a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

План-конспект занятия внеурочной деятельности «Азбука добра» в 5 классе 2015-2016

Автор: Юсупова Диана Мудисеровна Опубликовано: 2016-01-23 16:03:28

Тема: Ролевая игра «Помни о других – ты не один на свете»

Цель: формирование у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим.

Задачи:

  • вырабатывать навыки культурного поведения;
  • прививать этические нормы;
  • воспитывать чувство уважения к другим людям.

УУД

Личностные:

  • добывать новые знания;
  • формировать чувство прекрасного и эстетические чувства.

Регулятивные:

  • планировать свои действия с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • адекватно воспринимать предложение учителя и одноклассников;
  • развивать память, внимание, толерантное отношение к мнению других.
  • выполнять работу в соответствии с заданным планом;

Коммуникативные:

  • формировать собственное мнение и позицию.
  • слушать и понимать речь других;
  • умение действовать в команде по правилам, слушать и слышать друг друга и учителя.

Познавательные:

  • уметь действовать по образцу;
  • добывать новые знания, используя информацию, полученную на занятии.

Материально-технические ресурсы: ноутбук, видеозаписи, раздаточные материалы.

 

Ход занятия

  1. Начало урока. Приветствие. Создает эмоциональный настрой на урок.

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

 - Чтобы позитивно настроиться на наше с вами занятие, давайте начнем с уже известной вам игры «Давайте говорить друг другу комплименты». Давайте по кругу произнесем комплименты друг другу. Комплименты не должны повторяться.

  1. Основная часть.

1)      Учитель рассказывает сказку:

“На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня “Счастливый Принц”. А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно...”

Вопрос: “Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Вы правы, она совершила добрый поступок.

А вы совершали в своей жизни добрые поступки?  Хотите поделиться с нами?  Вспомните ваши добрые дела и поделитесь с нами.

Продолжите фразу: Никто из вас не знает, что я…

 

2)      Стихотворения

- Так что же такое быть этичным? Давайте послушаем ваши версии. (Учащиеся рассказывают стихотворения).

 

Что такое - быть этичным, Аккуратным и тактичным, Эстетичным и приличным?

Человеком быть отличным!

Уступать в трамвае место, Быть и вежливым, и честным, Помогать на кухне маме, В магазин ходить утрами Или после школы днем, Одному или вдвоем.

Нет, живая этика Вам не арифметика Не сорить, обедая, Пол не пачкать кедами, Туфлями, кроссовками, Сильными быть, ловкими.

Никогда не унывать, Все и всюду успевать. Помогать больным и бедным, “Нет!” сказать привычкам вредным!

Дорожить мгновеньем каждым, Быть защитником отважным, Щедрым быть, людей любить, И природу – значит жить!

 

Добро, сколь ни было оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло.

Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней.

 

Рождает зверя зверь,  Рождает птица птицу. От доброго добро,  От злого зло родится.

 

Ты будешь ближними любим И радость доброты познаешь,  Не пожелав другим Того, чего себе не пожелаешь.

 

3)      Работа с притчами

- А сейчас каждая группа получит притчу. Прочтите ее, обсудите в группе и ответьте на вопросы в конце притчи.

Притча “Мудрый Соломон”.

“Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок её. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только же не убивайте его”.

- Которая же из них была матерью? Почему вы так считаете?

 

Притча «Мальчик и зеркало»

Мальчик, выросший  в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

- Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

 

4)      - Молодцы. Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”. Давайте проведём анкету “Добрый ли вы человек?”

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Классный руководитель. Подводим итоги. Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.  Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.  От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.  Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

 

5)      Работа в группах (как нужно было поступить в этой ситуации?)

В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.

Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.

Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:

Ситуация № 1. Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?

Ситуация № 2. Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?

 

6)      Социальный ролик «Твори добро».

7)      Ролевая игра

Учащимся предлагается разыграть сценки.

  • У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
  • Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
  • Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
  • Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать. «А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.
  • Твой друг совершил плохой поступок, об этом узнали все, в том числе и ты. Как ты поступишь?
  • Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты. Твои действия?
  • Твой друг стал хуже учится, его не отпускают гулять. Что ты будешь делать?
  • Твой друг занял 1е место в соревнованиях, а ты проиграл, как ты себя поведёшь?

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?

- Нужно уметь уступать, быть сдержанным, честным, не помнить обиду, не решать проблемы с помощью кулаков. Дружба – это когда мы все вместе, когда один за всех и …..

 

8)      Песня

Светят огни городов, я за тобой вновь бегу, Но вырваться из оков я уже не смогу. Ты словно сильный магнит, но почему далеко? И сердце моё болит: так это высоко. Припев (2 раза):

Не молчи, скажи мне хоть пару слов, И они нашу спасут любовь. Просто ко мне сделай шаг, если так трудно сказать. Ведь это такой пустяк - гордость переступать. Я за тобой по пятам, хоть так и быть не должно. И сердце напополам, как же сейчас темно.

Припев.

 

 

Коментарии
яна написано 2016-03-15 20:03:42
здрасте
Ответить
анна написано 2017-09-26 06:09:13
занятие очень интересное
Ответить
Марина Владимировна написано 2019-11-27 21:13:53
Очень хорошие идеи для внеурочной деятельности духовно - нравственного направления.
Ответить

Оставить комментарий: