a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Музыкальный фольклор Шебекинского района (традиционная свадьба)

Опубликовано: 2016-01-25 00:46:36

Документы для скачивания

Музыкальный фольклор Шебекинского района( традиционная свадьба) Обряд традиционной народной свадьбы принадлежит к наиболее сложным, монументальным памятникам русского фольклора, является высшим выражениям народной жизни. Традиционная свадьба это необычайно яркое по своей масштабности и художественной значимости событие. Свадебный обряд села Нежеголь представляет собой красочное развернутое драматическое действо, с большим количеством местных обычаев, которые передают их неповторимость и своеобразие. Главные этапы традиционной свадьбы: сватовство, повивание и собственно свадебный пир. Сватовство считалось почином дела. В дом, где была молодая девушка на выданье, засылали сватов. Шли свататься обычно родственники жениха. В доме невесты заводили разговор в известной традиционной форме: - А нет ли у вас голубки? - Да есть. - А не покажите вы ее? - Да от чего не показать. После этого разговора звали невесту. Сваты смотрели, не хрома ли она, не слепа. Если невеста нравилась, то говорили: " Хорошо берем, будет наша" . После чего договаривались на следующий день прийти с женихом. На вопрос жениху: " Ну как тебе невеста хороша ли? " Следовал ответ: " Как батюшке с матушкой, так и мне будет" . Тогда обе стороны приходили к согласию и устраивали небольшое застолье. В селе существовал такой обычай, если девушка была согласна выйти замуж, она разрезала пирог на 4 части, который приготовили сваты. Здесь же договаривались о дне свадьбы, о приданном. Свадьба назначалась через две недели, за это время невеста готовила будущей родне подарки. Во всей свадьбе девичник занимал одно из исключительных положений. В селе по традиции он проходил в четверг, так называемые похороны девичества. Невеста звала к себе самых близких подруг, голосила и причитала. Мать ее обязана была накрыть для девушек стол. Непременно на столе присутствовала ветка с ягодами калины. По обычаю она должна была простоять на этом же месте до первого дня свадьбы, а точнее до поезда. В день девичника, т. е. в четверг, молодые парни также собирались у жениха, это был так называемый" мальчишник" . В пятницу по традиции ехали к жениху с сундуком, с приданным. У него украшали дом с праздничными рушниками, скатертями, это делали тетя, крестная невесты и близкая родня. Мать жениха накрывала на стол. Свадебный день, как и сватовство, был особо насыщенным различными действиями оберегающей магии. В доме жениха все готовы к отъезду к венцу. Свадебные сани нарядно украшены лентами, бубенцами, колокольчиками, рушниками. Шумно с песнями, со звоном подъезжал свадебный поезд. Выкуп невесты представлял собой настоящий театрализованный спектакль. Выкупали ворота, хату, место, постель, подушку, а так же косу невесты. Торговались девушки с жениховой родней, дружками и свахой. А сам жених и его гости на протяжении всего времени веселились на улице. По завершению торга дружно вел невесту за стол, на котором был хлеб и ветка, мать молодого с тарелкой, накрытой рушником и начинала разговор с отцом и матерью невесты: «Люди добрые, позвольте невесте косу, а жениху кудри помазать». После разрешения, мазала молодым голову коровьим маслом. Затем по традиции выходила во двор, где осыпала гостей орехами и семечками. Семечки и орехи – символ зарождения новой жизни. По возвращению крестной матери в дом, стелили шубу мехом вверх. Жених и невеста становились на нее на колени и родители невесты их благословляли. После благословления они три раза кланялись родителям невесты. Затем дружно выводили их во двор для того, чтобы отправиться на венчание. Невеста садилась в первые сани, а жених во вторые. Поезд отправлялся в церковь к венцу. Возле церкви молодые брались за руки и держались так весь день, чтобы прожить в добре, счастье и согласии. После благословления священника после венчания их сажали в одни сани. От церкви молодые ехали в дом жениха. Их встречали мать и отец, а крестная жениха разметала им веником дорогу с улицы и до самого дома. В доме, на расстеленной шубе они кланялись родителям в ноги, а затем целовали три раза иконку сначала жених, а потом невеста. За стол молодые садились рядом. Они, по традиционному обычаю, ничего не ели и не пили, их ложечки были связаны красной лентой, символизирующей радость и любовь. Этот обычай жив в селе и в настоящее время. В день свадьбы молодым веселиться не полагалось, невеста на пиру должна была быть скромной, журливой. После того, как все гости садились за столы, начинался один из кульминационных моментов свадьбы – повивание. Он заключался в смене девичьего головного убора на женский. Повивала невесту ее крестная мать. В начале невеста, как предписывал обычай, сопротивлялась. Два, три раза бросала платок на пол. На третий раз жених придерживал ее руки, не давая упасть платку. После, крестная мать невесты расплетенную косу заплетала на две, приговаривая: «Левую заплету на сыночка, а правую на доченьку». Поверх головы ее надевали платок. Когда повивают, поют что угодно, например: « Свашка, свашкины немки». После того, как невеста была повита, считалась, что свадьба скреплена. По завершении обряда повивания невеста одаривала свекра, свекровь, жениха подарками, те в свою очередь одаривали невесту. Во время свадебного пира гости водили хороводы, пели шуточные, плясовые песни, танцевали. Второй день свадьбы также был насыщен рядом действ и обрядов. В этот день по обычаю, родители невесты обязаны были принести молодым завтрак – курицу, украшенную различными лентами. После завтрака, родители невесты всех звали к себе в дом. Перед тем, как идти в дом молодой, происходит ряженье жениха и невесты. Кто – то их юношей и мужчин наряжались в невесту, а девушка или женщина в жениха и шли к молодой. Там они устраивали розыгрышную сцену. Подставная невеста говорила: - «Мама, мы пришли, я твоя дочка, - а та в ответ: - Нет, ты не моя дочка» Вот так пошутят, повеселятся и садятся за стол. Весь второй день гуляли у молодой. Пели множество песен разных жанров. Завершался свадебный обед в селе забиванием кола в доме мужа. Этот обычай, по поверью, совершали для того, чтобы жена ни к кому не ушла, была верной. Подводя итоги описания свадебного обряда, можно сказать, что он является одним из наиболее устойчивых явлений традиционной культуры села. Это доказывают сохранившиеся песни в узкообъемном ладу. Некоторые из элементов свадьбы живы в селе и в настоящее время: сватовство, завязывание ложек молодых красной лентой, разметание веником дороги перед молодыми, забивание кола. Таким образом, можно отметить, что местный свадебный обряд- яркое явление южнорусской культуры в целом.

Оставить комментарий: