a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Информационная карта проекта "Первые эксперименты"

Автор: Коденцова Галина Васильевна Опубликовано: 2016-01-25 22:51:53

Проект «Первые эксперименты»

 

Актуальность.

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все,  что окружает малыша – вещи,  игрушки,  растения, вода, камни и многое другое – вызывает у него интерес. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон.

Работая с малышами нашей группы, мы  обратили внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей раннего развития – детское экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

        Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

         Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. В этом и заключается актуальность нашей деятельности по экспериментированию в младшей группе.

Нам очень хочется, чтобы дети росли любознательными, самостоятельными, творческими. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности.

В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус.

В процессе экспериментирования каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.

Цель: Дать элементарные знания о свойствах некоторых предметов и веществ, познакомить с простейшими экспериментами.

Задачи:

-продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру;

-развивать его любознательность;

-воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

-практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представление о некоторых свойствах предметов, вещей, материалов;

-выражать словами свои ощущения, впечатления, свойства и признаки материалов, предметов.

Планируемый результат. 

Дети в процессе экспериментирования освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия;

 У детей сформируются основы  поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.

 Активное включение детей в исследовательскую деятельность  поспособствует развитию любознательность, всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), логического мышления, устойчивого внимания.

Стимулирование развитие активной речи.

Воспитателям – поможет в организации исследовательско-познавательной работы в группах младшего дошкольного возраста.

Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком», «фокусов», «чудес» через экспериментирование,значение этого для познавательного развития ребенка (его речи, логического мышления, воображения, восприятия…)

Тип  проекта. Познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Состав участников. Дети первой младшей группы №3(6 девочек и 7 мальчиков, воспитатели, родители.

Сроки реализации.  Проект реализуется с 15января по 22 января.

Формы и методы реализации проекта с детьми: непосредственно-образовательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, дидактические игры,  наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Формы и методы реализации проекта с родителями: беседы, оформление  наглядной информация для родителей.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

- обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты;

- подбор материалов для реализации проекта;

- подбор и приобретение материалов для экспериментирования;

- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

- оформление уголка экспериментов;

- беседы с родителями.

2 этап. Основной (практический) .

-создание предметно-развивающей среды для ознакомления со свойствами воды, камня, дерева.

-подбор иллюстраций о временах года, о нахождение воды, камней, дерева в природе и бытовой жизни людей;

-выполнение НОД с элементами опытов и экспериментов;

-проведение занятий по художественно-эстетическому развитию, бесед;

-разучивание потешек о воде;

3 этап. Заключительный.

- фотоотчет об экспериментальной деятельности воспитанников младшей группы;

- обсуждение итогов и анализ работ.

Реализация проекта:

Образовательная область «Речевое развитие».

Чтение и разучивание потешек о воде «Водичка, водичка», «Дождик, дождик, кап-кап-кап»; чтение стихотворения: «Дождь, дождь», «Мойдодыр», «Снег, да снег», чтение сказки: «Росинка»;

Подборка иллюстраций о временах года, рассматривание и обсуждение их.Образовательная область «Познавательное развитие».

Расширение кругозора и развитие познавательно-исследовательской деятельности в природе:

-наблюдение за сезонными изменениями природы во время прогулок (за снегопадом, инеем на деревьях, за морозными узорами на окнах, за льдом и лужами, за каплями с крыш и веток деревьев)

-опытническая деятельность с камнем, деревом и водой.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические игры «Чудесный мешочек».

Беседы о дереве в лесу и дома, беседа «Где живет капелька».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование по мокрой бумаге «Веселые рисунки», рисование «Разноцветная вода».

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры «Облака», «Легкие-тяжелые», «Солнышко и дождик».

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

 Культурно- -гигиенические навыки: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой.

Выводы и результативность.

- дети достигли развития мыслительных способностей;

- дети познакомились со свойствами воды (тёплая, холодная, прозрачная, безвкусная), камня (холодный, твердый, тяжелый) через экспериментальную деятельность;

- закрепили названия осадков (дождь, снег, метель).

Продукты проекта. Консультация «Эксперименты на кухне», «Познаем природу» (через наблюдения при прогулке с мамой).

Фотоотчет об экспериментальной деятельности воспитанников первой младшей группы.

                      

             

 

Оставить комментарий: