a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Знакомство с русским фольклором как часть патриотического воспитания детей-дошкольников

Опубликовано: 2016-01-28 10:07:01
<p><strong>Знакомство с русским фольклором как часть патриотического воспитания детей-дошкольников</strong>&nbsp;<br />&laquo;Воспитание, если оно хочет быть бессильным, должно быть народным&raquo;.&nbsp;<br />К.Д.Ушинский&nbsp;<br />Ребенок не может гармонично развиваться без ощущения себя в мире доброты, любви и согласия. Первый человек, который вводит ребенка в этот мир &ndash; это его мать. С матерью у ребенка связаны все самые светлые и теплые чувства. Любовь к матери расширяется до чувства любви к близким, к дому, к городу и Родине. В семье ребенок получает первый опыт общения с людьми, с природой, с окружающими. Он научается любить, прощать, находить общий язык, уважать, заводить дружбу и жить по законам совести. А совесть &ndash; это народная память. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт и верование, любимые праздники.&nbsp;<br />Как сказал С.Н Мирольский: &laquo;Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...&raquo;&nbsp;<br />Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм.&nbsp;<br />С первых дней своей жизни с экранов телевизоров современные дети видят потоки жестокости и зла, современные мультфильмы не несут в себе никаких морально-нравственных эталонов, не дают детям образцы поведения в различных жизненных ситуациях. Запертые в городских квартирах дети лишены возможности свободного общения с природой. Они, подчас, не знают, что такое &ndash; послушать тишину леса, шорох сена, почувствовать запах луговых трав. Мы не можем противостоять времени и изменить жизнь детей, но в наших силах привнести в из жизнь то необходимое, то вечное и доброе, без чего не может сложиться Человек, как личность, как патриот.&nbsp;<br />И здесь неоценимую помощь оказывает нам русский фольклор.&nbsp;<br />Фольклор русского народа &ndash; важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор &mdash; это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. Н.И. Атанова и Шишкина в своей работе &laquo;Детский игровой фольклор Волгоградской области&raquo; в качестве эпитета приводят слова С.Н. Миропольского: &laquo;В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца&hellip;&nbsp;<br /><br />С первых дней своей жизни ребенок знакомится с прекрасным миром народной культуры. Мама заведет веселую игру в "Ладушки" и споет ласковую колыбельную песню, а бабушка одарит яркой россыпью прибауток и потешек. Прекрасное русское слово "пестовать" передает всю теплоту любящих родительских сердец. Пестушки - самые первые детские стихи, которые он услышит.&nbsp;<br />Фольклор &mdash; это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.&nbsp;<br />Трудно себе представить жизнь детей без игр, веселых, шумных, задорных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.&nbsp;<br /><br />Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус.&nbsp;<br />Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в народные игры мы развиваем речь, получаем первые знания по грамматике и арифметике, культуре поведения, познаем тайны природы и красоту звучащего слова.&nbsp;<br />Частые и быстрые повторения скороговорок развивают артикуляционный аппарат. Играя в подвижные игры с припевами, мы разыгрываем театрализованные представления, а также двигаясь &ndash; бегая, прыгая, метая в цель- развиваемся и укрепляемся физически.&nbsp;<br /><br />Загадки, головоломки, задачки на буквы являются устным букварем и первыми уроками русской словесности.&nbsp;<br /><br />Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь т творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных детских играх.&nbsp;<br />Проблемы бездуховности и безнравственности не решить ни экономически, ни политическими методами. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует его духовности &ndash; интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно- патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру и качество его общего развития.</p>

Документы для скачивания