию художественно-творческих способностей детей, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилинография» - основной идеей которого является рисование картин пластилином.  Пластилинография – это один из сравнительно новый жанр (вид) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых картин, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Занятия детей  по пластилинографии реализуют основные структурные единицы в рамках соответствующих ФГОС образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно-прикладным искусством), «Социально-коммуникативное развитие» (формирование умения общаться и взаимодействовать с взрослым и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к различным видам труда и творчества; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий), «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности) – и направлены на формирование навыков продуктивной деятельности и творческой активности каждого ребенка в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.                                                       

   Цель проекта:  создать условия для развития у детей художественного вкуса и творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.

 

    Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания вобласти изобразительной деятельности, умения и навыки, развивать у них творческую активность, желание рисовать, развивать художественно-творческие способности;
  • Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
  • Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения;
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
  • Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;

 

Основные участники реализации проекта:

 

воспитанники дошкольной образовательной организации;

педагогический коллектив ДОО;

родители (законные представители) детей, посещающих ДОО.

 

                                    Нормативно-правовая и документальная основа:

- Конституция РФ;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон РФ «Об образовании»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- ФГОС ДО. Приказ МОиНРФ № 155 от17.10. 2013 

 

Используемые формы организации процесса:

  • тематические занятия;
  • дидактические игры;
  • творческие занятия;
  • игровые занятия;
  • выставки детских работ;
  • воспитательные мероп­риятия, праздники, тематичес­кие беседы;
  • экскурсии в природу (цель: наблюдение за сезонны­ми изменениями, сбор при­родного материала).

 

 Ожидаемые результаты:

 

  1. игрушки и картины.
  2. Выработают усидчи­вость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

 8. Получат навыки совмес­тной работы.

 

 Способ проверки результатов.

Способом проверки знаний и умений детей является диагностическая карта

развития детей в изобразительной деятельности.

 

Формы подведения итогов реализации проекта.

-контрольно-диагностические: беседа, диалог, наблюдения, игровые упражнения;

-познавательно – досуговые : дидактические игры, развлечения;

-субъективные и научно-исследовательские: опыты, исследования, практические действия.

 

Принципы реализации проекта

Настоящий проект систематизировал знания по работе с пластилином,

ос­новываясь на общедидактичес­ких  ПРИНЦИПАХ:

ü    наглядности;

ü    доступности;

ü  последовательности от простого к сложному;

ü    научности и достоверности.

Особое внимание направ­лено на:

  • взаимосвязь художествен­ного и эстетического воспри­ятия с собственной творческой деятельностью детей.

 

Психологическое обеспечение реализации проекта:

-создание доброжелательной атмосферы к окружающим;

-воспитание начала культурного общения.

 Методы и приёмы, используемые в процессе реализации проекта:

  • словесные  (беседа, рас­сказ, инструктаж);
  • наглядные  (демонстра­ция, показ образцов, схем, ил­люстраций);
  • практические (конкрет­ные трудовые задания и уп­ражнения);
  • репродуктивные (получе­ние детьми знаний и способов деятельности по аналогии (об­разцу);
  • проблемно- поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);
  •     методы работы под руко­водством педагога.

 

Структура занятия:

  1. беседа;
  2. самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
  3. дидактические игры;
  4. изготовление картины;
  5. релаксация;
  6. анализ работы.

 Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • поощрение и создание ситуации успеха на занятиях;
  • познавательные игры;
  • игры-соревнования;
  • конкурсы;

• выставки творческих ра­бот.

 

Форма контроля

  • наблюдение за деятельностью ребёнка;
  • практические задания;

• самостоятельные твор­ческие работы;

  • самоконтроль.

В ходезанятий использует­ся различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские пе­сенки, разнообразный ил­люстративный материал, на­глядные пособия  и др.). Сами за­нятия часто проводятся в игро­вой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фан­тазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.

 

Условия реализации проекта:  

• Заинтересованность де­тей содержанием проекта и его конечным результатом.

• Организация процесса обучения в интересной доступ­ной форме.

  • Наглядность обучения.
  • Наличие инструментов и материалов для работы.
  • Наличие помещения, со­ответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требо­ваниям.

• Мебель по росту детей.

 

Современные образовательные технологии:

 

-       технология личностно-ориентированного взаимодействия пе­дагога с детьми,

-       игровые технологии,

-       информационно-ком­муникативные технологии,

-       здоровьесберегающие педагогические технологии.

 

Название технологии

Задачи

Формы организации

Личностно-ориентированные технологии

  • Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОО.
  • Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
  • Приоритет личностных отношений.
  • Индивидуальный подход к воспитанникам, сотрудникам ДОО.
  • Игры, занятия, спортивные досуги.
  • Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
  • Упражнения, игры, гимнастики, массаж.
  • Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
 

Игровые технологии

-Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.

-Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребёнку

понять самого себя.

 

 

 

 

-Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-группы игр на обобщение предметов по определенным признака группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

 

Информационно-

ком­муникативные технологии

-Идти в ногу со временем,

-стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

-наставником в выборе  компьютерных программ,  

-сформировать основы информационной культуры его личности,

-повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.    

 

    Использование современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Здоровьесберегающие технологии

  • Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства.
  • Формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, сотрудников, родителей..
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для глаз.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Музыкально-дыхательные тренинги.
  • Динамические паузы.
  • Релаксация.
  • Сказкотерапия.
  • Двигательная терапия.
  • Музыкотерапия.

 

 

                                 Этапы реализации педагогического проекта:

Организационный: изучение современных программ и технологий; анализ нормативно-правовой, организационно- методической, материально–технической базы; разработка комплексно–тематического планирования; первичный  мониторинг

Основной: план-график выполнения запланированных мероприятий

Заключительный:  выставка детских работ.

 

                 Учебно-тематическое планирование и содержание проекта.

 

№ п/п

Содержание работы

Количество часов

 

Занятия по обучению детей рисованию пластилином  (мазками)

8 час.

 

Занятия по обучению детей рисованию пластилиновыми «веревочками»

6 час.

 

 Занятия по обучению детей заполнения фрагментов картинки пластилиновыми шариками

4 час.

 

 Занятия по обучению детей лепке объемных  и полуобъемных предметов

12 час.

              Итого:

           30 час.

 

 

                          Содержание  образовательной деятельности.

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Октябрь

1,2

«Яблоки поспели»

1.Развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности.

  1. Подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета.
  2. Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  3. Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

Октябрь

3,4

«Чудо-плоды»

  1. Сформировать у детей обобщенное представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки.
  2. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.
  3. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы.
  4. Развивать мелкую моторику рук.

 

Ноябрь

1,2

«Консервированные фрукты»

  1. Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях.
  2. Развивать композиционные умения. Равномерно располагать предметы по всему силуэту.
  3. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей фруктов.
  4. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания.

 

 

Ноябрь

3,4

«Червячок в яблочке»

  1. Способствовать пониманию детей связи между  средой обитания и конкретных живых существ.
  2. Закреплять умения работать пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах.
  3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
  4. Развивать творческое воображение детей, учить их внимательно всматриваться в окружающий мир.

 

 

Декабрь

1,2

«Пингвины на льдине»

  1. Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами.
  2. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

 3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную форму (хвост).

  1. Развивать чувство формы и композиции.

 

Декабрь

3,4

«Рыбки в аквариуме»

 1. Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

 2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.

 3. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

 4. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям.

 

Январь

3,4

«Золотая рыбка»

 1. Формировать элементарное восприятие художественного слова и искусства.

 2. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме.

 3. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала.

 4. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

 

Февраль

1,2

«Ежик»

 1. Развивать у детей познавательный интерес к природе, представления о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.

 2. Расширить познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать.

 3. Закрепить навыки работы с пластилином: создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта.

 4. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.

 

Февраль

3,4

«Кактус в горшочке»

 1. Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания.

 2. Развивать практические умения и навыки детей при создании образа посредством пластилинографии.

 3. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

 4. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

 

 

Март

1,2

«Букет для мамы»

 1. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.

 2. Развиватьумение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.

 3. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

 4. Формировать композиционные навыки.

 

Март

3,4

«Душистый снег»

 1. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

 2. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.

 3. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание. Сплющивание, сглаживание.

 4. Развивать мелкую моторику рук.

 

Апрель

1,2

«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»

 1. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.

 2. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.

 3. Развивать пространственные представления, композиционные навыки.

 4. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

 

Апрель

3,4

«Радуга-дуга»

 

 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

 2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

  1. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

 4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

 

Май

1,2

 «Полевые цветы»

 1. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

 2. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности. Используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином.

 3. Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.

 4. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнения в рисунок по теме работы.

 

Май

3,4

«Бабочки»

 1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.

 2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

 3.Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

 4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

 

Всего занятий:

В месяц – 4;

в год – 30

                                              

 

 

 

                                                                                                                   

                                                                                                                                             

 

 

 

Таблица оценки результативности работ детей (начало, конец года).

Фамилия, имя ребенка

Технические навыки

Проявление творчества в декоре

Развитие мелкой моторики

Проявление аккуратности и трудолюбия

Раскат.

Сплющ.

Размаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Диагностика уровня

развития  художественно -  творческих  способностей.

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Творческая активность

Повышенный интерес, творческая активность

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна,

оригинальность

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета,

формы)

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная

умелость

Хорошо развита моторика рук, аккуратность. 

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостоятельность

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

               

 

                                 Учебно-методическая литература.

 

   1.Давыдова Г.Н. "Пластилинография",изд."Скрипторий2003",2008г.

 

   2.Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду", изд.".Карапуз"             М.2009.\

   3.Московка О.С. "Я леплю из пластилина", изд."Карапуз",М. 2013г.

 

  4.Ткаченко Т .Б. ,Стародуб К.И."Уроки лепки из пластилина", изд."Феникс", 2012г.

                              

 5.Шкицкая И.О. "Аппликация  из пластилина",изд."Феникс,Ростов-на-Дону,2010 г.

 

    2.Internet- ресурсы.

                                                        Список литературы:

  1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
  6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на –Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
  8. Фролова Г. А. Физкультминутка. Дмитров: Издат. Дом «Карапуз», 1998.

 

 

 

Комментарии:

Майчачак
написано 31 октября 2016 в 18:44:05
1
Очень понравилась тема. хочу попробовать с детьми порабтать

Ответить

Вера
написано 26 февраля 2017 в 12:16:14
1
Интересно, попробую применить в своей работе

Ответить

Конончук Нина
написано 31 марта 2018 в 08:03:03
0
Спасибо очень понравилось. Я в этом году тоже занималась кружковой деятельностью по этой теме, дети с удовольствием выполняют работы.

Ответить

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: