a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Инновационный педагогический опыт работы«Формирование поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста»

Опубликовано: 2016-01-28 10:03:34

«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во
взаимодействие с другими личностями — культурами,
творящем себя в процессе такого взаимодействия и
воздействующем на других»
М.М.Бахтина

1.Актуальность и перспективность опыта.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры.
Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются новыми нормативными документами: закон «Об Образовании в РФ» ФГОС ДО, который направлен на решение ряда задач в дошкольном образовании. Основные положения которых: приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого.
В ФГОС ДО выделена задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Какую же роль играет народная культура и, в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего, следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность.
Мордовия - республика со сложившимися традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи. Этническая принадлежность семьи, её социально-экономический статус – важные факторы в развитии ребёнка, влияющие на стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и в итоге, на индивидуальность человека в целом. Не национальные различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Формирование поликультурных качеств и основ толерантной культуры у дошкольников базируются на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе.
Актуальность формирования поликультурных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста и его значение приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

2.Условия формирования опыта.

В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими ее народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Формирование поликультурных качеств и толерантности является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому, на мой взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является — формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть. Задача воспитания должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь ДОУ, где непосредственно воздействуют на формирование личности ребенка.
В специально организованной деятельности дошкольников наблюдается динамика развития национального самосознания, которое формируется параллельно с уважительным отношением к другим народам, с развитием культуры межнационального общения. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. Данное понятие включает воспитание способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных этнических групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной воспитанности человека приводит к проявлению с его стороны социальной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.Приобщение ребенка к человеческим ценностям, обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировой культуре.Очевидно, что поликультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде.
Базовым учреждением для формирования поликультурных качеств и толерантности является дошкольное учреждение, так как именно здесь основой воспитания и обучения становится овладение родной речью, становление мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих дошкольного образования, повышения требований к овладению мировым культурным наследием и иностранным языкам.
Переход от биполярного к поликультурному сотрудничеству, от диалога к полилогу культур предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Однако не всегда родители находят время и возможность дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края. Не всегда условия ДОУ и компетентность педагогов позволяют организовать работу по поликультурному образованию дошкольников. Поэтому одним из важных звеньев поликультурного образования у детей является взаимодействие педагогов и родителей. Наша задача вовлечь родителей в реализацию идей поликультурного образования. А также создать условия в дошкольных группах, которые позволят организовать плодотворную работу в данном направлении.

3.Теоретическая база опыта.

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют идеи В. Оконя о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями - культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других.
Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей. В поликультурном образовании понятие «культура» является ключевым. Вслед за В.С. Библером, И.А. Громовым, М.С. Коганом, С.Ю. Кургановым мы понимаем культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие личности в целом, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.
По мнению М.А. Богомолова поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Поликультурное образование - это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Современная трактовка сущности поликультурного образования, которую мы и берем за основу, более содержательна, так как она предполагает усвоение знаний о различных культурах, уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, обращает внимание на важность воспитания в детях толерантности по отношению к носителям иной культурной системы.
Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры, понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры к анализу системы собственной культуры.
Цель дошкольных образовательных учреждений не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе. Имея в виду, что процесс образования включает в себя три составляющие: обучение, развитие, воспитание, мы рассматриваем процесс поликультурного образования в аспекте воспитания.
Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом и современном контексте.
Так, цель поликультурного образования обозначается как формирование творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачами поликультурного образования являются:
полноценное приобщение к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры;
формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом;
воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями;
формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур;
воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Таким образом, сущность поликультурного образования раскрывается в работах многих психологов и педагогов: М.М. Бахтина, В.С. Библера, М.А. Богомолова, П.Ф. Каптерева, Э.К. Сусловой и других. Изучение всего комплекса перечисленных выше исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования.
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Содержание дошкольного образования должно обеспечивать формирование у детей целостной и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Приобщением детей к национальной культуре и традициям в деятельности ДОУ можно назвать следующие:
1.Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4.Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

4.Технология опыта.

Работая над формированием поликультурных качеств и толерантности
детей дошкольного возраста,я ставлю следующие задачи:
Определение наиболее актуальных форм работы с воспитанниками по поликультурному образованию;
Налаживание связей между детским садом и семьёй;
Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума;
Знакомство детей с культурой других народов, расширение кругозора, трансляция новых знаний;
Развитие у дошкольников умения понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру, обычаи;
Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературы;
В разных видах деятельности применять народное слово;
Показать красоту образного языка сказок;
Использовать театрализованную деятельность;
Приобщать детей к народной культуре в игровой деятельности;
Активизировать словарный запас, через употребление детьми слов в речи;
Повышать речевую активность, развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, моторику тела и мелкую моторику, творческое воображение;
Развивать коммуникативные навыки;
Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитание нравственных чувств, строится на основе следующих подходов:
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, проектная, музыкальная, театрализованная, изобразительная, декоративно-прикладная), двигательная активность, интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов мира;
использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родители»: «педагог – ребенок»; «педагог - родители»; «ребенок - родители».
осуществление воспитательной работы на основе культуры разных национальностей;
обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.
Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проводя с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Вот некоторые из них:
государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;
бытовые и семейные праздники — “Выпуск в школу”, дни рождения;
русские фольклорные праздники – Масленица, Пасха, весенне-летние игры и забавы, Праздник Осени, Посиделки на Покров;
мордовские праздники — «Акшекелу», «Рожтова», «Одкизе».
Художественно-эстетическая деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, оригами, рисование, роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей и т.д. Знакомим детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляем альбом и собираем материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством мордовского и русского народов.
Для плодотворного воспитания и развития детей, гармонизации отношений в группе, на основе позитивного сотрудничества, регулярно проводятся с детьми разнообразные игры «Горелки», «Ай, ди-ли!», «Зайцы и волк», «Заря», «Коршун», «Гуси» и другие.
Они имеют такое же значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. По содержанию национальные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, способствуют формированию дружеских отношений. В них ярко выражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, дружбе, желание стать сильнее, воспитывает стремление к победе, взаимовыручке.Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
«Игры народные» - этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя национальные элементы; танцевального, музыкального, поэтического,изобразительного искусства. С педагогической точки зрения национальные игры отличает широкая направленность. В каждой решается сразу несколько задач: развивается мышление, укрепляется память, закрепляются навыки общения. Уделив внимание незнакомым, взятым из другого языка игровым словам, их проговариванию, педагог помогает детям лучше понимать друг друга, что способствует улучшению общения детей. Возрождение интереса детей к игровому фольклору невозможно без участия взрослого, который выступает транслятором игровой культуры.
Задача воспитателя - поощрять игровые контакты между детьми разных национальностей: такого рода общение весьма значимо для развития детских отношений. Ведь в игре возникают и отрабатываются именно те жизненные ситуации в общении детей разных национальностей, в овладении которыми нуждаются дошкольники.
Проектная деятельность является одним из эффективных методов работы, позволяющим тесно взаимодействовать взрослому и ребенку. В ходе совместной деятельности над проектом, воспитатель содействует приобщению детей к изучению культуры и традиций людей разных национальностей,овладению нормами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, дети получают право на саморазвитие.
Во время проектной деятельности я использовала такие формы работы с воспитанниками, как игровые ситуации, игры, чтение и обсуждение прочитанного, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, самостоятельную деятельность.
За последние годы я реализовала следующие проекты:
«Народные сказки, как фактор развития поликультурного воспитания»( старшая группа), «Моя семья»(младшая группа), «Русские народные потешки»(младшая группа), « Я, в Мордовии живу!» (старшая группа).
Помощь родителей для достижения целей в проектной деятельности является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни группы, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. Главными направлениями в работе с родителями я считаю установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность.
В нашем детском саду сложились следующие формы работы с семьями:тематические уголки (по изучаемой детьми культурологической теме), папки – передвижки, фотовыставки, выставки совместных поделок,использование семейных фотоальбомов,знакомство с дидактическими играми, помогающими детям усвоить искусствоведческий материал (игровой),викторины,участие в подготовке к праздникам (изготовление костюмов, декораций, отбор литературы, музыкальных произведений),участие родителей в совместных праздниках, развлечениях,участие в работе по обогащению предметно-развивающей среды группы.
Использование предметно-развивающей среды в ДОУ национального содержания в процессе формирования поликультурных качеств и толерантности имеет огромное значение. Обогащение воспитательно-образовательного процесса предметно-развивающей среды национального содержания, находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, уровня развития знаний детей и уровня сформированности межличностных отношений. Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, по национальной направленности. Каждый предмет должен внести определенные сведения о культуре, национальностях, быть средством формирования дружелюбия и толерантности.
Все это говорит о том, что создание предметно-развивающей среды, разучивание и участие в играх и праздниках требует специального внимания воспитателя.
В нашей группе царит дружеская, комфортная атмосфера.Дети дружные, уважающие и трепетно относящиеся к сверстникам другой национальности.

5.Анализ результативности опыта.

В результате целенаправленной работы в нашем детском саду по формированию поликультурных качеств, толерантности детей дошкольного возраста достигнуты следующие результаты:
Ребенок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим, как каждый человек, учится общаться с разными людьми, совершенствуется и развивается, чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях.
Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Ребята стараются осознавать, как легко может возникнуть ссора или даже драка, с помощью взрослых находят причины конфликтов и пытаются их самостоятельно разрешить. Они знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дает возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что проведенная мною работа способствует формированию поликультурных качеств и толерантности дошкольников. Это не могло не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию литературы, материала народных обрядов, традиций, игр в воспитании детей, отмечаются положительные изменения в личности дошкольников. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, национальному наследию родной страны, другим людям.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья. Разработан и реализован долгосрочный проект « Я, в Мордовии живу!».
Результаты работы, которая проводилась в течение нескольких лет:
Создана предметно-развивающая среда; разработано перспективное планирование с детьми по данной теме;
разработан диагностический материал по воспитанию поликультурных качеств и толерантности;
Составлен перспективный план по работе с родителями;
Составлены конспекты НОД по ознакомлению с народными промыслами;
созданы и реализованы проекты.
У детей возрос интерес к народной культуре, чувство причастности к малой Родине Республике Мордовия.
Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей поликультурные качества и толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Однако не всегда родители находят время и возможность дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края. Не всегда условия ДОУ позволяют организовать работу по поликультурному образованию дошкольников. Поэтому одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Наша задача вовлечь родителей во взаимодействие по реализации работы по поликультурному образованию. А также создать условия в дошкольных группах, которые позволят организовать плодотворную работу в данном направлении.
Реальный опыт вскрывает проблемы в работе по поликультурному образованию детей. К ним относятся:
Недостаточно организованная развивающая среда;
Отсутствие взаимосвязи в реализации поликультурного образования между родителями - детьми - педагогами.
В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации ребёнка любой культуры и национальности.
Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в ФГОС ДО.Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Все компоненты должны быть связаны между собой по содержанию, национальной направленности, нести определенные сведения о культуре, национальностях, должны быть средством формирования дружелюбия и толерантности в установлении взаимоотношений между детьми.Мини-музеи, уголки краеведения в группах так же становятся неотъемлемой частью предметно-развивающей среды детского сада. Каждый из них - результат совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды в жизни дошкольного учреждения. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами - миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный методический материал доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по формированию поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста:
– воспитателям, старшим воспитателям, специалистам дошкольной педагогики, студентам педагогических учебных заведений;
– для родителей, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Наиболее приемлемыми формами использования опыта работы, считаю:
– информационный материал, содержащий сведения о народных традициях, культуре, языке, описание и иллюстративный материал методики проведения всех организованных форм непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми;
– консультации, педагогические советы;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– мастер-классы, мероприятия для педагогов района;
– сайт ДОУ.

Документы для скачивания