a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Мастер-класс Тема: «Толерантность - принцип взаимодействия между людьми»

Опубликовано: 2016-01-28 10:04:46

Мастер-класс 
Тема: «Толерантность - принцип взаимодействия между людьми»
 

Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении. 
Задачи: 
• ознакомление с понятием «толерантности»; 
• показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны; 
• создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения; 
• осознание педагогом своей индивидуальности, принятие себя как уникальной личности. 
Оборудование: листы цветной и белой бумаги, шкатулка, зеркало, салфетки, индивидуальный набор для творчества (клей, ножницы, простой карандаш). 

У вас на столах лежат салфетки, я попрошу вас слушать меня внимательно и делать то, о чем я буду Вас просить. 

Упражнение «Салфетки». 
Сложите салфетку пополам, оторвите правый верхний угол, снова сложите салфетку и повторите процедуру еще раз. Спасибо, разверните получившуюся салфетку. 
Первоначально у всех салфетки были совершенно одинаковые, и каждый выполнял одни и те же действия, но, тем не менее, узор у всех получился разный. Почему так получилось? (После обсуждения.) Потому что вы все разные, не похожи друг на друга, каждый из вас уникален. 
Каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других. (Звучит музыка, звучит притча). 

Китайская притча «Ладная семья» 
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. 
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. 
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. 
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: 
- И все? 
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. 
И подумав, добавил: 
- И мира тоже. 
Как порой нам не хватает таких простых понятий ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ, ПРОЩЕНИЯ. 
Вы, согласны? 

Упражнение “Волшебное озеро”. 
А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему.(Передают шкатулку.) 
Ответил Вам этот человек на вашу улыбку? 
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”? 
Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому нужно с уважением и любовью относится окружающим, принимать других такими, какие они есть. 
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем уважительны и внимательны друг к другу – это и будет проявлением толерантности. Я предлагаю, Вам, закончить наш мастер-класс совместной работой «Созданием дерева толерантности». У каждого есть индивидуальный набор необходимый для этого. Техника выполнения нашей работы называется айрис-фолдинг (скручивание бумаги). 
Возьмем белый лист бумаги, он чистый как наши детки, которые попадают к нам в детские сады из маминых рук в наши. А вот полоски гофрированной бумаги на концах, которых скручиваем жгутики - это наши листочки, будущая крона дерева. Наши листочки разного цвета, размера, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники разные по характеру, по традициям, по интересам, по поведению они и есть «наши листочки», наша крона, наклеиваем их. Берем лист коричневого цвета, обводим каждый свою ладошку с запястьем - это будет наше дерево, наклеиваем на крону. Посмотрите, что у нас получилось? Все наши «детки-листочки» согреты нашими руками. Именно в наших детских садах мы должны научить наших детей быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ. Спасибо за внимание и в заключении мне бы хотелось закончить словами Фредерика Саломона Перлза 

Я пришел в этот мир 
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды, 
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, 
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. 

И ты пришел в этот мир 
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, 
Не для того, чтобы отвечать моим интересам, 
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды. 

Потому что я – это я, а ты – это ты. 
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! 
А если нет – ну что ж, печально. 

Пожалуйста, помните всегда эти слова. Пусть сделанные вашими руками «деревья» останутся напоминанием Вам о толерантности, как об одном из важнейших принципов человеческого общения и взаимодействия.

Документы для скачивания