a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Как правильно хвалить ребенка.

Опубликовано: 2016-01-25 13:42:32

Что делать, если Вы уже несколько раз объясняли малышу, что кричать, драться, сорить, ломать нехорошо, но он Вас будто не слышит? И наоборот, как развить у ребёнка какие-то полезные навыки? Сделать это можно довольно просто с помощью нескольких правил.

Итак, разберём, как же правильно хвалить ребёнка?

 

Правило первое: обязательно уделяйте внимание ребёнку тогда, когда он ведёт себя хорошо и правильно. Плохое поведение игнорируем, хорошее – поощряем.

Порой, начиная хулиганить, ребёнок просто-напросто привлекает Ваше внимание, которого ему не хватает в те моменты, когда он ведет себя правильно. Родителям проще наказать ребёнка за плохое поведение, чем похвалить за успех. Если обращать внимание только на плохое, то откуда у ребёнка появятся силы добиваться успеха. Поэтому не забывайте похвалить его именно тогда, когда он того заслуживает. Замечайте малыша именно в те минуты, когда он спокоен, незаметен, когда не скандалит и не привлекает к себе внимание хулиганским поведением. Когда же начинаются такие выходки, то любые замечания сведите к минимуму. Ведь ребенок добивается от вас именно ярких эмоциональных реакций:«Сейчас я еще раз хлопну дверью, и мама мне покажет увлекательный «спектакль!». Дети любят наблюдать за бурной реакцией взрослых. Лучше просто не обращать на ребёнка никакого внимания, никак не реагировать на его поведение: не кричать, не смотреть на него, не разговаривать с ним. Игнорировать малыша следует до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Лучше набраться терпения и заниматься своими делами. Как только малыш перестанет себя неправильно вести, его нужно похвалить. Например сказать«Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда так громко кричат. У меня от этого начинает болеть голова. Сейчас, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше. Спасибо!».

Если поступок действительно серьёзный и его нельзя оставлять без внимания, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, молча возьмите ребёнка за руку, отведите его в свою комнату и спокойно идите заниматься своими делами. Можно сказать: «У нас так никто не делает», «Мне не нравится, когда со мной так поступают», Мне очень неприятен этот поступок. Посиди тут и подумай». При этом тон Вашего голоса должен быть спокойным.

Если ребёнок дерется, то всегда в первую очередь жалейте пострадавшего, успокаивайте, обнимайте его. Попросите у него прощения за Вашего ребенка. Таким образом, при таком поведении Вы лишите внимания своего ребёнка, и он поймёт, что агрессивность не в его интересах.

 

Правило второе: похвала должна быть направлена на поступки и дела ребенка, а не на его личность.

Похвала, оценивающая самого ребёнка, а не его поступок, такая как: «Ты замечательный сын», «Ты настоящая мамина помощница», «Ты у меня самый умный», с одной стороны может сделать ребёнка излишне самоуверенным, и он всю жизнь будет страдать от своей «исключительности» и «уникальности», а с другой – может вызвать у ребёнка сомнение и тревогу по поводу того, что он далеко не такой «чудесный сын» и не всегда может таковым быть. Поэтому, лучше строить свои комментарии так, чтобы ребёнок сам сделал выводы о себе и своих способностях. Приведу пример: если вы хотите похвалить ребёнка, допустим, за убранную комнату, не спешите восклицать: «Ты мой помощник, какой молодец!». Просто скажите, спокойно улыбнувшись: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Или другой пример: сын передвинул шкаф - на что взрослый может сказать: «Этот шкаф такой тяжёлый. Его трудно двигать. Ты проделал тяжёлую работу».

 

Правило третье: не стоит захваливать ребёнка без учёта действительных достижений.

Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребёнка. Перехваленный ребёнок будет избегать решения сложных задач, стремиться получить похвалу какими-то другими путями. Ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи, ведь там его будут хвалить только за реальные достижения.

Старайтесь также не поощрять ребёнка с помощью подарков и освобождением от неприятных обязанностей.

 

Правило четвёртое: применяйте «описательную» похвалу.

Что это значит? «Описательная» похвала строится по принципу:

- описываем, что мы видим («Я вижу, твоя постель очень аккуратно заправлена!»)

- объясняем, что мы при этом чувствуем («Как приятно заходить в такую комнату!» «Здесь так уютно!»).

- выражаем итог одним словом («Вот, что я называю аккуратностью!»).

Другой пример: «Я вижу, ты нарисовала настоящий листопад! Мне очень нравится, как ты нарисовала вот эти листочки. А вот это солнышко с глазками просто потрясающее!»

Дополняйте словесную похвалу объятиями, поглаживаниями, поцелуями – физическим контактом. Это также необходимо каждому ребенку.

 

Правило пятое: В качестве похвалы можно поручить ребёнку выполнение какой-либо почётной обязанности. Например, полить цветы или помыть посуду. Для ребёнка это будет являться ответственным поручением, которое обычно выполняют взрослые, а теперь доверили ему. Ребёнок с удовольствием будет выполнять Ваши поручения при условии, что в назначении таких обязанностей он видит не наказание, а привилегированное поощрение. Например, разрешили пользоваться домашними бытовыми приборами.

 

Правило шестое: не хвалите ребенка за естественные вещи.

Не делайте из его социальности нечто необычайное.

Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, убрал кровать, сказал «спасибо»… ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что Серёжа смастерил, да еще сам!» – подразумевают, что социальность в ребёнке неожиданна, несвойственна и необычна. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

Не подлежит похвале красота, ум, талант, сила, здоровье, включая легко дающиеся оценки, везение.

Оставить комментарий: