a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительское собрание: " Укрепление и сохранение здоровье дошкольников".

Опубликовано: 2016-01-27 20:30:19

Документы для скачивания

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» СТАРШАЯ РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА 2015г. Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада. Задачи: информировать родителей о состоянии здоровья воспитанников на период проведения собрания; создать условия для осознания родителями некоторых факторов, способных пагубно влиять на здоровье дошкольников; создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников; разработать программу совместной работы дошкольного учреждения и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ: 1. Организационный этап собрания. 2. Работа в группах. 3. Анкетирование родителей и анализ результатов. 4. Анализ состояния здоровья воспитанников группы. 5. Педагогический всеобуч. 6. Подведение итогов собрания. Ход собрания: 1. Организационный этап. Родители воспитанников рассаживаются на период проведения собрания за « круглый стол». Воспитатель сообщает тему и цель родительского собрания, задачи, которые призвано решить это родительское собрание. На собрании присутствуют: медицинская сестра, заведующая. В оспитатель представляет гостей. Далее выбирается группа родителей, в обязанности которой будет входить ведение протокола родительского собрания и составление проекта решения данного собрания. Ведущий: В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. 2. Работа в группах. Родители делятся на группы по признаку « мое отношение к жизни»: - оптимисты; - реалисты; - пессимисты. В группах идет обсуждение вопросов. 1. Что такое здоровье? ( По данным обследований, только 5- 7% детей рождаются здоровыми, 2- 3% имеют 1 группу здоровья. На первый взгляд, наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но что такое здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. ) 2. Факторы, влияющие на состояние здоровья. ( Причины или факторы, влияющие на состояние здоровья: 20% - наследственность; 20% - экология; 10% - развитие здравоохранения; 50% - образ жизни. ) 3. Что такое ЗОЖ? ( Здоровый образ жизни: 1. Рациональное питание. 2. Соблюдение режима. 3. Оптимальный двигательный режим. 4. Полноценный сон. 5. Здоровая гигиеническая среда. 6. Благоприятная психологическая атмосфера. 7. Закаливание. ) После выступления родителей ведущий обобщает ответы. ВЕДУЩИЙ. На последнем из компонентов здорового образа жизни, закаливании, мы сегодня остановимся и поговорим немного подробнее, но только чуть позже. На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребенка. Так, загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимф а тических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР – органов и другие болезни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально – экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка( гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Так давайте же будем бороться за эти 50% , чтобы они были процентами здорового образа жизни. 3. Анкетирование родителей и анализ результатов. После решения организационных моментов воспитатель проводит анкетирование родителей по анкете – опроснику( приложение Е) с последующим анализом полученных результатов. 4. Анализ состояния здоровья воспитанников на период проведения родительского собрания. 1. Анализ состояния здоровья воспитанников группы, выполненный медсестрой в период подготовки к родительскому собранию, лучше наглядно оформить в виде плаката, в виде таблицы. 2. Выступление медсестры. Выступление должно содержать информацию о наиболее современных и распростране н ных детских заболеваниях, методах их устранения и пр о филактических мероприятиях по их предупреждению. Также до сведения родителей нужно донести информацию о современных лекарственных препаратах и витаминах, которые могут применять родители в домашних условиях. Выступление медсестры может быть завершено ответами на вопросы родителей на интересующие их темы. 5. Педагогический всеобуч для родителей « Здоровье ребенка в наших руках» Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. « Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ « Об образовании»( п. 1 ст. 18) . К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. - Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни? ( Высказывания родителей) . 1. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистою воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма. 2. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните: стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуритьс я- подкрадывается грусть. Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. А наше раздражение механически переходит на ребенка. Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу! 3. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня. Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь- работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуются аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом – неограниченно. Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно( и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни. 4. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями( кальцием, фосфором, железом, магнием, медью) , а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. 5. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребенка в школу важным является не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. Принцип « не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что « раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, формирующих необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, координацию движений. Немаловажной является игровая деятельность детей. Чем лучше ребенок играет в сюжетно – ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность. Даже для взрослых она важна. И мы видим по телевидению много игровых программ для взрослых. 6. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствует закаливанию организма. - Что такое закаливание? ( Высказывание родителей) Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями- увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. - Кто из вас дома проводит с ребенком закаливающие мероприятия и какие? ( Ответы родителей. ) Закаливание, как отмечал известный врач и педагог Ефим Аронович Аркин, для ослабленного ребенка имеет большое значение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания( воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные: 1. Контрастное воздушное закаливание( из теплого помещения дети попадают в « холодное») . 2. Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность. 3. Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36 – 38 градусов в течение 30 – 40 секунд, затем температура воды снижается на 2 – 3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20- 25 секунд. Процедура повторяется два раза. Через 1- 1, 5 недели разница температур воды возрастает до 4- 5 градусов. В течение 2- 3 месяцев температура доводится до 19- 20 градусов. 4. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36- 37 градусов, снижается каждые 2- 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной. При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2- 3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам. - Какой можно сделать вывод по поводу закаливания? ( Высказывания родителей. ) Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым- надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда. Оказывается, что закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения- биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов, в том числе и к непривычным условиям среды. - Как вы думаете, какие пищевые продукты или вещества помогают ребенку стать более закаленным? ( Ответы) Блиц – опрос. 1. Какие растения- кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? ( Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ) . 2. Какой «напиток защиты»( сок) повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких, богат витамином А? ( «Напиток « защиты»- морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100г. , так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи, кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию. ) 3. Что полезнее ребенку – сок или яблоко? Объясните свой выбор. ( Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом( уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на Восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток. Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные( морковный и яблочный) . Наконец, соки – это еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов. ) 7. Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. ( Выступление врача- педиатра. ) Врач- педиатр. Слово «витамин» происходит от латинского «вита »- «жизнь». Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гип о- и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне- весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1- 2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в два раза. 8. Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. 9. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. - Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребенка? ( Высказывания родителей) . Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими( кольца, пуговицы, броши, булавки) . Иногда их сосут, засовывают в нос, ухо, проглатывают. И нередко инородные тела, попадая в дыхательные пути( семечки, орехи, монетки) , вызывают угрозу жизни ребенка. Опасность представляют и оставленные на виду таблетки, так как ребенок может отравиться лекарствами. Поэтому родителям следует: - постоянно контролировать действия ребенка и рассказывать, что и где опасно; - хранить в специальных местах предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства; - закрывать окна и балконы; - запретить ребенку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы. Помните: здоровье ребенка в ваших руках! 6. Подведение итогов родительского собрания. Воспитатель. Уважаемые, родители! Помните, здоровье ребенка в ваших руках! Давно замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило здоровые. Родителям необходимо для сохранения здоровья детей поддерживать и закреплять их умения в домашних условиях, стремиться к совершенствованию навыков поведения и самим родителям. АНКЕТ А- ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. 1. Как вы оцениваете состояние здоровья вашего ребенка? - Хорошее; - Удовлетворительное; - Плохое; 2. Изменилось ли состояние здоровья Вашего ребенка за период посещения детского сада? Если «да», то изменения произошли: - В лучшую сторону; - В худшую сторону; 3. Какие причины, на Ваш взгляд, могут влиять на ухудшение здоровья Вашего ребенка в период нахождения его в детском саду? 4. Какие факторы, по- вашему мнению, способствуют укреплению здоровья вашего ребенка? 5. На что воспитателям стоит обратить внимание при работе с Вашим ребенком?

Оставить комментарий: