a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум. «Создание условий для формирования и воспитания у дошкольника нравственно-патриотических чувств через ознакомление с понятием «семья»». (с использованием деловой игры, ИКТ)

Автор: Шатохина Элла Эдуардовна Опубликовано: 2016-01-27 14:34:34

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27 муниципального образования Усть- Лабинский район Семинар- практикум. «Создание условий для формирования и воспитан ия у дошкольника нравственно- патриотических чувств через о знакомление с понятием «семья»». ( с использованием деловой игры, ИКТ) Подготовила старший воспитатель Шатохина Э. Э. Ст. Ладожская 2015г. Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Создание условий для формирования и воспитан ия у дошкольников нравственно- патриотических чувств через ознакомление с понятием «семья»». Цель: Практическое овладение педагогами навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно- патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья». Форма семинара: обмен опытом, деловая игра, памятки. Актуальность: Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте и традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в развитии и формировании социально- нравственной культуры ребенка. Ход семинара: Старший воспитатель: Я предлагаю вам послушать стихотворение. Как появилось слово «семья»? Когда- то о нем не слыхала земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: «Я». Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя…- Я, я, я, - Ева молвила: «Я». И так на земле появилась семья.   Слово «семья» произошло от слова семя. Семья — это я и три поколения вверх и вниз( прадеды, деды, родители, я, дети, внуки, правнуки) .  Происхождение слова «муж». Думаю, нужно писать это так МУЖ, потому что МУЖ= Могущий Удовольствовать Жену.  Все имело тот же смысл, что и сейчас, кроме слова удовольствовать. Удовольствовать значило иметь возможность обеспечить всем необходимым( довольствием) . Самое примечательное, что необязательно было иметь жену в современном смысле этого слова, главное — что можешь ее обеспечить. Поэтому мужами называли всех, кто достиг зрелости в профессиональном смысле. Жених. Тут все предельно ясно- это тот, кто привел в дом жену.  Мужчина. Это женившийся муж-  или муж, который обрел чин.  Тут упор идет больше на слово чин, которое означало действовать, делать, править, исправлять. Принимая во внимание значение слова муж, получаем, что мужчина — это действующий муж, который не теоретически может обеспечить жену, а уже практически это делает.  Слово Жена, п о аналогии со словом муж, хочется написать как ЖЕНА, т. к ЖЕНА= Жизни Естества НАдежда. Слово естество было синонимом природы. Я это понимаю как та, у которой есть надежда продолжить род, потому что женой называли любую особь женского пола, достигшую детородного возраста. Вы спросите, почему именно эту тему я выбрала для нашего семинара? Найти ответ на этот вопрос предлагаю совместно. Для этого предлагаю вам назвать ассоциации к слову «семья». Каждая буква означает вашу ассоциацию. С- сила Е- единство М- мир, мощь Ь Я- ядро. Действительно, семья – это сила, единство, мощь и конечно же, ядро нашего общества. Ведь каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, а потом – в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав его семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семьелюди становятся личностями особенными и неповторимыми. Семья – это первый социальный институт с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и другие подчеркивают необходимость воспитанияс самого раннего детства любви к родному дому и своей семье. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Задачи формирования у детей представлений о семье, ее значении в жизни человека. Задачи ознакомления с семьей детей 2- 4 лет. - Воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи. - Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей( пожалеть, посочувствовать) . - Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи. - Обогащать словарный запас детей( мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка) . - Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге. Задачи ознакомления с семьей детей 4- 5 лет. - Продолжать воспитывать эмоциональную отз ывчивость на состояние близких. - Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям. - Воспитывать желание помогать своим близким. - Воспитывать интерес к выполнен ию своих домашних обязанностей. - Учить назыв ать имена и отчества родителей. - Продолжать обогащать словарный запас( родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, се стра, сын, дочь, внук, внучка) . - Формировать представление о том, что такое семья( семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братье в и сестер; семьи бывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково) , что любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им в конкретных делах. - Формировать представление о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей свои обязанности. Задачи ознакомления детей 5- 6 лет с семьей и родословной. - Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим( к родным и близким) . - Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками. - Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому. - Воспитывать уважение к труду и к занятиям других членов семьи. - Расширять представления детей о семье( у семьи есть история, традиции) . - Формировать представления о родственных отношениях( дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра) . - Закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек. - Закреплять знание домашнего адреса. - Воспитывать интерес к своей родословной. - Формировать представление о семейных традициях. Задачи ознакомления детей 6- 7 лет с семьей и родословной. - Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожи лым людям, умение помогать им. - Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его. – Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру. – Закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. – Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с терминами родства( прабабушка, прадедушка) . – Закреплять знания своего домашнего адреса и телефона. – Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции. Старший воспитатель: А как мы знакомим детей с семьей и ее членами? Расскажите. ( рассказы воспитателей) . Символом любви и верности стала ромашка- простой цветок русских полей и лугов. Как вы думаете, почему? Ромашка самым прямым образом относится к любви. Кто знает, как? ( ответы педагогов) . На ромашке гадали- любит- не любит. Ее желтоглазым цветком называют, Сорвали цветок – лепестками гадают, Но чтобы счастливым поистине стать, Не стоит, поверьте, ромашки срывать. Сегодня ромашка поможет нам определить, какая команда больше владеет знаниями о семье. Делимся на две команды. На столах у вас находятся пустые корзинки. Чтобы заполнить из, надо активно принимать участие в конкурсах деловой игры. Итак, начинаем. Конкурс «Доскажи пословицу». Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание. Где любовь и совет …( там и горя нет) В родной семье и …( каша гуще) В семье согласно …( и дело идет прекрасно) Дома и …( стены помогают) . В прилежном доме густо, а …( в ленивом – пусто) . В каждой избушке…( свои погремушки) . В гостях…( хорошо, а дома лучше) . В дружной семье …( даже в холод тепло) . За каждый правильный ответ команда получает ромашку. Старший воспитатель: Знакомя детей с семьей и ее членами, мы используем художественную литературу, а как вы знаете художественную литературу, нам поможет узнать конкурс. Конкурс «Узнай сказку». Назовите произведение и родственные отношения ее геро е в. Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша малютка просто! С дюйм была малютка ростом Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. ( Дюймовочка) Дед и бабка вместе жили, Дочку из снежка слепили, Но костра горячий жар Превратил девчушку в пар. Дед и бабушка в печали. Как же их дочурку звали? ( Снегурочка) Что за сказка: кошка, внучка. Мышь, еще собака Жучка Деду с бабкой помогали, Корнеплоды собирали? ( Репка) . Ждали маму с молоком, А впустили волка в дом… Кем же были эти маленьки е дети? ( Волк и семеро козлят) . В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. ( Красная Шапочка) В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших котлах – в молоке и в двух водах? ( Конек Горбунок) . Коль не слушаешь совет Тех, кто старше и опытней, Ждет тебя не мало бед, А родным и близким – хлопоты. Чтоб не превратился ты Ни в теленка, ни в козленочка, Ох, не пей сырой воды! И подписано…. ( Аленушка) В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка? ( Крошечка- Хаврошечка) . У отца был мальчик странный, необычный- деревянный. Но любил папаша сына. Что за странный человечек деревянный на земле и под водой ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный, кто же это? ( Буратино) . У Аленушки – сестрицы Унесли братишку птицы. Высоко они летят, далеко они глядят. ( Гуси- лебеди) . Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной. Он сам того не ведая, несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Названье этой сказки…( Маша и Медведь) . Музыкальный конкурс. Нужно узнать песню. Дать название и определить родственные отношения, о которых идет речь в песне. «Папа может, папа может…» «Бабушка рядышком с дедушкой…» «Не волнуйтесь тетя, дядя на работе…» «Мама мир подарила…» «У меня сестренки нет…» Конкурс «Кто кому сват». Но ведь семья – это не только муж и жена. Это дети, внуки, и многочисленная родня с обеих сторон. Когда мужчина и женщина соединяют свои судьбы, все их родственники роднятся между собой, но иногда люди даже не знают, как друг друга назвать. Давайте мы вместе с вами сейчас попытаемся определить, кто кому сват! Брат отца( матери) – дядя. Сестра отца( матери) – тетя. Отец жены – тесть. Мать жены – теща. Брат жены – шурин. Брат мужа – деверь. Сестра мужа – золовка. Сестра жены – свояченица. Отец мужа – свекор. Мать мужа – свекровь. Дочь( сын) брата, сестры – племянница, племянник. Матери жены и мужа друг другу –сватьи. Старший воспитатель: Давайте сейчас с вами разберем, какие бывают семьи и какие проблемы в воспитании детей в них могут возникнуть. ( обсуждение, высказывание мнений) . Мы выяснили, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной семьей. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад только совместно с семьей смогут создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех расс читывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали, я вам предлагаю поиграть. Игра «Карандаши». Обсуждение. Какие действия должен выполнить каждый из участников, чтобы карандаш не упал. На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека? Вывод: Карандаши –как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз, если мы, педагоги будем действовать совместно с семьей. Задачи воспитания и развития малышей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Осознанное и активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволяет повысить эффективность воспитательно- образовательного процесса. У вас на столах цветная бумага и ножницы. Я предлагаю вырезать сердечки и наклеить на наше дерево. Дайте пожелания нашему коллективу. На этом позитивном настроении мы заканчиваем наш семинар- практикум

Оставить комментарий: