Проблемно-деловая игра для педагогов «Поликультурное образование в детском саду.»

Опубликовано: 10:06:22 28-01-2016

Проблемно-деловая игра для педагогов «Поликультурное образование в детском саду.»

Целью игры является активизация деятельности педагогов по поликультурному образованию детей.
Предварительная работа: консультация, методический час, изучение методических и нормативных документов.
Материалы и оборудование: листы с заданиями по количеству участников кроссворды, для демонстрации этапов игры и решенных кроссвордов используется ИКТ –проект, компьютер, экран.
Ход игры: Педагоги рассаживаются полукругом за столами. Игру проводит ведущая.
Игра проходит в три этапа: на первом этапе педагоги работают самостоятельно, на втором этапе объединяются в пары, на третьем – в три группы с равным количеством участников.
Жюри оценивает работу педагогов в пара и группах по критериям: полнота ответа, слаженность работы в поре, группе. Индивидуальная работа жюри не оценивается.
Этап 1
1.Прочитайте высказывания разных авторов о поликультурном воспитании, образовании.
2. Подчеркните слова , выражающие суть высказывания.
3. Запишите, как вы понимаете суть поликультурного воспитания.
4. Зарисуйте схематично главный смысл поликультурности.
А.Н. Джуринский рассматривает поликультурное воспитание как альтернативу интернациональному социалистическому воспитанию, формирование личности вне национальной культуры при условии единства и идеологической интеграции общества. При этом поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.
М.А. Богомолова исходит из того, что поликультурное образование по своей сущности близко межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие , противостоит национализму и расизму. Оно направленно на освоение культурно – образовательных ценностей , на взаимодействие различных культур в ситуации плюралистической культурной адаптации к иным культурным ценностям.
В.В. Макаев.,З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова отождествляют поликультурное воспитание с формированием личности человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде , обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур , умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей , рас, вероисповеданий.
Ряд авторов ( Н.Д. Гальская , Л.Л. Парамонова , В.В. Сафонова, Э.А. Соколова) Связывают готовность воспринимать другую культуру , другую культуру , другой образ жизни с проявлениями толерантности, ведь только взаимная терпимость людей разных национальностей может противостоять ненависти.
Этап 2
Объединитесь в пары по общему признаку. Расскажите своему партнеру , как вы понимаете суть поликультурного воспитания. Объясните свою схему поликультурности. Нарисуйте общую схему поликультурности.
1. Прочитайте значение слова «толерантность» и «этно» –, взятые из словарей.
2. Основываясь на них ,составьте свое определение этнотолерантности.

Значение слова « толерантность»
«Викепендия»
Толерантность- от лат.tolerare-терпеть, переносить, выносить, привыкать.
«Социальная толерантность»в социологии и психологии- терпимость, умение спокойно ,без враждебности воспринимать чужой образ жизни ,поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования, признавать право на существование других культур, устойчиво сосуществовать в мультикультурном , мультиэтническом сообществе.
Словарь иностранных слов
Толерантность ( от лат.tolerantia-терпение ) 1)терпимость ,снисходительность к чему либо; 2) биол.,мед. полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности ,т.е.потеря организмом живитного или человека способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение.
Современный толковый словарь
Толерантность ( от лат.tolerantia-терпение )- 1) иммунологическое состояние организма ,при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей. 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды…; 3) терпимость к чужим мнениям, верования, поведению.
Значение слова «этно»
Начальная часть сложных слов , вносящая значение слова (этногенез, этнолингвистика, и т.д.

Этап 3
Объединитесь в три группы с равным количеством участников.
1. Решите кроссворд по разделу программы «Детство»- «Ребенок в поликультурной и полиэтнической среде»
Вопросы 1-го кроссворда
1.Один из компонентов содержания социального развития старших дошкольников в поликультурном обществе.
2. Наиболее ценной для воспитания и обучения дошкольников становится духовная ---------- и особенно искусство.
3. Социально -культурный феномен ,обладающий большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам.
4 и 5. Две формы народной игровой культуры ,понятные и интересные детям.
6. В произведениях декоративно-прикладного искусства разных народов отражаются традиционные культурные ценности--------------------------------.
7.Освоение чего помогает дошкольникам понять общность нравственно- этических общечеловеческих ценностей?
Вопросы второго кроссворда
1. Одна из форм народной игровой культуры ,понятная и интересная детям.
2. Один из компонентов содержания социального развития старших дошкольников в поликультурном обществе.
3. Ценность(одна из трех) устного народного творчества.
4.общее в образах народно- декоративных промыслов определяется единством нравственных и эстетических------------------------------------.
5. Произведения разных видов искусства близки эмоциональному проявлению ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах --------------------деятельности.
6. Один из трех компонентов этнотолерантности.
Вопросы третьего кроссворда.
1.Специфика народных декоративных промыслов разных культур (различие в образах) зависит от --------------- особенностей этноса.
2. Один из компонентов содержания социального развития дошкольников в поликультурном обществе.
3. Один из трех компонентов этнотолерантности.
4. Ценность (одна из трех) устного народного творчества.
5. Наиболее ценной для воспитания и обучения дошкольников становится духовная культура и особенно---------------------------.
6. Одна из форм народной игровой культуры, понятная и интересная детям.

2. Выполните задание.
Задание 1.
Перечислите основные методы воспитания этнотолерантности у детей 5-6 лет.
Продолжите фразу : «Использование этих методов обеспечивает и способствует ….»
Задание 2. Перечислите методы воспитания этнотолерантности у детей 6-7 лет, которые не применялись в старшей группе.
Раскройте суть метода проектов в старшей и подготовительной группах.
Задание 3.Подробно расскажите о методе «Сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народного искусства.»
Составьте план проведения тематического дня «Дружат дети всей Земли»(рекомендованного к проведению авторами программы «Детство»)
Решите кто будет выступать от вашей группы .
Проводится обмен мнениями.
Литература.
1. Бабаева Т.И. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.СПб.,2011-с.498-508.
2. Бабаева Т.И . Мониторинг в детском саду :научно-методическое пособие- СПб., 2011.-с.172-189.
3. Евдокимова Е.С. Технология пректирования в ДОУ. -м., 2006.
4. Лосев П .Н. Управление методической работой в современном ДОУ. –м., 2005.
5. Шмонина Л.А. Инновационные технологии в методической работе в ДОУ: планирование , формы работы. –Волгоград, 2011.

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: