a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Консультация для воспитателей «Современные формы работы с родителями в ДОУ»

Опубликовано: 2016-01-28 10:13:02
<p><em>Консультация для воспитателей</em></p> <p><br /><strong>&laquo;Современные формы работы с родителями в ДОУ&raquo;</strong></p> <p>&laquo;Воспитывает все: люди, вещи, явления, но,<br />прежде всего и дольше всего &ndash; люди.<br />Из них на первом месте &ndash; родители и педагоги&raquo;<br />А. С. Макаренко</p> <p>Первая школа воспитания растущего человека &ndash; это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она &ndash; целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт &laquo;жить среди людей&raquo;.<br />Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:<br />- сотрудничество Организации с семьёй;<br />- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.<br />Проблема, с которой я сталкиваюсь в работе с родителями &ndash; это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителей. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.<br />В статье 18 Закона РФ &laquo;Об образовании&raquo; говорится: &laquo;Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте&raquo;.<br />Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад &ndash; место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.<br />Как сложно бывает достучаться до пап и мам!<br />Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.<br />Как изменить такое положение?<br />Как заинтересовать родителей в совместной работе?<br />Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?<br />Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей, их педагогическое просвещение, способствует совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, а также повышает уровень положительного отношения и доверия к педагогам. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.<br />Взаимодействие детского сада и семьи &ndash; это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются все стороны. Следовательно, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - источник и важный механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей.<br />Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ я веду по четырём направлениям:<br />1. Информационно-аналитическое.<br />2. Познавательное.<br />3. Наглядно-информационное<br />4. Досуговое.<br />1. Информационно-аналитическое направление включает в себя:<br />-Анкетирование<br />- Консультации<br />- Составления социального паспорта семей<br />- Изучение специальной литературы: книг, статьей, материал в интернете.<br />2. Познавательное направление включает в себя:<br />- Общие и групповые родительские собрания:&laquo;Как вызвать любознательность у детей? &raquo;, &laquo;Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи ДОУ&raquo;, &laquo;Семейные традиции и праздники&raquo;&raquo; и т. д.<br />- Семинары &laquo;Что такое ФГОС дошкольного образования? &raquo;<br />- Анкетирование: &laquo;Мой ребенок и его индивидуальные особенности&raquo;, &laquo;Какой ты родитель? &raquo; и др.<br />- День открытых дверей<br />- Беседы с родителями: &laquo;Режим - главное условие здоровья для малышей&raquo;, &laquo;Гигиена одежды вашего ребёнка&raquo;, &laquo;Поговорим о здоровье! &raquo;, &laquo;Что такое подготовка к школе&raquo;, &laquo;Питание ребенка летом&raquo; и др.<br />- Консультации: &laquo;10 заповедей воспитания&raquo;, &laquo;Нужно ли учить ребенка общению&raquo;, &laquo;Роль игры в жизни ребёнка&raquo;, &laquo;Роль семьи в осуществлении здоровье сбережения дошкольников&raquo;, &laquo;Что должны знать родители о ФГОС&raquo;<br />- Мастер-классы: &laquo;Учимся делать прически&raquo;, &laquo;Сделаем подарок малышу&raquo;<br />- Совместное создание предметно-развивающей среды группы и участка. Родителями был изготовлен дидактический материал: массажные дорожки и варежки, пополнены спортивные уголки нетрадиционным оборудованием, оформлена стенгазета: &laquo;Мы выбираем здоровье&raquo;, пополнен зелёный уголок комнатными растениями, был оформлен уголок книги &laquo;Волшебный мир книг&raquo;. В течении года родители принимали активное участие в работе детского сада и благоустройстве территории.<br />1. Наглядно - информационное направление включает в себя:<br />- Уголки для родителей<br />- Папки-передвижки: &laquo;Первый раз в детский сад&raquo;, &laquo;Времена года&raquo;, &laquo;Витамины для детей&raquo;, &laquo;Азбука пешеходов&raquo;, &laquo;Как рассказать детям о войне&raquo;<br />-Презентации: &laquo;Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения&raquo;.<br />- Тематические выставки рисунков: &laquo;Защитники Отечества&raquo;, &laquo;Мама &ndash; солнышко моё&raquo;, &laquo;Мой край родной&raquo;, &laquo;К 70-летию Победы&raquo; и др.<br />- Выставки конкурсных работ: &laquo;Дары осени&raquo;, &laquo;Новогодняя игрушка&raquo;, &laquo;Зимняя кормушка&raquo;, &laquo;Лучшая поделка&raquo;.<br />- Фотовыставки и фотоколлажи: &laquo;Мы выбираем здоровье&raquo;, &laquo;Военная техника&raquo;, &laquo;Никто не забыт, ничто не забыто&raquo;, &laquo;Наши праздники&raquo;<br />2. Досуговое направление, это:<br />Праздники: &laquo;Праздник Осени&raquo;, спортивный праздник к &laquo;Дню матери&raquo;, &laquo;Новый год&raquo;, &laquo;День защитника Отечества&raquo;, &laquo;День бантика&raquo; к 8 Марта, выступление детей в ДК с музыкально-литературной композицией к 9 мая &laquo;Герои давно отшумевшей войны&raquo;, конкурсная программа &laquo;Наша семья&raquo;.<br />Развлечения: День знаний - &laquo;Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались&raquo;, &laquo;ЗУЛ&raquo;, &laquo;Широкая Масленица&raquo;, &laquo;День прилета птиц&raquo;, &laquo;1 апреля &ndash; день смеха&raquo;, &laquo;Папа, мама, я &ndash; дружная семья&raquo; ко Дню Семьи.<br />Дни здоровья: совместный с родителями спортивный досуг &laquo;Азбука города&raquo;,<br />Театрализованные постановки: &laquo;Витаминная семейка&raquo;, &laquo;Сказка о непослушном огурчике&raquo;<br />В заключении хотелось &ndash; бы еще раз подчеркнуть, что семья и детский сад - это два важных социальных института социализации ребенка. Семья &ndash; уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального &laquo;тыла&raquo;. Семья &ndash; это еще и источник общественного опыта. Здесь ребенок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Мы должны вырастить нравственно здоровое поколение и должны решать эту проблему все вместе: детский сад &ndash; семья, общественность. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.<br />Вывод: в результате проведенной работы, использования нетрадиционных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей, возрос уровень культуры межличностного общения родителей.<br />Работа воспитателей в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из &laquo;зрителей&raquo; и &laquo;наблюдателей&raquo; становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса.<br />Заключение.<br />Семья &ndash; принята как первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребёнка. В своей педагогической деятельности продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитать будущих созидателей жизни.<br />Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.</p>

Документы для скачивания