Консультации для воспитателей.Тема:"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ."
<p><span style="text-decoration: underline;">Консультации для воспитателей</span><br /><strong>"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ."</strong><br /><br />Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любознательны, искренны, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. Когда ребёнку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что же для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.<br />Однако, при поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребёнок попадает в непривычную среду детского сада. Чёткий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками совпадают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах.<br />Детский сад это новый период в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем.<br />Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же всё объясняется такое разное поведение детей?<br />Причины могут быть разными:<br />- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;<br />- наличие отрицательных привычек ( сосание соски, при укладывание);<br />- неумение занять себя игрушкой;<br />- несформированность необходимых культурно – гигиенических навыков и другие.<br />Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения с взрослыми и детьми.<br />Научить ребёнка вступать в общение со взрослыми и детьми – важная задача в процессе адаптации к детскому саду.<br />В рамках организации и создания оптимальных условий для успешной адаптации детей , разработан цикл игр – занятий, направленный на повышение адаптационных возможностей ребёнка путём формирования у него навыков общения с взрослыми и сверстниками.<br />Конспекты игр – занятий<br />Первые занятия проводятся совместно с родителями.<br />Занятие N 1.<br />1.Знакомство детей друг с другом. Назови своё имя. Взрослый походит к ребёнку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребёнка «Как тебя зовут?»<br />2. Поиграй с мамой:<br />- Упражнение «Коза рогатая»<br />Идёт коза рогатая,<br />Идёт коза бодатая:<br />Ножками - топ, топ!<br />Глазками – хлоп, хлоп! Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребёнка<br />Кто кашки не ест,<br />Кто молока не пьёт.<br />Того забодает. Ускоряя темп, мама забирается ребёнку подмышки с начала с одной стороны, затем с другой<br />- Упражнение «Стенка, стенка»<br />Стенка стенка<br />Потолок,<br />Раз ступенька<br />Два ступенька<br />Дзинь звонок Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребёнка, затем другой<br />Лба<br />Потом подбородка<br />Места над верхней губой<br />И кончика носа малыш<br />Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.<br />- Упражнение « Мельница»<br />Дуйте, дуйте, ветры в поле Ребёнок сидит на коленях у мамы спиной к нему.<br />При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребёнка.<br />Чтобы мельницы мололи, Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.<br />Чтобы завтра из муки испекли мы пироги Имитация лепки пирожков ( ладони ребёнка соединяются)<br />3. Упражнение « Мы ногами топ»!<br />Дети вместе с взрослыми выполняют следующие движения:<br />Мы ногами топ - топ - топ Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.<br />А в ладоши хлоп – хлоп. Ай да малыши!<br />Ай да крепыши! Высоко поднимая ладоши, хлопают.<br />По дорожке мы шагаем Идут за воспитателем.<br />И в ладоши ударяем. Хлопают в ладоши.<br />Топ – топ, ножки топ! Стоя на месте, топают ногами.<br />Хлоп – хлоп, ручки хлоп! Хлопают руками.<br />Ай да малыши!<br />Ай да крепыши! Руки на пояс – кружатся.<br />4. Упражнение «Зайка серенький сидит»<br />Зайка серенький сидит Взрослый садится<br />И ушами шевелит. Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачивая вправо и влево.<br />Вот так , вот так.<br />Он ушами шевелит. Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.<br />Зайке холодно сидеть.<br />Надо лапочки погреть.<br />Вот так, вот так надо лапочки погреть. Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.<br />Зайке холодно стоять,<br />Надо зайке поскакать.<br />Вот так, вот так<br />Надо зайке поскакать! Взрослый и дети прыгают и повторяют две последние строчки<br />Зайку волк испугал! Взрослый рычит<br />Зайка тут же убежал! Дети разбегаются в рассыпную.<br />5.Самостоятельная деятельность. Детям предлагают игрушки для совместной игры.<br />Занятие N 2.<br />Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.<br />Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать своё имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть?»<br />Упражнение 2. Пропавшие ручки.<br />У меня попали ручки Спрятать руки за спину<br />Где вы, рученьки мои? Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки<br />1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. Показать руки<br />У меня пропали ножки.<br />Где вы ноженьки мои? Спрятать ноги<br />1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять. Встать на ноги.<br />Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щёчки.<br />Упражнение 2. « Зарядка для пальцев»<br />Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.<br />А потом они в альбомах, будут снова рисовать. Дети вперёд вытягивают руки, сжимают и разжимают кулаки<br />Занятие N 3.<br />Упражнение 1. «Давайте познакомимся». Детям предлагается поздоровится рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создаёт психологическую непринуждённую атмосферу.<br />Упражнение N 2. Игра «Киска – киска». Ребёнок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдёт. Для игры используется игрушечный котёнок.<br />Покажите ребёнку игрушечного котёнка: «Кто это такой пушистый к нам пришёл?» Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котёнка «Где у кисы глазки?», А у ушки? Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: « Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела киску:<br />Киска, киска, киска, брысь!<br />На дорожку не садись.<br />Наша Танечка пойдёт,<br />Через киску упадёт!<br />Таким образом , потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребёнка.<br />Упражнение N 3 «Зайка»<br />Заинька- зайка Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку<br />Маленький зайка Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола<br />Длинные ушки Дети приставляют ладошки к голове.<br />Быстрые ножки Побежали.<br />Деток боишься,<br />Зайка - трусишка Дети обхватывают себя руками, изображая страх.<br />Упражнение 4. «Карусели»<br />Еле- еле, еле –ели.<br />Закружились карусели. Взрослые и дети встают в круги берутся за руки( или за обруч) Двигаются по кругу по часовой стрелке.<br />А потом, потом,<br />Всё бегом, бегом, бегом. Идут быстро, ещё быстрее, затем бегут.<br />Тише, тише.<br />Не спешите. Постепенно замедляю движение, переход на ходьбу.<br />Карусель остановите. Меленая ходьба.<br />Стоп. Остановиться и присесть на корточки.<br />Занятие N 4.<br />Упражнение 1.<br />Инсценировка сказки «Курочка Ряба».<br />Предложить детям поиграть в дидактические игры:<br />- « Собери пирамидку»;<br />- « Сложи узор»;<br />- «Собери картинку».<br />Упражнение N 2.<br />«Покажи отгадку»<br />Мордочка усатая,<br />Шубка полосатая,<br />Часто умывается,<br />А с водой не знается. Кошка<br />Заворчу, заурчу,<br />В небеса уличу. Самолёт<br />Летом в в болоте вы её найдёте<br />Зелёная квакушка-<br />Кто это? Лягушка<br />Кто зимой холодный<br />Бродит по лесу голодный? Волк<br />Упражнение N3. «Любопытная Варвара»<br />Любопытная Варвара Дети поднимают и опускают плечи.<br />Смотрит влево Поворачивают корпус влево<br />Смотрит вправо Поворачивают корпус вправо<br />Смотрит вверх Поворачивают корпус вверх<br />Смотрит вниз Опускают голову вниз<br />Чуть присела на карниз, Выполняют лёгкое полуприседание<br />А с него свалилась вниз Резко приседают.<br />Занятие N 5. (без участия родителей)<br />Тема: «Вот я какой!»<br />Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.<br />Задачи:<br />- создание положительного эмоционального климата в группе,<br />- развитие самопонимания, самознания своей индивидуальности,<br />- развития чувства ритма, координации движений.<br />Материал:<br />Корзинка с сюрпризами.<br />Солнышко –мягкая игрушка, погремушка, кукла Малыш.<br />Ход занятий<br />Организация начала занятия.<br />Стульчики расставлены полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:<br />Погремушка играет –<br />Деток собирает!<br />Предлагает детям присесть на стульчики.<br />Педагог: Доброе утро, дети ! Я очень рада вас видеть . Сегодня в гостях у нас Малыш. Он похож на вас?<br />Ответы детей.<br />Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её.<br />Игра «Большие и маленькие»<br />Педагог: Покажите, малышу, какие вы сейчас большие.<br />Дети встают в полный рост.<br />Педагог: А теперь , покажите, какие вы были маленькие.<br />Дети приседают на корточки.<br />Педагог: А какие вы будете ,когда станете взрослыми.<br />Дети встают на носочки и тянуться руками вверх. Игра повторяется 2 -3 раза.<br />Педагог: Дети, на стульчики свои пройдите и на Лялю посмотрите.<br />Ляле мы сейчас расскажем и ручками покажем, что у нас есть.<br />Игра « Это я».<br />Это глазки. Вот. Вот.(Показывает сначала левый, потом правый глаз)<br />Это ушки. Вот. Вот (Берутся сначала за правое ухо, потом за левое)<br />Это нос. Это рот. (Левой показывают нос, право живот)<br />Это спинка. Тут живот (Левую кладут на спину, правую на живот)<br />Это ручки. Хлоп - хлоп.(Два раза хлопают)<br />Это ножки. Топ – топ.(Два раза топают)<br />Ох устали вытрем лоб.(Правой рукой вытирают лоб).<br />Далее педагог спрашивает детей :<br />- Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги)<br />- А что умеют делать ваши ножки?(Ходить , бегать, прыгать)<br />- Покажите малышу, как вы умеете шагать.<br />Педагог: Дружно все вставайте и за мной всё повторяйте.<br />Упражнение «Наши ножки»<br />Большие ноги шли по дороге (Большими ногами идут друг за другом)<br />Топ, топ, тот.<br />Маленькие ножки шли по дорожке (Маленькими шагами бегут друг за другом)<br />Топ, топ, топ.<br />Ваши ноги убегают (Возвращаются на свои места)<br />Только пяточки сверкают.<br />Педагог: А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём.<br />Погладим себя по головке.<br />Похвалим :хорошо играли, славно танцевали….<br />Погладим ножки, ручки…<br />Педагог:<br />Ручки не деритесь,<br />Ручки не сердитесь,<br />Лучше подружитесь.<br />Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»<br />Дружат в нашей группе (подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до подушечек другой руки)<br />Девочки и мальчики<br />Мы с тобой подружим маленькие пальчики (Пальчики сцепляются в замок)<br />Упражнение «Покачай малыша!»<br />Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с педагогом:<br />Бай, бай, бай,<br />Ты ,собачка не лай,<br />И в дудочку не гуди,<br />Нашу Лялю не буди.<br />Педагог: Наш малыш уснул. И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь, тепло.<br />Солнышко, появись!<br />Светлое, лучистое,<br />Покажись.<br />Педагог достаёт из корзины солнышко.<br />Упражнение «Подари любовь и тепло»<br />По очереди дети обнимают солнышко, передавая друг другу.<br />Педагог: « Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Свете…. И вы, ребята, нежно обнимаете его, и подарите ему свою любовь и ласку».</p>
Документы для скачивания
Предыдущие материалы
Следующие материалы
- Консультация для родителей.Тема:"Игрушки для детей старшего дошкольного возраста"
- Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет, или что умеет ребёнок в этом возрасте»
- Консультация для педагогов. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» в условиях ФГОС
- Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ»
- Консультация для родителей «Поговори со мною, мама»