a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ в рамках поликультурного воспитания дошкольников

Опубликовано: 2016-01-28 10:04:17
<p><strong>Сотрудничество родителей и педагогов ДОУ в рамках поликультурного воспитания дошкольников</strong>&nbsp;<br />&laquo;Все друг другу мы нужны&hellip;&raquo;&nbsp;<br />Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. К сожалению, сегодня явно наблюдается тенденция к ужесточению нашей среды.&nbsp;<br />Перед нами, педагогами, стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого.&nbsp;<br />&laquo;Завтра начинается сегодня&raquo; - это высказывание, по-моему, точно выражает сущность педагогики и объясняет, почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей и на родителей наших воспитанников.&nbsp;<br />Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.&nbsp;<br />Наш коллектив пришел к выводу, что поликультурное воспитание &ndash; это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.&nbsp;<br />Мы убеждены, что приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, т.к. детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. Приобщение их к семейно-бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и &laquo;лада&raquo; в семье должно начинаться в семье.&nbsp;<br />Семья и детский сад &ndash; два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?&nbsp;<br />Современная модель сотрудничества детского сада с семьей - процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и ДОУ в процессе поликультурного воспитания, я считаю, должно строиться под девизом &laquo;Все друг другу мы нужны&raquo;&nbsp;<br />Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.&nbsp;<br />Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями:&nbsp;<br />1. Выпуск семейных газет&nbsp;<br />2. Проектная деятельность.&nbsp;<br />3. Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах.&nbsp;<br />4. Выставки совместных поделок.&nbsp;<br />5. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп.&nbsp;<br />6. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.&nbsp;<br />Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем многонациональном селе Зубова Поляна, что способствует воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.&nbsp;<br />Традицией нашей группы стал выпуск фотоальбома &laquo;Моя семья&raquo;. Одной страницей этого альбома является представление генеалогического древа семьи, что позволяет углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В альбоме &laquo;Моя семья&raquo; можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. На фотографиях можно увидеть дом или улицу, где родился и живет ребенок, любимые места села, где гуляют и отдыхают семьями.&nbsp;<br />Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников &ndash; они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае. Мы проводили фоторепортажи на следующие темы: &laquo;Самый лучший папа на свете&raquo;, &laquo;Мой папа в армии служил&raquo;, &laquo;Я и моя мама&raquo;, &laquo;Красота родной земли&raquo; и др. Проводился конкурс &laquo;Герб моей семьи&raquo;. Так мы связываем жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны.&nbsp;<br />В нашем дошкольном учреждении оборудован мини-музей &laquo;Изба национального быта&raquo;, а в каждой группе созданы уголки национальной культуры в рамках смотра-конкурса уголков &laquo;Мини-уголок национальной культуры&raquo;, с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Мордовии: русской, татарской, мордовской национальностей и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям. Большую помощь оказали родители, которые с энтузиазмом откликнулись на просьбу о помощи в оборудовании музея и уголков. Каждый приносил из своих домов старинные предметы быта, утвари.&nbsp;<br />Мини-музей &laquo;Изба национального быта&raquo; и народные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада. Каждый из них &ndash; результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.&nbsp;<br />Еще одна цель педагогического процесса - прожить жизнь с каждой народностью, для этого в течение года, вместе с детьми и взрослыми (педагогами ДОУ и родителями), проводились недели татарской, русской, мордовской культуры. В течение этих недель продолжали расширять и закреплять знания детей о народных обрядах, традициях, национальных костюмах; знакомили с устным народным творчеством, с народными сказочными героями, проигрывались сказки каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни. Дети с удовольствием дегустировали русские пироги, мордовские пшеничные блины, татарскую домашнюю лапшу, алки, азу.&nbsp;<br />На праздниках в ДОУ звучат песни и стихотворения на мордовском, русском и татарском языках. Вместе с родителями проводим народные праздники: "Масленица", "Праздник зимы", "Сабантуй", &laquo;Рожтовонь кудо&raquo; и др., которые заканчиваются свободным общением за чашечкой чая.&nbsp;<br />Приглашали в гости ансамбль национальной песни &laquo;Келу&raquo;, солистов народного ансамбля &laquo;Умырзая&raquo;, проводили встречу с поэтами и композиторами Мордовии и Татарстана. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.&nbsp;<br />Мы помогаем родителям своих воспитанников осознать, что народная культура &ndash; это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми национальной культуры, народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. А ведь жизнь доказывает, что народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные, подвижные народные игры, хороводы.&nbsp;<br />Мы проводим консультации для расширения знаний родителей по этому вопросу. К сожалению, родители немного времени уделяют внимание ознакомлению детей с культурой своего народа, не читают произведения национальных поэтов и писателей, не рассказывают народных сказок, потешек и песенок.&nbsp;<br />Старинная мудрость напоминает нам: &laquo;Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего&raquo;. Мы считаем, необходимо донести до сознания не только детей, но и их родителей, что они являются носителями народной культуры, и что важно воспитывать детей в национальных традициях.&nbsp;<br />Опыт работы позволяет сделать вывод: взаимодействие ДОУ с родителями, объединение сил и сотрудничество, приносят положительный результат в таком важном деле, как воспитание национального самосознания.&nbsp;<br />Мы, дошкольные педагоги вместе с родителями, взаимно обогащая друг друга в процессе поликультурного воспитания детей, готовим достойную почву для решения основной задачи современности - воспитания гражданина с чувством национальной гордости, гражданского долга и ответственности, с чувством патриотизма.&nbsp;<br />Список литературы:&nbsp;<br />1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. &ndash; М., 1993.&nbsp;<br />2. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. &ndash; М., 1994;&nbsp;<br />3. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование - М., Народное образование, 1999.&nbsp;<br />4. Найденова Е.А. Детский коллектив и толерантность. // Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / Под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой. М.: Изд-во РУДН, 2003. - 406 с.&nbsp;<br />5. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина &ndash; Ульяновск: УИПКПРО, 2004.&nbsp;<br />6. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей &ndash; важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. &ndash; 1990.- № 6.</p>

Документы для скачивания