a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа кружка по нетрадиционным техникам изодеятельности "Веселая акварелька"

Опубликовано: 2016-01-21 11:13:27

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида п. Приисковый Программа кружка по нетрадиционным техникам изодеятельности «ВЕСЁЛАЯ АКВАРЕЛЬКА»( срок реализации 1 год) Возраст детей с 5 до 6 лет Руководитель: Савельева Виктория Константиновна, воспитатель средне- старшей группы п. Приисковый, 2015 г. «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский Пояснительная записка Дошкольное детство- очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно- продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Чем же хороши нетрадиционные техники изобразительной деятельности? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобраз ительной деятельности( рисования, лепки, аппликации) ; в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов( «рисование пластилином», коллаж, набрызг и др. ) . Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить- внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изо деятельности стимулируе т положительную мотивацию у ребенка, вызывае т радостное настроение, не утомляет. Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам изобразительной деятельности активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально- положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества. Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. Задачи: * Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования( пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т. д. ) * Обучать основам создания художественных образов. * Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации. * Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках. * Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д. * Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе. Организация занятий кружка: Одно занятие в неделю по 25 минут с октября по май. Формы подведения итогов в конце года  реализации дополнительной образовательной программы: - Проведение выставок детских работ- Проведение открытого мероприятия- Проведение мастер- класса среди педагогов Ожидаемый результат П осредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения  детей дошкольного возраста. Так  как представленный материал способствует: - развитию мелкой моторики рук; - обострению тактильного восприятия; - улучшению  цветовосприятия; -  концентрации внимания; - повышению уровня воображения и самооценки; - р асширение и обогащение художественного опыта;    - ф ормирование предпосылок учебной деятельности( самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.    - с формируются навыки трудовой деятельности;    - активность и самостоятельность детей в изодеятельности;    - умение находить новые способы для художественного изображения;    - у мение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства. Перспективный план кружковой работы Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал октябрь 1 «Золотая осень». Рисование способом тычка Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. 2 «Красивый букет» Печатание растений Учить детей работать с хрупким материалом- листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Засушенные листья, краска, кисти, бумага. 3 «Подсолнух» Аппликация листьев и семян Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из листьев на картон, аккуратно приклеивать семена. Цветная бумага, клей ПВА, листья засушенные, семена подсолнечника или арбуза. 4 «Загадки » Ниткография Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага. ноябрь 1 «Ежик» Аппликация из карандашной стружки Познакомить с новой техникой выполнения изображения из нетрадиционного материала с использованием стружки карандаша. Картон, изображение ежика, стружка карандашная, клей ПВА. 2 «Мышка» Аппликация из резаных ниток Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА. 3 « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» Рисование смятой бумагой Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Газета, листы бумаги, разноцветные краски. 4 « Цыпленок» Аппликация из ватных дисков Учить изготавливать аппликацию из ватных дисков, аккуратно раскрашивать ватные диски, оживлять картинку с помощью ватных палочек. Ватные диски, гуашь, ватные палочки, картон, клей, кисточки. декабрь 1 «Снежная семья» Рисование способом ты чка Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. 2 « Дерево зимой » Пластилинография Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, распределять равномерно пластилин на картоне, создавая изображение Картон, пластилин. 3 «Ёлочка пушистая, нарядная» Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти 4 «Узоры на окнах» Раздувание капли Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка январь 1 «Мои рукавички» Р исование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Рукавички из бумаги, цветная гуашь. 2 «Снегири на ветке» Рисование способом тычка Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования февраль 1 «Зимний пейзаж» Кляксография Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. 2 «На что похоже? » Техника монотипии Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки 3 «Подарок папе» Разные Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для аппликации 4 «Музыка » Пальцевая живопись Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызывать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. Бумага, гуашь март 1 «Букет для мамы» Рисование ладошками Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. 2 «Какого цвета весна» Монотипия Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. 3 «Облака» Рисование по сырому фону Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. 4 «По замыслу» Совместное рисование Научить передавать свое ощущение       изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. Карандаши, листы бумаги апрель 1 «Звездное небо» Печать поролоном по трафарету; набрызг Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. 2 «Расцвели одуванчики» Метод тычка Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. 3 «Хмурый день» Пластилиновая живопись Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой. 4 «Плюшевый медвежонок» Способ изображения- рисование поролоновой губкой Помочь детям освоить новый способ изображения- рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа Поролон( 2шт. ) , тонкая кисть, гуашь Список используемой литературы: Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство» Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, А. Г. Гогоберидзе. Р. Г. Казакова. Рисовани е с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин. Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3- 7лет. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детско м саду. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. Загадки божьей коровки. И нтеграция познавательного и художественного развития Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник[ Электронный ресурс] : http: / / www. pedlib. ru/ Books/ 6/ 0297/ 6_ 0297- 32. shtml Список детей: 1. Алексеева Вика 2. Верхотурова Вероника 3. Горюнова Юля 4. Дорогов Прохор 5. Катков Богдан 6. Кырчиков Саша 7. Лемясов Богдан 8. Пономарева Юля 9. Самодурова Даша 10. Федорова Вика Приложение Нетрадиционные техники рисования Тычок жесткой полусухой кистью. Р ебенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками. Р ебенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой. Р ебенок опускает в гуашь ладошку( всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки( с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Оттиск пробкой. Р ебенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка. Оттиск поролоном. Р ебенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск смятой бумагой. Р ебенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. Восковые мелки+ акварель. Р ебенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Свеча+ акварель Р ебенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Печать по трафарету. Р ебенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет. Монотипия предметная. Р ебенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета( предметы выбираются симметричные) . После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Кляксография обычная. Р ебенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается( можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть) . Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с трубочкой. Р ебенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно( капельку) . Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой. Р ебенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Набрызг. Р ебенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Акварельные мелки. Р ебенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. Отпечатки листьев. Р ебенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Граттаж Р исунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушь ю( чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель) . Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши( гуашь пачкается после высыхания) . Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов. Нетрадиционные техники аппликации Аппликация из яичной скорлупы. Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой- либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить. Аппликация из крупы( рис, пшено, греча, макароны и др. ) – можно использовать сразу несколько видов круп. На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После того, как крупа приклеилась, её раскрашивают. Аппликация из салфеток. Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики. Аппликация из резанных шерстяных нитей. Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть. Обратная аппликация Это аппликация наоборот. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанк а становится лицевой стороной. Самое главное – сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладыв ается под перевернутую крышку. Чтобы он не смещался, его нужно прикрепить к крышке двумя горошинками белого пластилина. Черным пластилином выкладывается контур будущего рисунка, а открытые участки последовательно за полняются цветным пластилином. После окончания аппликация закрывает ся кружочком цветного картона. Выполнить такую аппликацию можно несколькими методами: с выкладыванием контура из жгутиков, мозаикой из пластилиновы х шариков. Аппликации из ваты и тополиного пуха  Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли( декоративный вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого- либ о одного цвета – чаще серого) . Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения лучше выбирать с пушистой фактурой. Например: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно – белых рисунков, контрастных фотографий.  В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, бере зовые рощи, рыбки в аквариуме. С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и  фантазии увеличится в несколько раз. Аппликация из конфетти Нарисовать например, контур бабочки. Предложить ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка. Г усто посыпат ь весь лист бумаги конфетти. Стряхнуть  лишнее с листа бумаги. Аппликация из поролона Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки. Поролон можно заменить ватными шариками. После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или детям. Смазыва ют клеем и приклеивают поролон. Можно не рисовать карандашом, например, дерево, а дать ребенку самому проявить воображение или складывать дерево на клей из кусочков сразу. Т орцевание. Р ебенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа. Аппликация из карандашной стружки «Ежик» Пластилинография «Дерево зимой» «Золотая осень». Разные виды аппликации Аппликация обрывная «Осень в лесу» Ниткография

Коментарии
Елена написано 2016-01-30 06:22:30
Ой, как интересно, какая умница! Как повезло детям, что у них такой замечательный педагог. Я думаю, что дети с удовольствием посещают занятия кружка. А как развивается фантазия, воображение! Молодец!
Ответить

Оставить комментарий: